search
main
0

Главный конструктор

Яков Евсеевич Львович с января 2001 года возглавляет Главное управление образования администрации Воронежской области. До этого работал проректором по новым информационным технологиям Воронежского государственного технического университета, потом ректором Института высоких технологий. Был научным руководителем Воронежского филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ. Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор. На его старых визитках значится: “Главный конструктор по информатизации Воронежской области”. На вопрос, что это за должность такая интересная, – главный конструктор, пояснил, что есть большая федеральная программа информатизации регионов России. Для того чтобы она работала, в субъекте Федерации назначается главный конструктор. Эту обязанность Львович исполнял более 10 лет.

– Яков Евсеевич, область за последние годы уже как-то привыкла к тому, что комитет по образованию – это одно, по работе высших и средних специальных учебных заведений – другое, по делам молодежи – третье. Чуть в стороне, но всегда где-то рядом – структура, занимающаяся лицензированием и аккредитацией учебных заведений. А теперь все это вдруг взяли и соединили под общим руководством и назвали главным управлением образования. Чего ради?
– Цель объединения под общим началом – повысить механизм интеграционных процессов в образовании и преемственность различных уровней образования. А непосредственно в молодежной политике – обеспечить возможность использования образовательных структур для влияния на те слои молодежи, которые не находятся в учебных заведениях. Те же гранты может получать и работающая молодежь, если ее привлечь для выполнения каких-то проектов и программ. Необходимо расширить грани молодежной политики, которая проводилась до последнего времени. Возможности главного управления образования позволяют замкнуть на молодежных проблемах все структуры социального блока – Департамент занятости населения, главные управления по труду и социальной защите, здравоохранению, физкультуре и спорту, областную комиссию по делам несовершеннолетних – и не ограничиваться выполнением одной лишь областной программы “Молодежь”, как это было ранее.
– Расскажите немного о своей прошлой работе: исполнять обязанности главного конструктора по информатизации области означает делать все для того, чтобы в области стало больше компьютеров? Или еще что-то?
– Чтобы было больше компьютеров – это важный момент. Но информатизация – это не только сами компьютеры, это создание инфраструктуры, коммуникаций, которые могли бы объединить эти компьютеры в соответствующие сети и сделать возможным передачу информации в телекоммуникационном режиме между различными органами управления в области. Следующая задача – наполнить эти компьютеры определенным содержанием, создать базы данных по различным направлениям и использовать эту информацию для принятия управленческих решений.
– Я ведь не просто так спрашиваю о вашей прошлой работе: пытаюсь определить, как и что вы будете делать на новом месте. Подобный опыт работы с компьютерными сетями необходим, когда школа входит в эпоху информационных технологий, президент заявляет программу компьютеризации сельских школ, а учителей в массовом порядке обучают работе на новых машинах… А почему у вас в кабинете нет компьютера?
– Думаю, со временем он появится. Сейчас несколько другие задачи, более неотложные. Надо прежде всего разобраться с долгами по учительским зарплатам, и все средства направляются на своевременную выплату зарплат и погашение долгов. Эта задача была поставлена главой областной администрации. Если на конец 2000 года средний долг учителям составлял порядка двух с половиной месяцев, сейчас он сократился до двух недель. К концу марта все долги по первой статье – “чистая” зарплата без начислений – отдадут, и далее поставлена задача выплачивать все не позднее 15 числа следующего месяца. Под жестким контролем находятся текущие платежи на книгоиздательскую продукцию. Они должны выдаваться вместе с заработной платой! Хотя задолженность – около трех лет, и ее будем постепенно погашать. Следующая задача – отдать долги за коммунальные услуги. В одинаково сложной ситуации оказались учреждения и федеральной собственности, и областной , и муниципальной. Но особенно большие трудности в сфере начального профессионального образования. Не оплачен долг за 99-й год, а его может погасить только федеральный бюджет. По этому долгу набегают штрафы, и в итоге общая сумма выплат не по силам ни самому учреждению, ни областному бюджету.
Но не одними финансами нам предстоит заниматься, главное – это развитие системы образования. До последнего времени ставилась задача стабилизации, и реальная жизнь показала, что образование способно выдержать финансовые трудности и различные другие, сопутствовавшие этому десятилетию. Систему образования – и общего, и профессионального мы сохранили полностью, количество студентов даже увеличилось за эти годы. Конечно, сыграли свою роль внебюджетный набор и появление негосударственных вузов. По федеральным нормам на 10 тысяч населения должно приходиться 170 студентов, а у нас по Воронежской области их 260 человек на 10 тысяч. Новая администрация ставит задачу на уровне уже имеющейся стабилизации перейти к этапу устойчивого развития системы образования. Критерием этого развития должно быть качество подготовки на всех уровнях образования – в школе, сфере начального профобразования, в вузах.
– Вы лично к какой точке зрения склоняетесь: золотые медали все настоящие, и вузы порой из каких-то своих соображений “зажимают” выпускников, или – все-таки качество знаний, предоставляемых школой, недостаточно?
– Несомненно то, что большинство медалей, как золотых, так и серебряных, соответствуют уровню подготовки выпускников 11-х классов. Но есть, конечно, и случаи, когда требования, предъявляемые конкретной школой к медалисту, потом не соответствуют требованиям, которые на входе предъявляет высшее учебное заведение.
– Что же делать?
– Со школой ? Укреплять кадры. Кадровая политика должна ориентироваться на результаты поступления в вуз. Если по этой школе имеется явное расхождение и это повторяется, значит надо изменять кадровую политику и, конечно, укреплять материальную базу. Особенно трудно сегодня сельской школе. Там работают в основном педагоги-энтузиасты, причем в сложных условиях. Тем не менее возможности сельской школы пока не позволяют готовить учеников на уровне большинства городских школ. Тут надо отметить работу областного Института повышения квалификации учителей, преподаватели которого не только ведут работу в Воронеже, приглашая сельских учителей, но и сами активно выезжают в районы, проводят занятия и семинары, собирают большие аудитории. Администрация области со своей стороны ставит вопрос не только о подготовке молодых специалистов для сельской школы, но и о возможности строительства для них жилья. Людей надо заинтересовать, привлечь в село.
– Для самого учителя это будет бесплатное жилье, кредит, денежная ссуда?
– Скорее всего ссуда. Приблизительно на 20 лет и беспроцентная. Конечно, при учительских зарплатах и за 20 лет нелегко будет рассчитаться, возможно, в дальнейшем будет какая-то помощь при погашении долга. Вопрос непростой, но решать его надо. И раз уж заговорили о льготах, добавлю, что в областном законе об образовании в статье 34 прописан целый ряд льгот для педагогических и научно-педагогических работников. Расчет показывает, что на их выполнение надо порядка 350 миллионов рублей в год. Это примерно еще один наш бюджет на образование. Так что вводить льготы будем поэтапно. В этом году – приблизительно на 50 миллионов, надо будет только получить согласие областной Думы на внесение изменений в бюджет нынешнего года. Какие именно льготы? Вознаграждение в размере трех месячных заработных плат при выходе на пенсию, получение в течение года по окончании вуза и среднего специального учебного заведения ежемесячных надбавок в размере 50 процентов от установленной ставки соответствующего разряда ЕТС. Еще важный момент – выплата надбавок к зарплате педагогам, имеющим почетные звания и государственные награды РФ. Выдача пособия на лечение в размере среднемесячной заработной платы при уходе в очередной отпуск. Сейчас ничего этого учителя области не получают! Все названные выплаты будут первым этапом, потом пойдем дальше. Сразу все проблемы не решишь, но при формировании бюджета 2002 года будем пытаться заложить еще большую сумму. Хотя это не просто, экономическое состояние области сложное.
Следующее направление, которое также позволяет повышать качество подготовки, – это, конечно же, информатизация образования. Первый этап федеральной программы – компьютеризация сельской школы. Второй, рассчитанный на 2002 – 2005 годы, предусматривает создание единого информационного образовательного пространства – возможность выхода в Интернет. Уже готовим программу по информатизации образования области до 2005 года. На этот год в бюджете заложено порядка 12-13 миллионов рублей на компьютеризацию сельской школы. Из федерального идет около 23 миллионов и плюс наша часть. Соглашение между областью и Минобразованием подписано, срок установки компьютеров – лето – начало осени. В районах будут создаваться центры по обслуживанию техники, поставщиками обещана двухлетняя гарантия.
– Яков Евсеевич, сегодня мы с вами говорим в основном о положении в системе общего среднего образования. Но вы – человек “вузовский”, и учителя уже неоднократно спрашивали, чем в большей степени будете заниматься на новой работе: школами или вузами?
– Вообще-то у нас есть управление общего образования, которым руководит Станислав Александрович Рогачев, и я со своей стороны буду только содействовать в решении каких-то вопросов. В любом случае приоритеты должны распределяться по массовости образовательной системы. Самое массовое у нас – общее образование, а школа – это наиболее важный жизненный этап, во время которого в основном и происходит формирование личности. От того, насколько и как мы будем помогать этому процессу, зависит будущее нашей страны.

Татьяна МАСЛИКОВА

Статфакт

В Воронежской области:
– 51 среднее специальное учебное заведение государственное;
– 2 негосударственных колледжа;
– 55 профессиональных училищ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте