Система оценивания в общей школе задает тренд всему образованию
В российской практике традиционно складывалась практика оценивания знаний через присвоение баллов по абсолютным шкалам. Традиция обозначать успехи в освоении знаний через балльную оценку начала формироваться в гимназиях Российской империи, при этом привычная пятибалльная система оценивания успеваемости учащихся, сохранившаяся до настоящего времени, была введена в 1944 году согласно постановлению Совета народных комиссаров РСФСР от 10 января 1944 года №18 и приказу народного комиссара просвещения РСФСР от 10 января 1944 года №24.
Согласно Инструкции Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утвержденной народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, при определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускалось выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.
Указанная особенность позволяла относительно справедливо оценить итоговые образовательные результаты вне зависимости от результатов оценки отдельных этапов процесса освоения образовательного материала. Еще более справедливой может показаться массово введенная в начале XXI века система итоговой аттестации в форме единого экзамена (ОГЭ и ЕГЭ). Однако необходимо учитывать различия, произошедшие в системе образования за последние 20‑30 лет, – от размывания ценностных и идеологических ориентиров (образы пионера и комсомольца) до появления Интернета и массовой практики репетиторства как «нормального» и обыденного явления «доучивания» детей в соответствии с содержанием контрольно-измерительных материалов ГИА за пределами школы.
Так, даже если учащийся «опомнился» в 9‑м или 11‑м классе и был натаскан на типовые задания итоговой аттестации – все хорошо, он может сдать на высокий балл выходные (входные) испытания. Но (!) натаскивают его только по тем предметам, которые он сдает, да и понимание содержания, а уж тем более навык применения на практике тех знаний, которыми его «нафаршировали» для прохождения типовых оценочных процедур, отсутствуют напрочь.
Другая сторона медали – огромное число детей попадают в плен ситуации истерии, даже паники родителей и учителей в период так называемой подготовки к ГИА… Три года минимум! Стресс, репетиторы, назидательные разговоры, доводящие детей до суицидального поведения! Откуда могут случиться разностороннее развитие и мотивация, простирающаяся за пределы количества потенциально набираемых баллов?! Времени хватает только на школу, ДЗ и трех-четырех репетиторов. Все это разворачивается в условиях отсутствия интереса к учебе в силу непонимания, к чему все это приведет. Все чаще озвучивается мнение, что многие успешные (в первую очередь обеспеченные) люди в свое время были двоечниками и без экзаменов и высшей школы добились своих успехов. Профессиональный и личностный успех не детерминирован школьными успехами, самоопределение и рост происходят в реальных условиях, а не в клеточках школьного расписания и бланках ответов ГИА.
Кроме того, различные процедуры ГИА не дают ответа на формирующийся запрос семей – все дети разные. По сути, школа, неспособная обеспечить индивидуальную работу в существующих нормативных и финансовых условиях, игнорирует различия детей, подстегивая тем самым растущий спрос на внешкольные формы образования. Сегодня объем рынка репетиторских услуг именно по натаскиванию на сдачу ГИА находится на пиковых значениях и согласно экспертным оценкам доходит до 120 млрд рублей в год, что сопоставимо с 7% от общих расходов на систему школьного образования в стране; вдобавок средства, затрачиваемые ежегодно на подготовку и проведение всех форм ГИА, составляют 600 млн рублей государственного бюджета.
И это еще не все! ВПР! О нерепрезентативности результатов ВПР говорят даже в Рособрнадзоре, тем не менее эта практика только расширяется.
Что же проверяют все эти экзамены и на что тратятся серьезные средства родителей и ресурс профессиональных репетиторов? По сей день, как и с начала построения массового общего образования (всеобуч), – исключительно на предметные знания, необходимые для индустриального общества, усвоение которых необходимо продемонстрировать в единицу времени. Это ли нужно для успешности и востребованности в современном мире? Конечно, нет.
В изменившейся картине мира необходимы навыки учиться, применять знания одной научной области в другой, осваивать новое, находить, собирать, обрабатывать, верифицировать информацию, работать с большими массивами данных, структурировать их, работать в команде, эффективно коммуницировать, понимать эмоции свои и окружающих, уметь ставить цели, нести ответственность за принимаемые решения, создавать новое… soft skills.
Как достичь того, чтобы учащиеся были сильны во всех предметах, чтобы привитие soft skills стало нормой развивающей деятельности в школьной экосистеме, да еще и сохранить самый важный человеческий ресурс – время? Время и нервы детей, репетиторов, нервы и деньги родителей, деньги государства наконец?! Не очень просто… От оценок и аттестата в его сегодняшнем содержании мы сможем отказаться не сразу, но важно договориться о намерениях!
Первое: вернуть учет среднего балла аттестата (!), что заставит учащегося уделять время всем дисциплинам, формируя свое разностороннее развитие, при этом предоставив право любому ученику оспорить оценку аттестата по любому предмету через процедуры независимой оценки качества подготовки обучающегося (что предусмотрено как возможность статьей 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Важным является повсеместный поэтапный ввод в практику так называемой формирующей оценки – оценивания не только знаний по единой шкале в единицу времени, а динамики изменения. Это обоснованный возрастной психологией важнейший элемент мотивации отстающих школьников – демонстрировать реальные изменения, а не натаскиваться на имитацию знаний в момент экзамена.
Второе: разработать с привлечением ведущих психологов и создать онлайн-игру, в которой команды играющих собираются случайным образом из числа выпускников в привычной для подростков среде, где нет субъективности взрослых, снижения оценок за описки, без унизительных процедур обыска учащихся перед экзаменом. Благодаря информационным технологиям возможно обосновать и собрать многомерную матрицу метрик и измерений, которая покажет, как быстро учащийся адаптируется к новой среде, как быстро вливается в коллектив, или, возможно, ему свойственно выполнение задач только в индивидуальном режиме (а это важно для отдельных профессионализаций, например для фриланс-программистов), как долго держит внимание, каковы объемы запоминания, умеет ли принимать решения, применять знания в практических виртуально-жизненных ситуациях (например, становясь командой ученых, добывающих новое экотопливо с другой планеты, или, моделируя антидот коронавирусу, чтобы спасти всю планету), и, конечно, оценить, как справляется с неудачами он сам и другие (оценка 360), и многое-многое другое.
Итоговый экзамен станет важным, ярким событием, ожидаемым и мотивирующим, а уровневые версии такой игры заменят дома все агрессивные игры, бесконечные бездумные гонки на машинах, кровь псевдоисторических реконструкций и прочее. Именно эти увлечения наших детей мы, родители, так мечтаем заменить на что-то полезное для их будущей взрослой жизни – развитие нужных soft skills на переходах от уровня к уровню в глобальном чемпионате саморазвития! При этом, чтобы ограничить экранное время, можно открывать одну игровую сессию в неделю, например.
«Цифра» уже в нашей жизни, а наши дети не знают жизни без нее. Давайте научимся с ней взаимодействовать по-настоящему и с пользой для наших детей – живых и настоящих.
Марина РАКОВА, заместитель министра просвещения России
Комментарии