search
Топ 10

Главное – избежать крайностей

Владимир Филиппов, министр образования РФ:

– В последнее время в крупных центрах Российской Федерации наблюдается перепроизводство специалистов с вузовскими дипломами и одновременно нехватка квалифицированных выпускников начального и среднего профобразования. Отсюда первая задача, которую мы должны решать: нужна количественная и структурная перестройка подготовки специалистов на всех ступенях профессионального образования. Причем это нужно сделать и в разрезе отраслей, основываясь на прогнозах по специальностям (что, на мой взгляд, сделать непросто), и в разрезе регионов. Такую работу мы проводим вместе с Минтрудом (потому что должны ориентироваться на экономику регионов), вместе с Союзом товаропроизводителей и Ассоциацией работодателей.
Вторая задача – это повышение качества подготовки специалистов начального и среднего профессионального звена. Мы по старинке готовим достаточное количество выпускников ПТУ и техникумов, но по качеству не всегда удовлетворяем требования работодателей.
Третья задача – оказание эффективной помощи нашим ПТУ и ссузам. Что я имею в виду? Если говорить о финансовой поддержке, то с федерального бюджетного уровня централизованно мы все учреждения начального и среднего профобразования поддержать не сможем. Отсюда вывод: нужно более тесно контактировать в этом направлении с работодателями и предприятиями. Необходимо выработать новые организационно-правовые формы взаимодействия учреждений образования и работодателей. Речь, в частности, идет о соучреждении государственных учебных заведений НПО и СПО с учреждениями-работодателями, чтобы те действительно могли вкладывать средства, обновлять оборудование, принимать на практику учащихся и студентов и т.д.
Раньше в стране был Госплан, который мы сильно критиковали, однако его существование позволяло прогнозировать подготовку кадров в образовании, в экономике, в промышленности: данные о потребности в кадрах собирались, обобщались, затем выдавался заказ. Сегодня так получилось, что за подготовку кадров, в том числе и за количественные показатели, отвечает Минобразование РФ, причем без всяких заявок. Мы не настаиваем на плане подготовки и выпуска, но прогнозирование должно быть, потому что это нормальное явление для любой страны с рыночной экономикой. Есть понятие “квалификационный запас кадров”, и мы должны готовить специалистов впрок, опять-таки прогнозируя будущий спрос, увеличение этого спроса.
Нам необходимо проанализировать структуру налогов на предприятиях. Нужно понять, какая доля может быть нам выделена из средств, направляемых на подготовку, переподготовку кадров, на повышение их квалификации. Скажем, 24 процента средств предприятие может тратить на рекламу, и тут действуют налоговые льготы, а повышение квалификации, может быть, даже более важная позиция, так почему бы не установить льготы и на эту форму деятельности?
Мы должны гордиться, что в свое время Госдума РФ приняла постановление о моратории на приватизацию учебных заведений. В результате мы сохранили систему образования даже в количественных параметрах. Мы не шли и не идем на бездумную передачу учреждений НПО субъектам Федерации, хотя и было летом 1997 года принято решение на правительственном уровне о том, чтобы к 2000 году такую передачу осуществить. Однако сегодня нам надо предложить новые организационно-правовые формы для соучредительства учреждений НПО с участием государства, регионов, акционерных обществ и других заинтересованных лиц, проработать механизмы многоканального финансирования. Все это очень деликатные темы, и тут самое главное – не впасть в крайности. У нас уже есть пример одного подмосковного училища, которое заключило, не обдумав все последствия, договор с коммерческой структурой. Теперь эта структура выживает коллектив ПТУ из его же собственного дома.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте