search
main
0

Голубой экран как зеркало подлинной демократии Британцы обеспокоены тем, что их телевидение “вышло из-под контроля”. Что сказали бы они, посмотрев телепередачи российские?

Зерцалом нравственной атмосферы каждого отдельно взятого общества является в наши дни, как известно, телеэкран. Порывшись в содержимом “ящика”, можно во многом судить и о том, в какой мере в этой стране власть принадлежит народу и избранному им правительству, а в какой – дяденьке-олигарху, владельцу заводов-газет-пароходов и телеканалов иже с ними. Любое нормальное государство, стоящее на страже интересов своего гражданина, иначе говоря, своего обывателя, страхует, как известно, не только физическое его здоровье, но и душевное. Проще говоря, оно не позволяет делать из своего трудящегося, защитника Отечества и воспитателя будущих поколений, – идиота, извращенца, наркомана или деграданта иного рода. А коль скоро так, то, понятное дело, разумное государство полюбовно договаривается с дядей-олигархом, чтобы, делая свое прямое дело – куя барыш, – он не зарывался и не развращал граждан сверх меры всякой коммерчески прибыльной ерундой. Меры при этом определяет сам гражданин-налогоплательщик: именно он налагает табу на то, что выходит за рамки его представлений о добре-зле и что он считает вредным для своих детей. Если же подобная структура нарушена и граждане-телезрители, лишившись всех прав, уходят в партизанское сопротивление своему голубому экрану, становясь “народными мстителями”, – дело в стране дрянь.
Что же, с этой точки зрения, происходит в сегодняшней Британии? Для начала надо заметить, что бал на здешних экранах пока еще правит государственная корпорация, известная всему миру как Би-Би-Си. Ее телевизионные каналы являются самыми “посещаемыми” телезрителями, начиная от яйцеголовых интеллектуалов и аристократов всех мастей до простых домохозяек и мелких служащих, ибо Би-Би-Си по большому счету своей взвешенностью и разносторонностью устраивает всех. С точки зрения нравственной “цензуры” экран Би-Би-Си достаточно чист – порнография в ее программах исключена, эротика недопустима, передачи и фильмы, содержащие сколько-нибудь заметные сексуальные сцены и сцены насилия, выходят в эфир только поздним вечером. Руководство корпорации острейшим образом реагирует на пожелания и критику телезрителей. Так, примерно четыре года назад британская общественность выразила свое недоумение по поводу хулиганства диск-жокея радиостанции “Радио 1”, отпускавшего в утренней передаче похабные шуточки на тему орального секса. Неудовольствие публики вызвали также слишком откровенные сцены фильма “Будда в городской окраине”. Этих замечаний было достаточно, чтобы Би-Би-Си сделала “стойку”: незамедлительно был разработан ряд дополнительных директив, завернувших гайку моральной цензуры для передач корпорации.
Разумеется, тем, кому нравственность Би-Би-Си представляется излишне чопорной, никто не мешает переключить кнопку и переместиться на коммерческие каналы – Ай-Ти-Ви, “Чэннэл 4” и “Чэннэл 5”, а также на кабельное телевидение. Однако особого аромата клубнички и сального привкуса непристойностей, так же, как и апологетики всякого рода жестокостей, как правило, не слишком чувствуется и здесь – во всяком случае до начала взрослого полуночного времени. Я подчеркиваю – как правило! Потому что случаются и досадные исключения. Например, на канале “Чэннэл 4” в свое время демонстрировался смакующий разного рода “отклонения” американский сериал “Секс и город”, вызвавший дискуссии в британской печати на тему о том, не слишком ли далеко заходят откровения такого рода для полудетского, в общем-то, времени его демонстрации: сериал показывался в 10 часов вечера.
Бурным протестом встретили британские зрители и еще одну программу все того же канала “Чэннэл 4”, именуемую “Геи как народ” и посвященную, как явствует из названия, подробному экскурсу в мир гомосексуалистов. Не было практически ни одной серьезной газеты в Британии, которая бы не высказала своего возмущения по поводу прошедшей в эфир сцены, изображавшей совращение геями 15-летнего подростка. “Дело” об этой передаче расследовалось Национальной ассоциацией телезрителей и радиослушателей.
Вообще же в Британии немало тех, кто предназначен принимать меры против распоясавшегося телевидения, как-то: так называемые “уотч доги” – специальные группы наблюдателей за ТВ, Комиссия по телевизионным стандартам, многочисленные церковные организации и так далее и тому подобное. Впрочем, вмешиваться в вопросы морали смело может любой общественный и государственный институт Британии. Три с лишним года назад в здешнем парламенте разбирался скандальный инцидент, вызванный заявлением лидера популярной британской поп-группы “East 17” Брайана Харви, что наркотик “экстази” не вредит здоровью, а, наоборот, делает людей еще лучше. С осуждением этого заявления, транслировавшегося по ТВ, выступил лично тогдашний премьер-министр Джон Мейджор. Четырнадцать теле- и радиостанций наложили запрет на выпуск в эфир записей группы, демонстрируя тем самым неприятие ее вредоносной обществу морали.
Не меньший скандал разгорелся в Британии при попытке еще одного покушения на нравственные устои нации: муниципальный совет Вестминстера, крупнейшего центрального района Лондона, запретил демонстрацию в тридцати своих кинотеатрах фильма “Авария”, красочно изображавшего припадки сексуальности как реакцию на смерть и крушение на дорогах. Вердикт Вестминстера не имел прецедента: никогда ранее муниципалитет не встревал так решительно и прямо в вопросы цензурирования во имя защиты общественной морали. Однако на этот раз устами районного “головы” было заявлено: “Хватит с нас насилия”.
Отдельные британские компании, не дожидаясь критики со стороны общественности или распоряжения “сверху”, занялись самоцензурой. Так гигантская книготорговая фирма “Дабл Ю Эйч Смит” изъяла из продажи порнографические журналы, предоставив освободившиеся верхние полки магазинов под…сэндвичи. Компания призналась, что в последние годы у “Смита” были серьезные проблемы с покупателями, так как многие родители обходили магазин стороной, опасаясь приводить в него своих детей.
Впрочем, не желая становиться в зависимость от нравственных устоев тех, кто продает, издает и вещает, потребитель сам берет на себя права цензора. Например, британцы собираются обзаводиться чудо-прибором американского происхождения, именуемым в народе “ругательным ящиком”. Будучи подключенным к телевизору, прибор реагирует на звуковые сигналы и в доли секунды купирует непристойные выражения и брань, льющиеся с экрана. При этом чудо-ящик способен цензурировать не только телевизионные каналы, но и видеозаписи. В США, где был изобретен “ругательный ящик”, иначе именуемый “ТВ-защитником”, ему сулят огромную популярность. Эти ящики призваны дополнять уже широко применяющиеся в Соединенных Штатах Ви-чипы, вмонтированные в телевизионные приемники для блокировки программ, неприемлемых для юных зрителей.
Однако британка Мэри Уайтхауз, вот уже 30 лет кряду возглавляющая кампанию по борьбе с сексом и насилием на телеэкране, комментируя явление в свет “ругательного ящика”, с горечью сказала: “Это, конечно, весьма своевременно. Но к чему же катится мир, если мы должны тратить сто фунтов стерлингов на ящик, который защитит наших детей от грязи, ползущей с экрана?”
Британцы, впрочем, сильно сомневаются, что даже самые хитроумные приборы смогут и впрямь оградить их от сомнительной морали, насаждаемой коммерческим телевидением: в конце концов не заблокирует же “ругательный ящик” саму политику телевизионных дельцов! Директор британского Института Христианства Колин Харт в интервью “Санди Телеграф” в свое время сказал: “Ребятишки все более и более младшего возраста атакуются такой пропагандой секса и насилия, которых не знавали предыдущие поколения. Телевидение, как мне представляется, вышло из-под контроля”.
…Интересно, что бы сказал добрый христианин Харт, случись ему очутиться у экрана телевизора, вещающего на матушку Россию?

Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте