Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Законы общения

Год 2020‑й в музыкальных терминах

О плюсах и минусах комфорта. Консонанс и диссонанс
УГ - Москва, №52 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

Нет ничего страшнее рутины. Само это слово таит в себе невозможность двигаться дальше. «Консервативность, рабское следование заведенному шаблону или известным навыкам, превратившимся в механическую привычку» – так беспощадно трактует понятие «рутина» Толковый словарь русского языка. Возможно, у кого-то возникнут сомнения: неужели размеренная, спланированная жизнь, в которой наконец появилась неспешная повторяемость событий, четко очерчены каждодневные дела и планы на будущее – это плохо? Ведь в таком бытии есть свое очарование. Зачем же потрясения и бури? Не спорю, приходит время и для комфортного покоя, и для пожинания плодов своего труда… Но самое опасное здесь – самодовольство и нежелание двигаться дальше. А для учителя это равносильно профессиональному угасанию. Как спастись? Субъективно – самому быть в творческом поиске, сохранять детскую любознательность и открытость. Объективно – не бояться выходить из зоны комфорта навстречу профессиональным конкурсам.

 

 

Первоапрельское предложение. Нешуточное скерцо

Уходящий 2020‑й был ни на что не похожим. Не прошло и двух месяцев после Нового года, как мы уже сидели на самоизоляции и в режиме «нон-стоп» осваивали премудрости дистанционного обучения. И вот однажды, заглянув в почтовый ящик, я обнаружила письмо с приглашением на конкурс «Новый учитель музыки XXI века», организованный московским центром «Патриот. Спорт». На календаре было первое апреля, но мне было совсем не до смеха. Задание первого, заочного, тура предполагало создание видеоролика на тему «Каким должен быть урок музыки в XXI веке». Как снимать ролик, если дети по домам? С кем показать работу учителя? И я решила суммировать весь свой опыт работы в школе и поделиться с коллегами своим творческим кредо. Я назвала его…

 

Секрет пяти «и». Полифония педагогических принципов

«И» первое – историзм. Музыка как предмет не может существовать в одиночку. Это некий узел, который стягивает к себе многие нити истории. Музыкальные явления обусловлены историческим контекстом и в то же время влияют на него.

«И» второе – интеграция с другими предметами образовательного цикла. Без этого невозможно целостное восприятие и формирование культуры.

«И» третье – игра в самых разных формах: со своим голосом, на музыкальных инструментах, интеллектуальная игра как способ освоения нового и закрепления изученного материала.

«И» четвертое – интерактив. В этом плане московские учителя – счастливые обладатели обширного инструментария: ресурсы Московской электронной школы, проект «Урок в музее», различные концертные площадки.

«И» пятое – исследование. Как на уровне урока, так и в рамках научно-практических конференций мы можем вместе с обучающимися создавать исследовательские проекты на музыкальную тему.

Вот с такими мыслями я вышла на первый, очный, этап. А там меня ждала…

 

Командная работа. Ансамбль – значит согласие

В лексиконе современной системы образования недавно появились англо­язычные понятия hard skills и soft skills. По-русски – жесткие и гибкие компетенции. Мы призваны сформировать их у детей, да и сами должны обладать этими качествами современного человека и учителя. Так что же это такое? Hard skills – твоя сугубо профессиональная деятельность, в которой открытость новому, постоянное развитие сочетаются с творчеством. Soft skills – качества над-профессиональные, необходимые в нашем напряженном и динамичном мире: стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение работать в команде, определять в совместной работе свою роль и нести за нее ответственность. Наше полуфинальное конкурсное испытание подразумевало демонстрацию всех этих компетенций. В сотрудничестве с коллегами из других московских школ нам предстояло за два часа продумать и вывести на защиту социально значимый проект «Каким должен быть современный кабинет музыки». Эмоциональные обсуждения, распределение ролей, работа в технике канбан, наша идея кабинета музыки как интерактивного арт-пространства, стройная и логически выстроенная презентация итогового проекта. Мы работали на одной волне, словно настроенные по камертону. Наверное, это оттого, что каждый увлеченный учитель старается сделать свой урок интересным. Каждый хочет, чтобы дети уходили после занятия наполненными яркими эмоциями, знаниями, с желанием вернуться и вновь попробовать себя в роли творца, исследователя, исполнителя, сопричастного к таинству искусства. На уроках музыки сплелись и теория, и практика. Здесь формируются важнейшие качества ученика: эмпатия, эмоциональный интеллект, умение творить и быть со-творцом с учителем и одноклассниками. А еще рациональное постижение глубоких процессов и законов музыкального творчества, понимание того, как оно устроено и как развивалось. Это было самым ярким впечатлением от конкурса – наша совместная работа! И главное – единодушие и полное отсутствие чувства соперничества. А ведь финалистов ждало испытание, в котором каждый сам за себя. И это было…

 

Сольное выступление: мастер-класс

Не знаю, как вы, а я люблю играть. А еще отгадывать загадки и отвечать на сложные вопросы. Это будит во мне творческий азарт. И в моих учениках – заметила! – тоже. Поэтому свой мастер-класс я выстроила в формате интеллектуальной игры, где уже с самого первого этапа – жеребьевки – от участников-коллег потребовались творчество и находчивость. Игроки делились своими образными ассоциациями об уроке музыки с помощью цветных нитей, отыскивали параллели между историческими событиями и музыкальными произведениями, обнаруживали связи разных видов искусства, погружаясь в мир конкретного композитора. И все это легко, играючи. А почему бы и нет? Но в отношении урока музыки есть один большой соблазн – превратить его из интересного в развлекательный. И эту тонкую грань, на мой взгляд, нельзя переходить. Учитель музыки – это миссионер. На своих уроках мы прежде всего прививаем вкус к высокой культуре, несем традицию и в нее погружаем детей. А как же учителю музыки (и не только!) быть интересным современному школьнику? Творить вместе с учениками, слышать и понимать их, не отвергать то новое, что им интересно, но обязательно найти и показать детям связь между традициями и новаторством. Она есть всегда. Об этом и многом другом, столь значимом для каждого из моих коллег, говорили финалисты конкурса «Новый учитель музыки» на круглом столе в Департаменте образования и науки города Москвы. Этот важный разговор был заключительным испытанием для нас, московских учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей дошкольных объединений. По его итогам были определены три победителя в каждой из этих номинаций. И теперь мою школу ждет награда – комплект оборудования «Музыкальный класс в современной московской школе».

 

Несколько нот напоследок. Кода

Профессиональный конкурс – всегда вызов. Вызов личным и профессиональным качествам. И после напряженного периода творчества и эмоционального подъема победителя вдруг настигает чувство опустошения. Но пустота уходит, наполняясь новыми идеями и радостью от осознания, что твоя победа – прежде всего преодоление собственных страхов, колоссальный профессиональный опыт, выход на новый уровень и перезагрузка. Поэтому позвольте дать совет: не бойтесь участвовать в серьезных профессиональных конкурсах. Берите мощные аккорды и звучите во всей полноте своих идей, наработок, опыта и мастерства.

 

Мария ЛАРИНА, учитель музыки школы №2036, победитель конкурса «Новый учитель музыки XXI века»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt