search
Топ 10

Гордость за прошлое и настоящее

Гражданская позиция, концепция патриотического воспитания, философия гражданского образования, активная школа, ученическое самоуправление, правовая культура школьника, системный подход в организации гражданского образования, гражданские компетенции школьников, социализация личности, демократизация уклада школьной жизни, подростковые клубы патриотической направленности, школьные музеи – вот лишь некоторые из актуальнейших современных проблем, которые обсуждались на Воронежской областной научно-практической конференции «Гражданское образование и патриотическое воспитание: опыт, взаимодействие, перспективы».

Гостья нашей конференции Наталия Воскресенская, заведующая лабораторией РАО, руководитель программ фонда «Сивитас», отметила, что по актуальности, значимости и глубине обсуждаемых проблем эта конференция выходит за рамки одного региона.

Конференцию подготовили и провели: главное управление образования Воронежской области, областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и областной Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Активную поддержку оказали Центр региональных реформ администрации области, общественная организация «Союз горожан», международное молодежное правозащитное движение.

В пленарных докладах заместителя руководителя главного управления образования Г.Козберга, представителя администрации области И.Шепелевича, депутата городской Думы А.Сысоева, директора областного Центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Г.Росляковой, ученых-философов и обществоведов, руководителей муниципальных органов управления образованием, ветеранов войны, правозащитников, учителей были сформулированы задачи гражданского образования, подчеркнута их приоритетность в системе современных задач образования. Обозначены направления, формы и методы педагогической работы по становлению гражданских, правовых компетенций школьников, формированию их ценностных ориентаций, ответственного гражданского сознания.

Ориентиры, обозначенные в первый день конференции, были конкретизированы, наполнены практическим содержанием во время секционных занятий. Участники говорили об опыте активного включения школ области во Всероссийскую акцию социальных проектов «Гражданин», об изучении основ местного самоуправления, об инновационных, интерактивных технологиях, используемых учителями обществоведческих дисциплин, об опыте изучения символики Воронежской области, о моделях школьного самоуправления, детских молодежных объединениях, о широкой возможности патриотического воспитания средствами краеведения.

Очень радостно для нас, педагогов областного центра, стало понимание областной администрацией действенности, эффективности социального проекта «Гражданин» в гражданском становлении подростков. В этом году Воронеж шестой раз проводил областной конкурс социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России». Из года в год растет число представляемых на областной конкурс работ, повышается их качество, оригинальность. О необычной детской активности в создании проектов заговорили в областной Думе. Серьезный резонанс во властных структурах области вызвал финал Всероссийской акции «Я – гражданин России», проходивший летом прошлого года в нашем городе. Многие официальные лица Воронежа побывали тогда в гостях у ребят. Наблюдали яркий парад проектов. Участвовали в качестве консультантов при разработке мегапроектов. Затем наши областные руководители обратились к нашему центру с предложением провести семинар-тренинг по социальному проектированию с директорами школ города.

В план семинара-тренинга входило теоретическое осмысление концепции проекта «Гражданин», его педагогических возможностей в становлении активной гражданской позиции. Об этом говорил Г.Козберг, заместитель руководителя управления образования. Геннадий Александрович сделал акцент на важности позиции директора в работе над социальным проектом. Доминирование учителя, авторитарное руководство детьми должно быть заменено отношениями партнерства. Необходимо принятие учителем любого предложения детей, его демократическое обсуждение, освоение искусства договариваться, коллегиально решать возникающие проблемы.

Заместитель руководителя главного управления образования предложил подумать о подготовке педагогов для системы гражданского образования, обучении их технологиям интерактивной педагогики.

Наталия Воскресенская рассказала директорам воронежских школ о перспективах проекта «Гражданин» и его роли в становлении активной школы. О возможностях координации работы и сотрудничестве школ города с Союзом горожан говорил депутат городской Думы А.Сысоев.

В информационно-теоретической части семинара выступили также руководитель Центра гражданского и патриотического воспитания Г.Рослякова, учительница средней школы города Острогожска Н.Матвиенко.

Во второй части семинара был произведен технологический разбор стадий социально-образовательного проекта «Гражданин» с демонстрацией учебного видеофильма. Затем все участники разошлись по группам для работы над проектами.

Выбор проблемы шел в горячих спорах. Это и обрезка высоких старых деревьев, и художественное оформление фасада школьного здания, и создание родительского клуба и т.д. Проголосовали большинством голосов за более доступное и общее: воссоздание в микрорайоне полуразрушенной и запущенной детской площадки, благоустройство двора, «выселение» за черту города «одноруких бандитов» – игровых автоматов (создание для них особой загородной зоны, куда будет воспрещен въезд детям), строительство спортивной площадки.

Директора школ поначалу ворчали, что именно их пригласили на семинар: «дел невпроворот, конец учебного года, ЕГЭ, пусть бы заместители по воспитательной работе учились», но постепенно работа в тренинге увлекла их, и солидные руководители школ, с удовольствием перевоплотившись в школьников, проявив тем самым столь ценное для педагогов «искусство быть другим», сочиняли петиции, планировали соцопросы, ярмарки поделок, субботники, профессионально составляли сметы расходов, разрабатывали программы акций в микрорайонах, сочиняли стихотворные листовки, готовили стенды для защиты проектов, спорили, договаривались, радовались, волновались, защищая свои проекты перед солидным жюри, в которое входили представители областной администрации и городской Думы и даже наша гостья из Москвы.

На рефлексии говорили, что с удовольствием убедились, что социальное проектирование – дело нужное, реальное, полезное.

В оставшееся до конца учебного года время школы города включились в разработку городского мегапроекта «Родному Воронежу – нашу любовь, заботу и помощь». В июне высокое выездное жюри из представителей областной и городской Думы отберет лучшие из них. Защита лучших проектов состоится в городской и областной Думе, победителям обещаны щедрые призы.

Как знать, может, прошедшая конференция и семинар директоров школ станут не только профессиональным, но и личностным осмыслением участниками проблем региона и желанием помочь построению гражданского общества. А поколение сегодняшних мальчишек и девчонок, проходящих благодаря проекту «Гражданин» школу социальной активности, гражданской ответственности за судьбу своего края, вернет нашему краю реноме культурного центра Черноземья, а землякам-воронежцам – самоуважение, внутреннее достоинство, гражданское самосознание, гордость за прошлое и настоящее нашей малой родины.

Галина РОСЛЯКОВА, директор Центра гражданского и патриотического воспитания; Светлана СЕЛЕЗНЕВА, методист центра, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту