В любой компании как только разговор заходит о демократии, сразу вспоминают анекдот, уже навязший в зубах, но я все-таки рискну привести его. У одного нового русского, казалось бы, все есть, чего душа пожелает: несколько шикарных иномарок, счет в зарубежном банке, роскошная квартира в Москве, красавица жена и не менее красивая подруга, загородный дом. Но вот одна беда: лужайка горбится, трава растет странными какими-то пучками. И не выдержал новый русский такой неудачи, позвал самого известного специалиста по газонам, профессора, на Англии специализирующегося. Тот даже не поехал смотреть на полевые условия. Взял чек и сказал: “Вашу лужайку стричь надо шесть столетий подряд, и тогда все будет нормально”. Так и демократию надо строить не одному поколению. Нельзя с вечера об’явить ее декретом, а на следующее утро уже жить в демократическом государстве. Точно так же, как нельзя всю жизнь придерживаться одних взглядов и в подходящий момент вдруг прозреть, осознать новые ценности. Когда я слушаю таких политиков или государственных мужей, у меня всегда холодок по спине пробегает: а не случится ли завтра с ними новое прозрение, новый поворот на сто восемьдесят градусов?.. Демократии мало желать, надо уметь ее строить и развивать.
Прежде всего нам всем – взрослым и детям, мужчинам и женщинам, больным и здоровым, людям разных национальностей, разных религий, разных сексуальных ориентаций – надо научиться строить наши отношения как равных друг другу людей. И школа может стать идеальным местом для обучения и приобретения реального опыта демократии, основанной на равенстве, уважении, терпимости, поиске мирных решений в конфликтных ситуациях, активном участии всех в общественной жизни. Учителя могут создать великолепные программы, учебники, методики по граждановедению (кстати, они уже есть! Взять хотя бы книги и пособия Якова Соколова, Александра Никитина, Леонида Боголюбова), но сегодняшняя реальность такова – социально-экономическая, политическая, что она будет противостоять всем попыткам и усилиям педагогов формировать у ребят ощущение ценности демократии. И может быть, здесь стоит начать с того, что разрушить навязываемый властями, политическими партиями и движениями шаблон, что, мол, демократические перемены свершились, что рынок заработал. Если всю перестройку, закончившуюся августом девяносто первого года, принять, скажем, за условную стартовую линию, то мы даже еще и шага не сделали к нормальному демократическому обществу. Просто подняли правую ногу, но так и не опустили ее на землю.
Демократии нужно учиться всем: президенту, министрам, депутатам, учителям и ученикам, родителям. Мы ведь часто не знаем даже элементарных вещей: принципов демократии, истории ее зарождения и развития, механизмов функционирования институтов правого государства и самое главное: не знаем, как реальному, рядовому человеку влиять на демократический процесс.
Мне кажется, что демократическое гражданское образование требует новых подходов к материалам и методам обучения. Если учебники по граждановедению будут написаны в традиционном ключе, а методом останется заучивание и воспроизведение материала, вряд ли мы воспитаем гражданина, способного анализировать возникающие политические ситуации и делать правильный выбор. Демократия не дает готовых ответов. Их нужно искать вместе и каждому в отдельности.
Не уверен, что, сидя в классе, слушая учителя, дискутируя, участвуя в ролевых играх, можно осознать себя частью общества, гражданином. Только реальные проекты, внешкольная деятельность могут помочь становлению гражданского сознания. Я уже писал когда-то о том, что в привилегированных частных американских школах раз в неделю учащийся обязательно должен заняться социальной работой: помочь в приюте для престарелых, или в больнице для безнадежно больных, или проведать одиноких пенсионеров. Подобное видел я и в Англии.
Демократию в России никто за нас не построит. Ни американцы, ни англичане, ни Совет Европы. Они могут помочь консультациями, советами, своим опытом. Мне очень нравится позиция Дэвида Дорна из Американской федерации учителей. Он говорит: “Мы не собираемся навязывать вам никакую из наших идей. Мы просто хотим поделиться ими с вами, а вы уж сами решайте: подходят они вам или нет. Будем рады, если у вас получится лучше”. Вряд ли нравственно строить демократию только на чужие деньги. Понимаю, цивилизованный мир волнует, что будет с нами. Их будущее зависит от нашего будущего. Но факт остается фактом, что 250 лет назад в Америке создали конституцию без телефона, факса, компьютеров и западной помощи. А в Польше, например, уже несколько лет создают свою конституцию на миллионы западных долларов. В России же у некоторых депутатов больше сотни помощников, оплачиваемых из нашего с вами кармана…
Демократическая неграмотность страшнее незнания азбуки. Союз гражданского образования может помочь такому ликбезу. На страницах “УГ” мы продолжим серию публикаций для всех педагогов по основам демократии. Наше приложение “Гражданское образование” будет публиковать материалы для специалистов по граждановедению. Союз развернет на местах сеть вечерних и воскресных семинаров для родителей. Есть также задумка создать специальную телевизионную программу и вовлечь в проект движение детской и юношеской прессы.
“Только то и тревожит, что грядущий режим не испытан, не прожит, но умом постижим”. И сердцем тоже.
Комментарии