Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Конкурс в моей судьбе

Год учителя года

Учительская газета, №38 от 25 января 2021. Читать номер
Автор:

Аверс
Первое, что я понял – конкурс «Учитель года России» не просто престижен, а очень престижен. И его победитель чувствует это как никто другой. Каждый месяц я получал не меньше 5‑6 приглашений. Каждый месяц соглашался на 2‑3 из них. Мне удалось объездить если не полстраны, то по меньшей мере значительную ее часть. Оказывается, Россия огромна и поразительно разнообразна. На бумаге об этом знают все, но в реальности убедиться в этом удается немногим. Спасибо конкурсу, что открыл мне Россию.

Не менее удивительным стало то, что СМИ бесконечно жаждут услышать мнение учителя года. Сколько интервью и комментариев я дал за последний год, сказать сложно, но думаю, что число приближается к 100 – ТВ, радио, пресса, интернет-издания, даже зарубежные СМИ. Оказывается, России нужен голос учителя, готового высказать свое мнение, объяснить причины проблем и предложить свои решения. Спасибо конкурсу, что помог мне обрести свой голос и донести его до самой широкой ауди­тории.
В череде бесконечных открытых уроков, интерактивных лекций и публичных выступлений самым ярким и приятным было общение с детьми. Мне посчастливилось увидеть тысячи детей из всех регионов, услышать их. И это главный подарок, который я получил. Подарок, дающий нескончаемую энергию, надежду и веру в наше счастливое будущее. У нас замечательные дети. Спасибо конкурсу, что вселил в меня уверенность в завтрашнем дне.
Я познакомился с сотнями педагогов (тут напрашиваются клише вроде «от Калининграда до Владивостока»). По моим примерным подсчетам (а я действительно сейчас сидел и прикидывал в столбик число; интересно, такое занудство помогает выигрывать?), на моих выступлениях побывали более 10 тысяч учителей. Сумасшедшая цифра. И каждый раз мне отвечали доброжелательностью, симпатией, участием и интересом. Спасибо конкурсу, что дал мне возможность увидеть столько уникальных и замечательных учителей.
Список неполный. Но еще об одном упомянуть необходимо. Моя победа стала большой победой для всей Чеченской Республики. Мои земляки испытывали искреннюю гордость и радость. Причем по всей России и даже за границей. Понимание того, что благодаря тебе для многих в республике был настоящий праздник, бесценно. Вдохновляет!

Реверс
Однако месяцы после победы в конкурсе – это не только праздник и сплошные аплодисменты. Есть и обратная сторона, о которой знают не все.
Нагрузка становится изматывающей. В буквальном смысле. Вчера я прилетел из «Артека» в Грозный с ночной и многочасовой пересадкой в Москве. Родное Внуково! 2 часа сна. А сегодня у меня 8 уроков, между которыми есть окно в 1,5 часа – не для отдыха и обеда, а для этой статьи.
Недосып? Хронический! Усталость? Убийственная! Выходные? Анахронизм! Отпуск? Ха-ха!
Я привык выступать в стиле Чацкого – идти на мастер-класс или урок прямо из аэропорта или вокзала, даже не заезжая в гостиницу и переодеваясь в каком-нибудь кабинете. Или в чулане. Незабываемые ощущения.
Из-за огромной загруженности готовиться к очередным выступлениям приходилось прямо в дороге или в отелях. Почему? Потому что показывать один и тот же мастер-класс по 10 раз некомильфо. Потому что на форумах всегда бывают люди, которые его уже видели. Изнутри тебя разъедают мысли: «Неловко повторяться. Надо что-то новое придумать. Они будут думать, что я, учитель года, разъезжаю по стране с одним-единственным выступлением». Время жизни одного мастер-класса – не более 5 выступлений. Период полураспада – 2.
Но с уроками-то легче? Опыт есть, наработки есть. Конечно. Но это наработки обычного провинциального учителя. А на занятие приходят дети и коллеги, которые хотят увидеть урок учителя года России-2018, которым обещали что-то особенное, чуть ли не лучший урок в их жизни. А это значит, что каждый урок надо готовить почти с начала. Noblesse oblige.
Поездки, как правило, предполагают культурно-развлекательную программу. Обычный формат: «Сегодня работаем, а завтра отдыхаем». От этого «завтра» я почти каждый раз сознательно отказывался. Почему? Потому что всякий раз, оказавшись далеко от дома, я понимал, насколько сильно хочу домой. Каждое «завтра отдыхаем» означало еще один день без моего сына, без семьи, без моих учеников. Поэтому заботливо приготовленные организаторами музеи, театры, пещеры, моря и прочие красоты России благополучно проходили мимо, о чем, впрочем, жалеть нет смысла.
В итоге самой счастливой частью конкурса стало время возвращения домой, когда конкурс ненадолго выпускал меня из своих крепких объятий.

У любой медали две стороны. Поэтому, если вы стремитесь победить в конкурсе, ждите первую и готовьтесь ко второй.
​Алихан ДИНАЕВ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018, народный учитель Чеченской Республики, учитель обществознания Математической школы имени Х.Ибрагимова и образовательного центра «Открытие»

 


Комментарии

Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt