search
main
0

Глория. Современный образовательный маршрут гимназиста

​Программа «Глория» была разработана Государственной столичной гимназией в 2014 году.В период присоединения к ГСГ нескольких общеобразовательных школ возникла необходимость представить всем участникам образовательных отношений, в каком соотношении находятся базовые и углубленные программы изучения предметов, как получить доступ к этим программам, какие планируются результаты по окончании освоения программ. И тогда родилась идея обобщить накопленный опыт, структурировать информацию и рассказать о новых возможностях для юных москвичей.

Имя программе выбрано не случайно – более двадцати лет лучшим гимназистам ГСГ на традиционном дне гимназии вручается медаль «Глория» за выдающиеся достижения; мы решили, что лучшего имени для нашей программы и не придумать. Каждый может проложить свой путь к славе!Программа «Глория» включает в себя учебные курсы основного и дополнительного образования, а также события внеурочной деятельности для тех гимназистов, кто хочет учиться с большим напряжением, кто готов отвечать за сделанный выбор, кто уже умеет ставить перед собой образовательные задачи. Во-первых, программа «Глория» предполагает углубленное изучение иностранных языков – английского или немецкого. Для этого основным учебным планом предусмотрено 4 часа в неделю на первый иностранный язык. В основном в группы программы «Глория» приходят ребята с высоким уровнем начальной подготовки по первому языку, но есть группы для тех, кто только с 5-го класса приступает к углубленному изучению после базового.Сопровождает основное изучение первого иностранного языка один час дополнительного образования «Совершенствуй свой английский/немецкий» за счет средств родителей. В рамках этой программы проходят занятия по самостоятельному чтению и обсуждению прочитанного на английском или немецком языке. Кто-то из ребят так увлечен иностранными языками, что в системе дополнительного образования за счет средств родителей осваивает второй и даже третий иностранный язык, им может быть немецкий, английский, французский, китайский или испанский.Во-вторых, в программе «Глория» образовательная область «Технология» в основном учебном плане представлена курсом «Информационные технологии». По два часа в неделю все пять лет ребята развивают ИКТ-компетенции.В-третьих, шестиклассникам предстоит освоить обязательный курс «Интеллект», содержание которого направлено на развитие УУД, а восьмиклассникам – курс «Введение в проектную деятельность». Обе дисциплины входят в основной учебный план.Этим исчерпываются отличия перечня основных дисциплин программы «Глория». В системе дополнительного образования за счет средств субсидий на выполнение государственного задания гимназисты 5-7-х классов осваивают курс «Я – гимназист». Это мозаика из коротких, 12-часовых, модулей, в основе которых самые разные области знания – от психологии до химии. Небольшой объем каждой программы помогает гимназистам сохранить интерес к ее содержанию. Каждый гимназист, осваивая девять коротких программ, получает опыт более близкого знакомства с науками. Это основа их будущего выбора.В 8-м классе впервые гимназист самостоятельно выбирает элективный курс в системе дополнительного образования за счет средств субсидий на выполнение государственного задания. Первые презентации проходят в конце 7-го класса: перед ребятами и их родителями выступают руководители элективных курсов, рассказывают о содержании занятий, отвечают на вопросы, к 1 сентября теперь уже восьмиклассники заявляют классному руководителю о своем выборе.  Затем в течение сентября гимназисты получают возможность утвердиться в своем выборе, походив на разные занятия. К 1 октября окончательный выбор должен быть сделан. К концу учебного года кто-то убедится в том, что он на правильном пути, и продолжит погружение в выбранную науку в 9-м классе при подготовке индивидуального проекта, а кто-то будет искать и выбирать дальше. Но этим не исчерпывается программа «Глория». С 7-го класса открывается набор в отдельную, дополнительную, группу углубленного изучения математики, а с 8-го класса – в группу физики. В эти группы набор осуществляется по результатам гимназической олимпиады «Ключ». Для зачисления в группы углубленного изучения математики и физики надо не только успешно пройти два тура олимпиады, но и стать призером или победителем.  Мы мечтаем, что в ближайшее время к таким группам прибавятся ребята, желающие углубленно изучать биологию и химию, но это в перспективе. Кроме этого, есть программы дополнительного образования для свободного выбора: веб-дизайн, изостудия, вокальный ансамбль, спортивные секции, МХК.Особенность программы и в содержании промежуточной аттестации: у «глористов» она насыщеннее. Внеурочная деятельность гимназистов «Глории» – это прежде всего активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников и Московской олимпиаде школьников, метапредметных олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений», социальных проектах, городских конкурсах проектов, в международных экзаменах, волонтерской деятельности, традиционных праздниках и акциях. Гимназисты «Глории» не только активные участники таких событий, но и организаторы, в том числе в разных зданиях гимназии. Например, традиционные акции «Дети вместо цветов», «Поможем Деду Морозу собрать мешок подарков», «Ветеран живет рядом» требуют волонтерской поддержки со стороны гимназистов, рожденные двадцать лет назад гимназические праздники – посвящение в гимназисты пятиклассников, новогодние спектакли, день гимназии, «Майский вальс» – сегодня проходят во всех пяти школьных зданиях.  Все компоненты программы направлены на создание широкого пространства проб, изучение гимназистами собственных интересов. Только прислушавшись к самому себе, можно сделать правильный выбор на пороге профильной школы. Научно-практическая конференция гимназистов 9-х классов и ГИА основного общего образования завершают программу «Глория» и выявляют результаты каждого гимназиста по ее освоению. Такими результатами мы считаем: – активную личную позицию гимназиста, что проявляется в его участии в социальных проектах и волонтерской деятельности;- активную учебную позицию гимназиста, что проявляется в его самых различных достижениях: от побед в региональных олимпиадах до спортивных разрядов; – превышение требований ФГОС к освоению программ по русскому языку, математике, иностранным языкам, что проявляется в высоких результатах ОГЭ;- высокий уровень учебной самостоятельности, что проявляется в успешной защите индивидуальных проектов в рамках ежегодной научно-практической конференции ГСГ, успешном участии в городских конкурсах проектов и осознанном выборе ОГЭ.Мы с уверенностью можем утверждать сегодня, что задача обеспечения доступности качественного гимназического образования для москвичей в ГСГ решена. В условиях крупной образовательной организации появилась новая задача – сохранить высокие требования к качеству гимназического образования при его более широкой доступности. Девиз гимназии – «Non scholae, sed vitae discimus»  («Не для школы, а для жизни мы учимся»),  как никогда, актуален: деятельность гимназистов во время учебы и за пределами школьных классов – ответственная, самостоятельная, творческая – готовит их к завтрашнему дню, а значит, и готовит завтрашний день нашей страны.  Ирина ПАТРИКЕЕВА, директор Государственной столичной гимназии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте