Полгода по стране продолжает шествие Год педагога и наставника – непрекращающийся марафон пожеланий, благодарностей и внимания к учительской работе. В разных регионах страны, как лампочки-улыбки из песни Шаинского, вспыхивают сообщения о новых конкурсах и соревнованиях, поощрениях и наградах, акциях, памятниках и слетах. Все вокруг будто воспряло ото сна, обновилось и задышало с новой силой: «весна» профессии, которая сродни призванию. И в этом разноцветии каждый педагог найдет событие, которое будет ему ближе и роднее. Для педагогов из Адыгеи таким, безусловно, стал межрегиональный Фестиваль педагогических команд, который уже в одиннадцатый раз собрал самых активных и креативных учителей республики, а также представителей еще десяти регионов нашей большой страны под лозунгом «Дорогами мастерства».
Фестиваль – это история
Когда в 2012 году мир ждал напророченный древними майя конец света, клуб «Учитель года» Адыгеи готовил первый летний региональный слет, получивший название «Фестиваль учительских клубов». Тогда уже клуб успел отпраздновать пятилетний юбилей и решил перенимать опыт успешных фестивалей, которые проводились в стране и участниками которых становились педагоги республики.
Думаю, что история возникновения фестиваля не так сильно отличается от историй прочих аналогичных слетов, хотя, конечно, она бередит чувства тех, кто за эти годы не пропустил ни одного из таких мероприятий, проводимых в горах Майкопского района. Истории всегда уделяется отдельное место в сценарии торжественного открытия, для этого готовится слайд-шоу, которое охватывает фотографии от первого до последнего, прошлогоднего, фестиваля. Длительность ролика с каждым годом растет, но и эмоций он вызывает все больше. Первое ощущение связано с узнаванием себя и друзей на фотографиях. Кто-то вспоминает, что был на фестивале несколько лет назад, но запамятовал. Кто-то узнает друзей, которым в круговерти дней забыл звонить и писать, кто-то вспоминает себя и то, как молод он был, а кто-то выискивает родные лица друзей и коллег, уже ушедших в вечность. Эмоции очень разные, но едино возникающее ощущение складывавшихся годами традиции и целостности, позволяющих перетекать из одного фестиваля в другой мягко, поступательно, эволюционно.
Отмечаю неустанный рост числа участников: если первый фестиваль собрал порядка 30 педагогов республики, то последние три уже заполняют собой все предоставленное жилое пространство: 116 учителей из самых разных уголков Адыгеи и России. Это число можно легко увеличить в два раза, ведь в этом году мы побили своеобразный рекорд по количеству отказов: физически невозможно разместить всех желающих. Конечно, организаторы верят, что смогут однажды найти площадку, которая вместит всех желающих. Мечта эта вполне реализуема: в последнее время в регионе активно развивается туризм, строятся все новые и новые отели, дома отдыха и целые горные деревни, аналогичные той, на базе которой уже несколько лет проходит работа фестиваля. Однако пока и место традиционное, и участники чаще всего знакомые, которые преданы фестивалю уже много лет, в этом году они получили медали в номинации «За преданность фестивалю». Все это работает на возникновение ощущения бережного отношения к тому, что здесь будет происходить, некоторой заповедности и ценности, хрупкости, нарушить и разрушить которую непозволительно. Особенно тонко это чувствуют те, кто приезжает на фестиваль впервые.
Фестиваль – это школа
Изначально фестиваль замысливался как площадка для обмена опытом и пополнения копилки приемов и технологий. Приезжающие со всероссийских финалов профессиональных конкурсов (чаще всего это, конечно, «Учитель года») делились с коллегами увиденным: вот фотографии с цветными шляпами, а вот на флипчарте появляется узнаваемый fish bone, кластеры… Сегодня эти приемы воспринимаются с улыбкой, но вчера педагоги только узнавали о них, обучаясь друг у друга. По сути, фестиваль стал площадкой, которая аккумулирует и распространяет самый передовой опыт. Волна эта за год кругами расходится от горной деревни до самых отдаленных школ, отзвуки слышны вплоть до новой встречи.
За одиннадцать лет фестиваля (его не удалось провести в пандемийное время) ни на йоту не был снижен градус образовательного потенциала: мероприятие не просто проводится, но и поясняется, как именно организовать аналогичное у себя, знания не только передаются, но тут же закрепляются, а потому никакой лекционной работы, исключительно интерактивные методы. Каждый вечер команды выпускают стенгазету – проводят рефлексию прожитого дня. Многие годы работает методическая копилка, – любой желающий может разместить в ней свои наработки и изучить наработки других, – а также Школа молодого педагога – реверсивное менторство, в рамках которого апробируются уникальные авторские форматы. Хотя, чтобы не грешить против истины, и классические форматы преломляются авторским видением: ставшие уже традиционными «Мировое кафе», «Аквариум» и вернисаж педагогических находок в стиле ТЕД (кому-то более известный как формат «Научу за 5 минут») были переработаны под фестиваль организующими его методистами. Конечно, нельзя обойти стороной и «Педагогический ринг», который одиннадцатый раз проводится аккурат перед закрытием и поднимает больные вопросы: в этом году спорили о том, есть ли возраст у учителя и где та грань, перейдя которую надо найти в себе силы уйти из профессии.
Стало доброй традицией приглашать на площадку фестиваля победителя (назовем его абсолютным) профессионального конкурса «Учитель года России», в этом году к нам приехал Дмитрий Лутовинов из Московской области со своей командой. Большим удовольствием было принимать на адыгейской земле исполнительного директора благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петра Положевца, директора Федерального методического центра Академии Минпросвещения доктора психологических наук Альбину Бучек, советника губернатора Ставропольского края Елену Букшу, которая уже много лет привозит свою команду для участия в фестивале, и проректора Тюменского областного государственного института развития регионального образования Марину Кускову с группой учителей из этого региона.
Петр Григорьевич рассказал о том, легко ли быть наставником, и дал пищу для размышлений о том, зачем вообще такая работа нужна. Также он рассказал о программах и мероприятиях, проводимых фондом «Вклад в будущее». Дмитрий Владимирович говорил о конкурсе и о том, какой учитель нужен школе. При этом не могу не сказать, что говорил он так, что смог вышибить слезу у каждого, кто прошел через «Учителя года», это ощущение любви, сомыслия и события, которое остается с конкурсантом навсегда. Альбина Александровна рассказала о том, как должна строиться методическая работа на всех уровнях с учетом взаимосвязей, предусмотренных Единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, а Елена Петровна поведала о постулатах и принципах, которые сформировались у нее как учителя, методиста и управленца. При этом гости ежегодно становятся не только спикерами, но и активными участниками всех фестивальных событий, что очень радует организаторов: манящие виды, бассейн на территории и желание отдохнуть с дороги все же сильно проигрывают интересу участия в фестивальной жизни. Также по доброй традиции площадка фестиваля предоставляется для выступления участникам профессиональных конкурсов, ежегодно здесь точат свои перья будущие учителя года и дебютанты.
Фестиваль – это творчество
Работать по плану учителя умеют, школа в нашей стране устроена таким образом, что от бесконечного расписания уйти нет никакой возможности. Потому фестиваль, который выпадает на летнее, а значит, и отпускное время, не может быть строго рамочным и должен дать участникам возможность почувствовать свежее дыхание творческой работы. Продуманная программа, рассчитанная буквально до минут, – это все, что сковывает (хотя правильнее сказать – организовывает) гостей.
В первый день работы в рамках Школы молодого педагога участникам была предложена игра «Авоська: авось пригодится». Прочитать подробнее об этом формате вы можете в статье «Неделя как целая жизнь» («Учительская газета» №11 от 14 марта 2023 года). Конечно, не обошлось без новаций: в этот раз мы предложили участникам придумать еще и как можно больше способов методического применения неожиданных предметов. Команды в этой работе по-настоящему блистали, да и неудивительно, ведь они были заботливо собраны организаторами с учетом двух важнейших правил: нет двух участников из одной команды и как можно больше разных предметников. Работа эта позволила познакомиться гостям поближе и открыть целый мир удивительных методических потенциалов.
Когда рамками становится временной промежуток, творчество приходится укладывать в самые острые, точные и весомые слова. Именно это делает фестивальный ТЕД особенно емким и содержательным. Ежегодно только растет число его участников, а значит, и мыслей, идей, находок. Более подробно изучить представленный опыт можно в методическом сборнике (надо ли пояснять, что каждый участник получил его вместе с раздаточным материалом) и, конечно, в приватной беседе с автором. Сложно уместить все в пять минут, но это дает возможность рассказать за ограниченное время много разного: простая арифметика укладывает в час до двенадцати выступлений на самые разные темы. В этом году мы учились запоминать информацию, внедрять киберспорт, мыслить критически, развивать мягкие навыки и эмоциональный интеллект.
Фестиваль дает возможность каждому говорить и быть услышанным. Для этого организуются «Аквариум», который в этом году был посвящен новым вызовам системы образования, проектный офис с задачей грамотно построить систему наставничества с учетом точно выверенной структуры участников, разработки функционала для каждого структурного элемента, правильно подобранного инструментария, коучинг-сессия «Команда 5+» на отработку личностных и коммуникативных компетенций и, конечно, «Педагогическая кадриль» – парад командной самодеятельности, где в шуточной манере под вечерний чай осмысливаются самые острые грани нашей повседневной работы. Ну и, конечно, дискотека и посиделки в беседках до рассвета, когда непривычная для гостей жара спала и уступила место комфортным +24° по Цельсию.
Фестиваль – это люди
Перед отъездом лагерь накрывает вязкая пелена молчаливой грусти расставания. О ней не говорят, да и на лицах еще улыбки, но все понимают, что фестиваль уже завершается, а значит, все, чего так долго ждали, было. Петр Положевец подмечает, что видел множество фестивалей, но этот особенный, по-семейному добрый, а потому очень притягательный и запоминающийся. И вторит ему, не сдерживая прощальных слез, хозяйка фестиваля, бессменный руководитель регионального клуба «Учитель года», директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Адыгея Людмила Анатольевна Кесебежева: «Интересно видеть, как люди вживаются в фестиваль, как первая осторожность сменяется наполненностью и возникающим уже здесь ожиданием следующего года. Люди раскрываются по-особому, дарят эмоции, которые порой удивляют и их самих. Фестиваль – это важно. Фестиваль – это маленькая жизнь». Так оно и есть.
Летят письма и благодарности организаторам за работу, за приглашение стать сопричастным этому событию, за теплоту сердец и организацию экскурсий в монастырь и к водопадам, доброй традицией стало задерживаться в Адыгее на пару дней, чтобы еще больше насладиться горным воздухом и уникальными видами региона. И конечно же, все говорят, что непременно приедут в будущем году, а это значит, что мы обязательно встретимся, чтобы выплеснуть накопившиеся эмоции, напиться знаний и наполниться новыми силами. Ритм фестиваля задается биением наших сердец.
Сергей ЛЕВЧЕНКО, учитель математики, призер конкурса «Учитель года России»-2020, Республика Адыгея, Дана УДЖУХУ (фото)
P.S. Каждому, кто хочет окунуться в атмосферу фестиваля, предлагаю к просмотру видеоролик о его работе на https://vk.cc/cplfZs.
Комментарии