СЮНЬКОВА Галина Дмитриевна
(8462) 42-65-15 – Самара.
Поволжский регион (Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Калмыкия, Чувашия и Татарстан).
Сельская малокомплектная школа – особая тема в моей собкоровской практике. Как правило, едешь туда с душевным трепетом, ибо нигде больше не увидишь столь патриотично, самозабвенно исполняющих свой профессиональный долг учителей, к тому же стоически выносящих все тяготы сельской жизни.
Год назад мне довелось по сигналу “SOS” мчаться в городишко Октябрьск, чтобы разобраться, на каком основании закрыли малокомплектную школу N 10. Власти так спешили освободить здание, что наделали кучу юридических и административных ошибок. Родители грозились перекрыть железную дорогу, дети клялись школу не покидать, а одна учительница в порыве отчаяния решила покончить жизнь самосожжением.
Учитель технологии Николай Стягов молча снял со стенда “Сделал сам” изящный молоточек, покрашенный в голубой цвет, и вручил его мне. Наверное, это был незатейливый намек на то, что этим подарком я должна забить последний гвоздь в данной проблеме. Увы, это было не в моих силах! После заседания областного суда я попыталась объяснить судье, что решение о правильности закрытия школы мэром принято скороспелое. “Что вы, в наше время не нужны маленькие школы. Разве они дают необходимые знания?” – отмахнулась от меня судья. Если у Министерства образования нет своей твердой точки зрения на малокомплектную школу: спасать ее или при каждом удобном случае сбывать с рук, то судьбу ее будут решать судейские чиновники, далекие от проблем просвещения, руководствующиеся пустыми декларациями о пользе больших школ.
Принявший решение о ликвидации школы мэр был таков. Сначала его отдали под суд, затем переизбрали. Теперь он московский чиновник не самого последнего ранга. Здание раскурочили, никакой дом престарелых там так и не создав. Предсказуемый итог… Однако ретивых инициаторов разорения малокомплектных школ меньше, увы, не становится. Жаль, что о них скоро забывают, словно о чем-то недостойном памяти. Но с их легкой руки культивируется тенденция в который раз то укрупнить, слить, то разукрупнить и специализировать школы, колхозы, заводы, города и даже целые государства. Сколько их было на нашей памяти! Оставили бы хоть детей в покое, что ли…
А вот другой сюжет из Большеглушицкого района. Директора Новопавловской школы Ивана Луцева по-родственному разыграла директор Тамбовской школы Нина Алексеева. Позвонила ему: комиссия, мол, нагрянула, все документы шерстит, компроматы ищет. Так что ты там, Иван Алексеевич, на всякий случай бумаги-то подчисти, пока я их тут чаем пою. И хоть Луцев, обрусевший хохол, не лыком шит, малость смутился. А может, подыграл. Наверняка слышал от завроно о приезде корреспондента “УГ”. Так что бутылочку “Батьки Махно” он, по сельскому обычаю, заготовил.
– Почему теряется качество обучения в малокомплектной школе? – спросил и сам себе ответил Луцев. – Да потому, что учителя, словно многостаночники, свою норму вырабатывают. Историк дополнительно преподает литературу, географ – технологию. А что делать? Был учитель литературы, помыкался без жилья и уехал в райцентр к деду.
Хоть и без экзальтации говорит Иван Алексеевич и лицо его выражает невозмутимость, удивляешься, как это он пережил семь министров образования, двух дочерей на педагогов выучил, школа его на хорошем счету, а выражаться “мыльными” фразами не горазд. Что думает, то и говорит. А теперь ему и вовсе бояться нечего – пенсия забрезжила.
– Про нормативное финансирование скажу. Малокомплектные школы в него вписаться никак не могут. Дай наш норматив райцентровской школе, она будет жить припеваючи, потому что учеников много. А для нас эти средства растянуть – все равно что кашу из топора сварить. Пародия одна.
Но варят ведь, варят, учат детей, которые своими знаниями не посрамляют Новопавловку, украшают свое некогда приспособленное под школу здание резьбой по дереву. Резной “Волшебный мир” в двух лестничных пролетах созидался юными творцами, которые, поставив автографы, увековечили и свои имена, и школу, которой уже 135 лет. Местный механизатор увлек ребятишек народным промыслом да покинул село в поисках крыши над головой.
Сдается, в этом украинском селе в глубинке Самарской области не находится крыши для самых нужных людей, без которых жизнь вроде бы продолжается, но идет по совсем другому сценарию.
Комментарии