Вам сказали, что ваш ребенок не слышит? Не впадайте в панику, вы просто не знаете, что нас, людей с нарушением слуха, в России, если верить данным Всероссийского общества глухих, 13 миллионов. Растут, учатся, многие получают среднее профессиональное или высшее образование, работают по самым разным специальностям, влюбляются, женятся, рожают детей… Как и во всем мире.
Вы знаете, что в космическом конструкторском бюро у Королева работали глухие инженеры и они высоко ценились? Вы знаете, что много глухих артистов имеют звание «Заслуженный артист РФ»? Сколько глухих учителей работает в школах России! А сколько талантливых художников – их работы в российских музеях и их картины высоко ценятся зарубежными ценителями искусства!Вам, как мне кажется, надо будет просто запомнить несколько простых истин, которые помогут вам воспитать вашего малыша всесторонне развитой личностью, жить полноценной жизнью, быть максимально, по своим возможностям, включенным в социум.Истина первая: надо четко осознавать и помнить, что, несмотря на все новшества техники и медицины, глухота неизлечима. Надо принять этот факт. Мы теряем бесценное время для воспитания и обучения нашего ребенка в очередях и на приемах у врачей в бесполезной надежде вылечить его от глухоты. Надо начинать заниматься с малышом с двух месяцев его жизни, иначе после трех лет будет поздно.Истина вторая: не надо уповать на то, что кохлеарная имплантация – это панацея от глухоты. Глухота все равно остается с человеком. Кохлеарная имплантация помогает лишь ориентироваться в мире звуков, но слышащим она человека не делает. Кохлеарная имплантация делает человека полностью зависимым от работы процессора. Сломался процессор – человек беспомощен, становится стопроцентным инвалидом! Современные слуховые аппараты намного надежнее и предоставляют человеку независимость.Истина третья: глухой или слабослышащий человек такой же, как все, но у него одна особенность – он не слышит, это тормозит его развитие, если не создать ему особые условия, связанные со свободным доступом к информации, общением без коммуникационных барьеров. Как сказал Лев Семенович Выготский, выдающийся психолог начала ХХ века, ненормальность поведения ребенка формирует социальная среда. То есть сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.Истина четвертая: социум так устроен, что каждый человек ищет подобных себе. Так создаются микросоциумы. Самый уникальный микросоциум – глухие и слабослышащие. Из-за дефекта слуха они создали компенсирующий это нарушение способ общения – жестовый язык.Истина пятая, последняя: жестовый язык является полноценным языком, что доказано исследованиями в мировой лингвистике. Жестовый язык также является мощным инструментом для восприятия и осмысления глухим человеком окружающего мира, является базой для освоения любого языка, в нашем случае – русского.Всего пять истинГлухой ребенок, любой ребенок с нарушением слуха в отличие от слышащего постигает мир в первую очередь через зрение – вокруг него безмолвие или невнятный шум.Как такому ребенку объяснить первые необходимые понятия (кушать, туалет, спать, играть, счастье, любовь), если он не слышит? Как учить такого ребенка? Ясно, что надо начинать со средств коммуникации. Но каких? Сразу расставим все точки над i – использование современных технических средств реабилитации глухого ребенка: обязательное ношение слуховых аппаратов с младенческого возраста, развитие слухового восприятия, работа с логопедом крайне необходима, но не надо ставить эту работу во главу угла, самое главное – это научить ребенка думать, мыслить, анализировать.Мы знаем, что все методы изучения языка базируются на сочетании естественной коммуникации с носителями языка и потом академического изучения (при помощи учебников, грамматик, словарей, упражнений). Тогда вопрос: кто у глухого ребенка носитель языка – слышащий с русским языком, которого ребенок не слышит, не понимает или с трудом понимает, или глухой человек с жестовым языком? Какой язык для глухого ребенка родной?А родным называют язык, который доступен ребенку, который учится первым, является самым важным, наиболее часто используемым, с которым легче всего себя идентифицировать. Бездоказательно было принято общее мнение, что жестовый язык мешает развитию личности глухого человека, что он не дает словесному языку развиваться, и этого мнения, как правило, придерживаются те специалисты, которые сами не владеют жестовым языком. Замечено, что глухие дети, не знающие жестового языка, уже после первого года обучения в школе овладевают жестовым языком, хотя в школе на уроках в младших классах жестовая речь не применяется. Это неоспоримый факт. И этот факт почему-то не берется на вооружение, а упорно игнорируется.А зря! Билингвистическое обучение никому еще не повредило, наоборот, оно способствует интенсивному развитию мыслительной деятельности ребенка. Разумное использование жестового языка в оптимальных соотношениях со словесной речью в процессе развития личности ребенка способно вытянуть его в большой мир. С его помощью можно за короткое время дать ребенку большой объем информации. Родным для нас, большинства глухих, является жестовый язык. Следовательно, русский язык для нас второй.На базе какого языка мы все изучаем второй язык? На базе своего родного, сопоставляя слова, таким образом, постигаем другой язык. Русский язык к слышащему ребенку приходит через его слух, через его общение с родными, через речь окружающих его людей. Это его постоянный фон развития, это его первый родной язык. Глухой ребенок лишен же в силу своего нарушения этого фона. Он воспринимает мир визуально. Как он должен распознавать слова русского языка?Призвав на помощь жестовый язык в процессе обучения и воспитания глухого ребенка с момента определения степени нарушения его слуха, можно добиться того, чтобы глухой малыш пошел в первый класс хорошо подготовленным, со знанием основ русского языка. Как слышащий ребенок. Его можно и нужно обязательно учить третьему языку – английскому письменному, например. Примером этому могут служить многие глухие детишки глухих грамотных родителей, которых родители отдают в школы для слабослышащих детей, и эти дети часто учатся лучше слабослышащих. Обучение устным методом эффективно только тогда, когда у ребенка большой словарный запас.Языки можно потерять, если их не поддерживать, они должны находиться в обращении, развиваться, совершенствоваться. А у нас в большинстве случаев для глухого человека теряется словесный язык, так как без базы жестового языка он ему трудно дается. Жестовый же остается с ним на всю жизнь, несмотря на всевозможные ограничения и запреты.В.И.Флери, первый в России сурдопедагог, в XIX веке говорил: «Знание родителями жестового языка – это наивысший знак их любви к ребенку». Это актуально и сегодня, в ХХI веке. Чем же еще можно доказать свою любовь к ребенку, когда единственная большая роскошь – это роскошь человеческого общения?Надежда ЧАУШЬЯН, учитель русского языка школы-интерната №65
Комментарии