Задумываясь над сущностью педагогической деятельности, я вспоминаю слова немецкого философа, педагога Дистерверга: «Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».
В этих простых словах заключен очень глубокий смысл. Полный сосуд, каким бы ценным ни было его содержание, остается только заполненной емкостью. Горящий же факел дарит всем, кто его окружает, свет и тепло. Он не только приносит пользу, но и сам живет яркой, светлой жизнью и находится в постоянном движении.
Моя педагогическая философия – это участие в процессе формирования творческой, креативной личности. Преподнеся ребенку определенную информацию, стремлюсь добиться не только ее запоминания и воспроизведения, но учу пользоваться ею. Мы нацелены на то, чтобы развивать и направлять способности ребенка, а не исправлять, чем часто грешит современная школа.
Для меня школа – это творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой создает условия для самореализации личности. Моя школа для ребенка – это второй дом, где он проводит большую часть времени, это мир, в котором он живет и, как губка, впитывает весь уклад и традиции. И это от меня зависит, полюбит ребенок школу и будет с теплыми чувствами вспоминать ее или возненавидит навсегда.
Традиционное обучение не до конца раскрывает творческий потенциал личности. В результате в школьной практике преподавания все шире используются развивающие технологии, призванные покончить с пассивной практикой передачи знаний. Например: уроки в компьютерном классе, урок – деловая игра, урок-конференция, урок-«круглый стол», урок-дискуссия.
Именно нестандартные занятия чаще помогают развить процесс сотрудничества и сотворчества учителя и ученика, приносящий удовольствие обоим. Урок, в котором нет шаблонов, тесных рамок, узкопоставленных задач, – это всегда живой, гибкий механизм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию. Самые успешные уроки – те, когда мои дети спорят, сомневаются, принимают самостоятельные решения, делают выводы и, конечно же, творят.
История – это ключ к пониманию современности и ориентир на будущее. Как никакая другая наука, она способствует развитию креативности, так как ребята могут, изучая предмет, анализировать, делать собственные выводы, иногда даже опровергая общепринятые мнения.
Даже те учащиеся, которые имеют средний и даже ниже среднего показатель интеллектуальной активности, идя по пути развития этих способностей, будут творить и радоваться своим успехам не только в школе, но и на профессиональном поприще.
Чем больше мы будем уделять внимание развитию креативного мышления путем личностно-ориентированного подхода, применяя нестандартные методики, тем легче войдет ребенок во взрослую жизнь.
В заключение позвольте поведать вам средневековую притчу.
Однажды путник проходил мимо места, где строился храм, и увидел трех человек, которые несли тяжелые камни. Он спросил у них: «Что вы делаете?»
Первый ответил: «Я выполняю тяжелую, трудную работу»,
Второй: «Я зарабатываю на жизнь».
А третий молвил: «Я строю храм».
Мы, учителя, можем идти разными путями, используя разные методики, но если к своей работе мы будем относиться как к строительству храма, а в центре нашей работы будет стоять личность ученика, то наш ребенок будет креативен на все 100!
Каринэ АКОПДЖАНОВА, учитель истории лицея № 39 им. Б. Астемирова г. Махачкалы, учитель года Республики Дагестан-2005
Комментарии