6 июня 2022 года Россия отмечает 350‑летие со дня рождения Петра I. Петр Великий не просто влиятельнейший государственный деятель своего времени, но символ масштабных реформ во славу Отечества. Юбилейные торжества, посвященные этой исторической дате, уже начались и будут продолжаться в течение всего года.
Московская городская комплексная программа «Поют дети Москвы», учрежденная Департаментом образования и науки города и реализуемая центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», 10‑й сезон подряд представляет масштабные творческие акции, приобщающие школьников к культурному наследию нашей страны.
Операторы программы, конечно, не могли пройти мимо столь значимого исторического юбилея. Запланированную серию концертов в рамках проекта «Значимые события российской истории» решено было дополнить Всероссийским Петровским фестивалем, в рамках которого в апреле также пройдут детско-юношеские смотры и творческие акции в нескольких старинных русских городах: Переславле-Залесском, Ярославле, Ростове Великом…
Старт же этой обширной культурно-просветительской программе был дан 26 марта в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя.
В этот день гала-концерт «Землю русскую прославивший» собрал в красивейшем столичном зале около 1000 юных артистов, а также несколько сотен слушателей. Яркий театрализованный музыкальный праздник, организованный центром «Радость», объединил выступления лучших детско-юношеских хоровых, фольклорных, хореографических, инструментальных коллективов города.
Одним из украшений концерта стало участие в нем прославленного и всемирно известного хора – Капеллы России имени А.А.Юрлова под руководством народного артиста России Геннадия Дмитряка.
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Петра I поэт считал гением, намного опередившим свой век. За 50 лет правления Петр Великий преобразил Россию, привнеся активное развитие во все сферы жизни, одержав славные военные победы. При Петре I появилась Российская академия наук, открылась первая русская газета, был основан первый русский музей – Кунсткамера. Петр «прорубил окно в Европу» – Россия стала военно-морской державой с выходом к Балтийскому морю. Много сделал император всероссийский и для образования: открыл Школу математических и навигацких наук, пушкарские, инженерные, артиллерийские, медицинские школы…
Для того чтобы школьники смогли не только узнать что-то новое, но и в полной мере ощутить дух и атмосферу славных событий Петровской поры, центр «Радость» под руководством заслуженной артистки России Татьяны Ждановой реализовал масштабный замысел – подготовил концертную программу, основу которой составила музыка эпохи Петра I.
Гала-концерту предшествовала большая подготовительная работа. Были изучены исторические документы и свидетельства, определен «главный герой» концертной программы – кант. Именно этот музыкальный жанр, ныне известный только профессионалам, во времена Петра Великого находился в расцвете. Исполнением кантов чествовали победителей Полтавской битвы, отмечали заключение Ништадтского мира. Не остались без внимания и знаменитые петровские ассамблеи, которые решено было воссоздать на сцене, исполнив старинные европейские танцы (ведь известно, что Петр I блистательно танцевал менуэты, гавоты, экосезы). Органично дополнили сценическую композицию русские народные музыка и танцы.
…С утра 26 марта Зал церковных соборов ожил: на протяжении нескольких часов творческие коллективы со всей Москвы оттачивали концертные номера на финальных сценических прогонах.
К третьему звонку в огромном зале не осталось свободных мест. Торжественные фанфары в исполнении ансамбля педагогов и учащихся духового оркестра «Виртуозы» центра «Радость» на базе Первого Московского кадетского корпуса открыли программу концерта. «Виват, братцы! Виват! Наши доблестные солдаты возвращаются с победой!» – провозгласил гонец, одетый в солдатский мундир Петровского времени. Бравой, праздничной хоровой перекличкой зазвучал кант «Радуйся, Росско земле» в исполнении камерного хора центра «Радость», а затем – Капеллы России имени А.А.Юрлова. Эхом откликнулся весь зал – встали со своих мест участники Большого сводного хора московских школьников. На этот раз состав разместившегося в зале крупнейшего детского музыкального коллектива столицы был представлен более чем пятьюстами юными хористами из 10 общеобразовательных школ (№648 имени Героя Российской Федерации А.Г.Карлова, №956, 962, 1296, 1409, 1569 и др.).
А вот и сам император Петр! Да еще во главе настоящего военного оркестра! Гремят барабаны, блещут трубы – в исполнении духового оркестра «Виртуозы» центра «Радость» звучит знаменитый марш Преображенского полка, одного из первых гвардейских пехотных полков Русской императорской армии.
Празднование военных побед невозможно представить без барабанного боя. Петр I, как известно, сам превосходно играл на барабанах. Юные барабанщики и барабанщицы из оркестра «Виртуозы» и школы №1770 помогли всем ощутить волнующую кровь силу барабанного ритма.
«Вот они – птенцы гнезда Петрова! Из юношей потешных полков выросли орлы-гвардейцы. Надежда и опора государства Российского!» – роли солдат Преображенского и Семеновского полков исполнили воспитанники Первого Московского кадетского корпуса и школы №1619, и это не случайно, ведь кадетские корпуса и мореходные школы также были открыты при Петре I. О военных подвигах той поры поведали слушателям воспитанники капеллы мальчиков и юношей «Орлята» из Зеленограда, исполнив кант начала XVIII века «Дело было под Полтавой», а также хор Егора Стрельцова «Земля русская».
«Всякий правитель, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет», – считал император. 2 февраля 1702 года он подписал указ о создании Балтийского флота. Этому событию был посвящен второй блок концертной программы. Его открыл «Гимн Андреевскому флагу», прозвучавший в исполнении хора кадет и школьного хора «Морская душа». Кант «Как во батюшке, во Санктпитере», написанный на мелодию, сочиненную лично Петром Великим, перенес участников концерта и слушателей на берега Невы, в основанный императором Санкт-Петербург, ставший колыбелью русского флота.
Красоту бурного Балтийского моря, славу военных побед и неизменную горечь боевых потерь передали в концертной программе хоровые и хореографические номера в исполнении детских творческих коллективов: ансамбля танца «Планета детства» из школы №1223; ансамбля Brevis, старшего и камерного хоров центра «Радость»; концертного хора «Радуга» из школы №118. А картины народных праздничных гуляний, конечно, воплотили фольклорные ансамбли «Крупица» из школы №2200, «Кладенцы» и «Светелка» из центра «Радость», «Радуга» из центра «Гермес», а также хореографические ансамбли «Выкрутасы» из центра «Радость», «Мечта» из детской школы искусств «Центр», оркестры русских народных инструментов «Радость» и «Надежда».
Считая развитие культуры важнейшим государственным делом, Петр I к организации праздников и развлечений относился как к делу государственной важности. В 1718 году он издал указ о проведении ассамблей – увеселительных вечеров. Ворвавшиеся в общественную жизнь Петербурга ассамблеи стали прообразом пышных великосветских балов, которыми так славился русский императорский двор в последующие века.
В программе гала-концерта дух петровских ассамблей ожил в образах европейской танцевальной музыки. Открылась эта часть концерта церемониальным маршем Жана-Батиста Люлли, исполненным оркестром русских народных инструментов «Радость». А затем была представлена танцевальная сюита, составленная из популярных в начале XVIII века танцев: гавота, экосеза, менуэта, полонеза и др.
Круто повернув ход российской истории, Петр I всегда оставался патриотом своего Отечества, верным ее сыном и неустанным радетелем о ее благополучии. Потому завершился концерт вдохновенным и торжественным гимном «Земле Русской» современного композитора Дмитрия Гаркави в исполнении сводного состава участвовавших в концерте хоров:
Землю Русскую святую славословим купно,
О тебе, земля родная, молим неотступно,
Навеки воссияла ты звездой пресветлой,
Славу ты себе снискала верой беззаветной…
Татьяна ЩЕПАТОВА
Комментарии