search
main
0

Гоголь, Пушкин и Лермонтов против нечисти. Метафора писательских мук снова на экранах

Совсем недавно Антон Долин в своем интервью «Учительской газете» сказал о критике сериалов следующее: «Сезон «Игры престолов» изолированно разбирать очень смешно – это как разбирать третье действие «Ромео и Джульетты» в отрыве от всего произведения. Оно хуже второго или лучше четвертого?..»

Похоже, нам сейчас предстоит как раз этим заняться. Только вместо «Игры престолов» – «Гоголь. Страшная месть». Это прецедент в отечественном кинопрокате, когда сериал показывают в кинотеатрах. Есть много заявок на успех: победа в нескольких профессиональных премиях, Александр Цекало в роли продюсера, режиссер – Егор Баранов, зарекомендовавший себя сериалами «Фарца» и «Саранча», фильмами «Иерей-сан», «Соловей-разбойник».Изначально «Гоголь» – восьмисерийный сериал, который, кстати, скоро выйдет на «ТВ-3». Каждая из частей, крутящихся в кинотеатрах, – две серии из сериала. Получается шесть плюс еще две дополнительные.Год назад успешно прошла первая часть трилогии «Гоголь. Начало», собравшая в кассе 7757988 долларов, окупив все вложения. Не будем сейчас разгадывать формулу успеха, отметим лишь, что присутствие литературного первоисточника здесь невелико. Есть флер странности, мистичности, хрупкости вокруг главного героя – он болезненный неврастеник, временами впадающий в припадки и видящий пророческие сны. В остальном составляющие из современности: референсы к «Сонной лощине», «Твин Пиксу», «Братьям Гримм», «Лиге выдающихся джентльменов». Есть модный актер Александр Петров для аудитории юной и Олег Меньшиков – для тех, кто постарше.Третья часть – долгожданная развязка, к которой мы так упорно шли. Так кто же этот кровожадный Черный всадник, убивающий девушек? Напомним: вторая часть «Гоголь. Вий» закончилась гибелью Хомы Брута и летаргией Николая Васильевича. Интрига почище, чем история с Шерлоком Холмсом на Рейхенбахском водопаде. Следователь Бинх (Евгений Стычкин) перед «гибелью» Гоголя успел заподозрить его в пособничестве убийце девушек. А еще невесть откуда возникнет как «бог из машины» Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков), опытный наставник Николая Васильевича в первой части, будто бы сгинувший в пожаре. А еще… Фильм состоит из сплошных «а еще…», будто бы рассчитан на экзальтированного школьника, с энтузиазмом рассказывающего однокашникам какую-то байку, где очень много всяких невероятных поворотов, но сам сюжет хромает.Оказывается, в 1666 году некий казачий атаман поехал на бой с польскими захватчиками, возглавляемыми колдуном Казимиром, да и пал от его руки. А дочки атамана, Лиза и Мария, поехавшие мстить, задачу выполнили, но попали под заклятье. Участь Лизы, жены Данишевского, одного из подозреваемых, – самой стать маньячкой. А ведь сколько она флиртовала с Гоголем! Мария же должна стать старой бабкой, пока не убьет Лизу. И тут еще одна мораль: разрушение кровнородственных связей – абсолютное зло, на грани с чернокнижием.Но вот через актерскую игру метаморфозы персонажей не передаются. Таисия Волкова одинаково играет, и когда она вне подозрения, и когда раскрывает карты.Главная претензия к фильму – сценарий. Он держится на костылях, о которых еще Дали в кратком словаре сюрреализма писал как о символе поддержки, без которой мягкие структуры не смогут держать форму и вертикальное положение. Вот здесь в качестве костылей бесконечные твисты. А ведь сценарий – основной фундамент хорошего фильма. Крепкая драматургия, обоснованность поступков, элементарная логика. Можно, конечно, назвать непредсказуемость фишкой этой части, но ею сыт не будешь. Есть надежда, что телеверсия покажется более цельной.Протагонист, то есть сам Николай Васильевич, – пассивная фигура, на глазах которой развиваются баталии, а он только охает, закатывает глаза, путешествует в Аид, где узнает тайну своего рождения. Все сражаются за него, а он только мучается внутренними противоречиями да получает результат на блюдечке с золотой каемочкой. Никакой арки героя. Если в первой части он салага, стажер Гуро (Меньшиков), и это нормально смотрится, то к третьей части хочется уже эволюции героя. Иной раз нет-нет да рыкнет, но все это как-то эпизодически, ситуационно.Много проекций в фильме. Гоголь, выходящий из летаргии, – позитивное разрешение мифа о смерти писателя. Народ, считающий Гоголя маньяком и устраивающий суд Линча, выведен оголтелым и совсем темным на фоне власти в лице Бинха, тоже фигуры, судя по той же первой серии, сомнительной. Здесь как бы заложена бессмысленность и беспощадность бунта, самоуправства, выдвинута на передний план его стихийная, пещерная составляющая.Фильм, конечно, поддается пересказу. Но нужно ли здесь дословное изложение фабулы? Вряд ли. Лучше бы понять, что мы имеем? Феномен или некий курьез? Пожалуй, феномен. Начать с того, что Россия как бы считается по умолчанию литературоцентричной, но давно не самой читающей. У нас не родина комиксов, но хочется свое подобие серии Marvel. Так почему бы не взять на их роль свет нашей русской литературы?! Заодно интерес школьников к классикам подстегнуть.Пушкин – истребитель вурдалаков, этакий Ван Хельсинг. Звучит? Звучит. Лермонтов – младший ассистент. Звучит? Звучит! И так далее. К ним на службу и пойдет Гоголь. То есть определенный почин, конечно, есть. Осталось только уравновесить биографические моменты с вымыслом и как-то проработать драматургию. И все будет замечательно. Нужно же, в самом деле, как-то мотивировать школьников читать классику. Осталось только не разочаровать юные поколения: до кровищи у Николая Васильевича еще продираться и продираться. Есть еще одна версия происходящего в фильме. Что, если все происходящее в фильме – изощренная метафора писательских мук?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте