Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Главное, чтобы дети научились думать

УГ - Москва, №16 от 22 апреля 2014. Читать номер
Автор:

Я преподаю в школе с момента окончания вуза. Начала педагогическую деятельность в 32-й школе, которая вскоре была преобразована в лицей №1555, где отработала 17 лет, в 2003 году перешла на работу в лицей №1535.

Об ученикахБез истории я не мыслю своей жизни, хотя основная моя работа – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Нагрузка у меня небольшая – 1-2 класса, тем не менее мои ребята показывают очень хорошие результаты. Мои ученики даже в непрофильных классах выбирают экзамен по истории как предмет по выбору и сдают достаточно успешно. У меня много стобалльников и тех, кто сдает от 90 баллов и выше, ниже 90 пока мои выпускники не сдавали ни разу.В 2010 году моя ученица Вика Плецельман стала победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады по истории. В 2011-м она стала призером, а мой ученик Савва Дудин в этом же году стал победителем. Сейчас мой ученик 9-го класса поехал на заключительный этап Всероссийской олимпиады в Смоленск. Конечно, за годы работы накопилось очень много наработок. Я  окончила институт в советское время, пришлось переучиваться, потому что те подходы, которые давали тогда в плане преподавания истории, сейчас поменялись. Хотя я могу сказать, что  достигла такого результата благодаря знаниям, заложенным в институте.Успех учителяМой успех как учителя – строгая справедливость, это, я считаю, самое главное. К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, должны быть четкие правила, но при этом учитель должен быть справедлив к своим ученикам. Может быть, иногда нужно пойти на какую-то уступку, чтобы ребенок увидел, что учитель понимает его и может учесть ситуацию, например, если ребенок не готов, я не обязательно поставлю двойку. У меня существует система отказов, ребенок может отказаться без объяснения причин, если он не готов к уроку. Эта система очень хорошо работает, когда с детьми занимаешься в системе, они воспринимают это нормально, и это дает хороший результат. Самое главное – понимание. К счастью, конфликтов с детьми у меня не бывает.Работа в лицееВо-первых, в лицее для меня главное – дети. Они наш потенциал, благодаря которому лицей уже три года занимает первое место в Москве, а в этом году и в России, в рейтинге школ. Дети у нас креативные, стремящиеся получать знания, с ними интересно работать.Во-вторых, это мои коллеги. Нам интересно друг у друга набираться опыта. Мы постоянно общаемся, все время идет взаимообогащение, обмен мнениями и знаниями.Мы работаем по единому образовательному стандарту в заданном историко-культурном контексте. У нас есть единый подход к преподаванию истории. Мы в этом плане единомышленники. Концептуальные подходы у нас одни, а средства их достижения отличаются, ведь у каждого свои методы.Мои университетыПомню, была у нас в институте газета «Ленинец»,  там есть статья про меня. Я принимала участие в конкурсе «А ну-ка, девушки» от истфака, это был 3-й или 4-й курс, заняла там второе место. Мою фотографию поместили на первую полосу, я даже сохранила несколько номеров. Студенческое время – самое счастливое время в моей жизни: веселое, беззаботное. У нас был замечательный декан И.Запоров, который постоянно устраивал нам какие-нибудь праздники, капустники. Я принимала участие в стройотряде «Прометей», целых два месяца строила корпус на «Юго-Западной», причем мы все, включая москвичей, жили в общежитии. Я входила в агитбригаду нашего стройотряда и даже побывала на слете агитбригад в Колонном зале Дома союзов.Учиться было интересно. Я очень благодарна преподавателям Ленинского пединститута, у меня преподавали звезды исторической науки: Павленко, Кобрин и многие другие, не хочу никого обижать. Это все были ученые с большой буквы,  они заложили действительно серьезное отношение к исторической науке. По тем временам,  а я училась во времена перестройки,   нас научили относиться к науке не как к чему-то консервативному, а как к тому, что живет и изменяется, такой подход я сохраняю до сих пор, несмотря на то что тогда была марксистско-ленинская основа преподавания исторической науки,  нас научили прислушиваться к разным точкам зрения. Я никогда не навязываю детям свое мнение,  даю ту палитру мнений, которая существует по тому или иному историческому вопросу. Я учу их думать и аргументировать свою позицию. Это, я считаю, самое главное, потому что если навязывать только один подход, это приводит к выхолащиванию преподавания истории. Для меня самое главное, чтобы они научились думать сами,  анализировать факты, принимать решения, уметь отстаивать свою позицию, а не делать голословных заявлений.О принципахМои принципы одинаковы и на работе, и дома, иначе это уже беспринципность. Учитель должен быть честен перед собой и детьми. Беспринципность приводит к тому, что дети не будут тебя уважать.О профессииЯ на 100% убеждена, что не каждый может стать учителем, здесь нужна та самая пресловутая искра Божья, если ее нет, научить этому нельзя. В институте не научат умению интуитивно понимать, как поступить, простое изучение методики не поможет, конечно, сразу это понять невозможно. Когда к нам приходят молодые преподаватели, только в процессе их работы становится понятно, что кто-то случайный человек, который  не может найти контакт с детьми, хотя прекрасно знает свой предмет, но может быть, что даже и предмет не знает. Не все молодые педагоги понимают, что не готовы к тому, что в школе нужно пахать, что невозможно прийти на урок неподготовленным. У нас в лицее требовательные и дети, и родители, они сразу считывают некомпетентность учителя и не хотят это терпеть. Я вот до сих пор, даже спустя 20 лет, готовлюсь к каждому уроку. О работеРабота должна приносить радость. Допустим, у меня плохое настроение, я неважно себя чувствую с утра, но стоит мне зайти в класс, и я обо всем забываю. Если учитель не работает над собой постоянно,  он не учитель. Если пропадает удовольствие от работы, нет желания учиться чему-то новому, изменяться вместе с детьми, надо уходить. Дети, которых я учила в 1987 году, и дети сегодня – это, как говорят в Одессе, две большие разницы, у них другое мировоззрение, другие ценности, установки. Модернизация у учителя должна быть перманентной, причем это не зависит от возраста.​Наталья ЧЕРВЕН-ВОДАЛИ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №1535, учитель истории, выпускница исторического факультета МГПИ им. Ленина 1987 года:


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту