search
main
0

Год на подготовку. У российских школ появилось дополнительное время до перехода на новый стандарт

В ноябре прошлого года была принята поправка к Закону «Об образовании», согласно которой изменен срок введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Теперь это не 1 сентября 2010 года, а 1 января 2011-го. В декабре прошлого года Минюст России зарегистрировал приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении стандарта начального общего образования (№17785 от 22.12.2009). Таким образом, ровно через год начальные школы страны должны приступить к работе по новому стандарту. Как использовать это время и на что обратить особое внимание? Об этом разговор с научным руководителем коллектива разработчиков нового стандарта, членом-корреспондентом Российской академии образования, генеральным директором издательства «Просвещение» Александром КОНДАКОВЫМ.

Досье «УГ»МненияЛев МОЗГАРЕВ, первый проректор Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования:- Несмотря на то что введение нового стандарта еще предстоит, его основной принцип – ориентацию на системно-деятельностный подход – мы уже используем. Учебные программы для педагогов, повышающих квалификацию, формируем с учетом того, чтобы в основе лежал не набор знаний и умений учителя, а именно та или иная компетенция. И действительно, при таком подходе коэффициент полезного действия увеличивается. Ведь если мы будем просто учить учителя работать по тем или иным программам, то получится элементарное дублирование деятельности педуниверситета или педколледжа. Поэтому мы, говоря образно, идем с учителями в завтрашний день, одновременно закрывая пробелы в их знаниях.Большую помощь мы получаем и с официального сайта ФГОС http://standart.edu.ru, не могу сказать, насколько широко его используют в школах, но нам этот информационный ресурс известен, и я сам, и наши преподаватели к нему обращаемся часто.Ирина ВИНОГРАДОВА, директор лицея №110, Екатеринбург:- Первое, приблизительное, без деталей, знакомство с новым образовательным стандартом начальной школы показало: он выглядит очень сложным. Скажу откровенно, мы пока находимся в растерянности. Написан он наукообразно, его трудно понять и перевести на почву конкретного урока.Педагоги начальной школы самостоятельно не смогли освоить новый стандарт. Тогда за его изучение взялась администрация лицея: смотрели, обсуждали завучи и директор. С тех пор мы регулярно собираемся все вместе и продвигаемся в освоении и осмыслении стандарта. Безусловно, введение нового стандарта предполагает новый уровень мышления учителей и корректировку педагогического подхода. Не уверена, что любой учитель-«начальник» способен работать на таком высоком уровне. Поэтому, конечно, потребуется переподготовка. Мы еще не знаем, будет ли она проходить централизованно или как-то иначе. Об этом пока ничего не слышно. Но время есть. Если же от городского управления или областного Министерства образования не последует никаких решений, что ж, будем действовать самостоятельно: привлекать науку, чтобы ученые переводили стандарт на понятный нам язык.Андрей ЕВТЮХОВ, учитель начальных классов Ермолинской школы, деревня Ермолино, Новгородский район, Новгородская область:- На курсах повышения квалификации в областном Новгородском институте развития образования тема перехода на стандарты второго поколения звучит уже на протяжении трех лет. В прошлом учебном году у нас в школе прошел педсовет, на котором обсуждался вопрос о переходе на новые стандарты. Мы знаем общую концепцию, примерное содержание, к чему нужно стремиться. Детально стандарты еще не прорабатывали. Очевидно, для учителей начальных классов потребуется дополнительная переподготовка, но глобальная, наверное, не нужна, можно обойтись курсовой подготовкой в межаттестационный период. А неясным, на мой взгляд, пока остается вопрос организации преемственности стандартов в среднем и старшем звеньях школы.

– Александр Михайлович, год – достаточный срок, школы успеют подготовиться?

– У школ появилось дополнительное время, это хорошо, и я думаю, при продуманном подходе к подготовительному процессу года вполне достаточно. Главное нужно понять, что наиболее существенно в стандарте и что требует максимально серьезной подготовки к его введению. Обращу внимание на несколько моментов.

Важно помнить, что сегодня под стандартом понимается не обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускника, а совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям ее реализации. Если иметь в виду требования к результатам освоения основной образовательной программы, то, кроме чисто предметных результатов, на которые ориентирована школа обязательным минимумом, выделяются еще 2 группы результатов – личностные и метапредметные. В соответствии с этим учебный процесс в школе должен быть перестроен и ориентирован на достижение этих групп результатов.

В основу стандарта положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, которая закладывает воспитательную составляющую как учебного, так и внеучебного процесса. При переходе на новый стандарт педагоги должны будут это учитывать. Методологической основой стандарта является системно-деятельностный подход. Условно это можно назвать знакомой всем системой развивающего обучения Давыдова – Эльконина, но это более широкое развитие концепции Выготского, Давыдова, Эльконина, Гальперина, Леонтьева, которая разработана учеными Московского государственного университета. Поэтому необходимо будет провести повышение квалификации и переподготовку учителей для работы на основе системно-деятельностного подхода. Конечно, для этого нужно соответствующее учебно-методическое сопровождение, и оно подготовлено. Все необходимые материалы для учителей разработаны. Нужно обратить внимание и на новый для российской школы документ «Планируемые результаты обучения и воспитания». Эти материалы прошли трехлетнюю апробацию в 14 регионах, где отрабатывался новый стандарт, и получили высокую оценку учителей. По сути, это реальный ориентир образовательной деятельности педагога. Освоить нужно систему оценивания достижений учащихся, мы подготовили для нее хорошее инструментальное сопровождение, и, как показывает опыт пилотных регионов, обычное повышение квалификации позволяет учителю достаточно легко овладеть новой методикой оценивания.

– За этот год каждая школа самостоятельно должна будет разработать свою основную образовательную программу. Разработчики дают директорам и педагогам какой-нибудь ориентир?

– Основная образовательная программа – важнейший документ, который создается образовательным учреждением и регламентирует процесс достижения требований к результатам. Этот документ включает в себя и программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников, и рабочие программы по учебным предметам, и программу обеспечения здорового и безопасного образа жизни, и другие элементы. Безусловно, документ такого уровня подавляющему большинству школ будет создать довольно сложно, поэтому в соответствии со стандартом разработана примерная основная образовательная программа начального образования. В ближайшее время она будет опубликована, и директора школ смогут либо просто использовать ее, либо, взяв за основу, переработать по своему усмотрению, но в соответствии с требованиями стандарта. Какой-то процент школ России сможет разработать ее самостоятельно. Но базовый документ мы предложим.

Что же касается третьего требования – к условиям реализации основной образовательной программы, то это в большей степени внешний документ по отношению к школе. Он регламентирует финансово-экономические условия, что уже имеет отношение к органам управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней. Кроме того, это своеобразное техническое задание системе высшего педагогического образования и системе повышения квалификации при подготовке кадров. Здесь нужно учитывать количество и качество кадров, которые работают в школе, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение школ. Понятно, что региональным и муниципальным системам образования и самой школе придется серьезно поработать с этим документом. Поскольку приступить к работе по новому стандарту образовательное учреждение может только тогда, когда оно будет полностью соответствовать всем трем системам требований, о которых мы говорили.

В стандарте есть, конечно, и новые вещи, связанные с информационной революцией, со стилем и образом жизни нового человека. Предполагается введение электронных журналов и электронного документооборота, то есть превращение школы в современный институт общества, который позволяет ребенку чувствовать себя человеком XXI века. В школе должно быть достаточное количество компьютеров, которые обеспечивают соответствующую деятельность детей. При этом не количество определяет результат, а целесообразность.

– Александр Михайлович, вы сказали, что школам будет обеспечено нормативное и учебно-методическое сопровождение введения стандарта – планируемые результаты, основная примерная программа, программа универсальных учебных действий и система оценивания. А что с учебниками?

– Минобрнауки России в ближайшее время объявит процедуру грифования учебников, соответствующих требованиям нового стандарта. Многие издательства заявляют о том, что они уже издают такие учебники. Но это неправда: на сегодняшний день нет ни одного комплекта, который был бы рекомендован Минобрнауки России как отвечающий всем требованиям нового стандарта.

– В этом году, по сути, предстоит массовая система переподготовки и повышения квалификации педагогов начальной школы на основе системно-деятельностного подхода. Курс, который могут взять за основу в региональных ИПК и ИРО существует?

– Есть вариант программы, разработанный Челябинским институтом повышения квалификации работников образования, она, кстати, существует и в дистанционном варианте. Сейчас с Российской академией повышения квалификации работников образования мы завершаем разработку централизованной программы, которая может тиражироваться регионами. В Москве в январе состоится первый семинар для руководителей органов управления системы образования по введению нового стандарта и презентация такой программы.

– В русле введения нового стандарта многих волнует проблема так называемого национально-регионального компонента. Смогут ли субъекты РФ реализовать запросы участников образовательного процесса, связанные с региональными, этническими, культурными, конфессиональными особенностями?

– В разработке именно этой части стандарта активное участие принимали многие национальные республики – Татарстан, Дагестан, Якутия, Северная Осетия – Алания.

Хочу подчеркнуть, что есть обязательная часть основной образовательной программы, которая затем является предметом итоговой аттестации, и есть часть, которая формируется участниками образовательного процесса. Так вот, в обязательную часть входит до 25-30 процентов части, формируемой участниками образовательного процесса. Это прежде всего родной язык, родная литература. Большой компонент, формируемый участниками образовательного процесса, представлен во внеурочной деятельности. Там есть блоки, связанные с познавательной деятельностью, с художественно-эстетическим воспитанием, со спортивно-оздоровительной и патриотической работой, то есть все то, что делается на примере местного материала, того, что окружает ребенка в его повседневной жизни.

Если внимательно посмотреть на примерную основную образовательную программу, на новую структуру базисного учебного плана, то можно заметить, что запросы участников образовательного процесса по сравнению со старым БУПом существенно выросли.

– Введение нового стандарта требует значительного финансирования. В прошлом году на фоне кризиса уменьшились бюджеты многих регионов. Смогут ли они в этом году найти деньги на обеспечение введения нового стандарта?

– Безусловно, введение нового стандарта потребует определенных затрат. Это прежде всего средства на повышение квалификации и переподготовку учителей, средства на обеспечение требований к условиям реализации основной образовательной программы в недостаточно оборудованных школах. Поэтому необходимы серьезный анализ процесса введения стандарта на уровне субъектов Федерации, муниципалитетов и самих школ, оценка уже имеющегося ресурса и того, что следует сделать.

– Александр Михайлович, а когда планируется введение стандартов средней и старшей ступеней общего образования?

– Согласно поправке к Закону «Об образовании», которая была принята в ноябре прошлого года, – с 1 января 2011 года. Так что в наступившем году все федеральные стандарты общего образования должны быть утверждены.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте