search
main
0

Главное, чтобы был уклад

​Развитие проектного мышления сегодня стало актуальной задачей школьного образования.

Создание условий для включения обучающихся в проектную деятельность в рамках традиционно организованного учебного процесса – задача крайне сложная. Ее решение требует введения в педагогическую практику новых образовательных технологий, ведь полноценная проектная деятельность предполагает реализацию проектного цикла. Проектный цикл для ученического проектирования разработан и апробирован в лаборатории проектных технологий МИРО под руководством Лады Алексеевой. Он включает отработанные в МД-педагогике этапы проблематизации и построения проектного замысла, преобразующего действия, а также основные типы проектной коммуникации и рефлексии результатов/последствий деятельности.Очевидно, что если говорить о начальной школе, чаще всего обучающиеся самостоятельно могут реализовать лишь элементы проектной деятельности. Доля организующей помощи взрослого, высокая на первом этапе, по мере развития способностей и компетентностей обучающихся, постепенно должна уменьшаться. В школе №661 под научным руководством Эльвиры Акоповой разработаны технологии, позволяющие реализовать поливозрастную модель проектной деятельности в структуре детско-взрослой образовательной общности. В эти технологии, основанные на принципах мыследеятельностной педагогики, входят Интеллектуальный турнир, тематический цикл «Неделя изобретений».В рамках Интеллектуального турнира, в процессе решения нестандартных задач, например, по проектированию нового транспортного средства, участники в игровой, имитационной форме проходят некоторые этапы проектной деятельности. Организаторы турнира обозначают проблему, для решения которой необходимо придумать новое транспортное средство. В процессе обсуждения в группе участникам нужно прийти к единому замыслу (развитие проектной коммуникации); в рамках ограниченного времени оформить свой замысел в виде схемы, макета и рассказа (развитие способности организации действия в групповой работе) и представить свой проект (навыки презентации). Турнир задумывают, организуют и проводят учащиеся старших классов, что повышает мотивацию его участников, а старшеклассникам позволяет осваивать навыки рефлексии различных компонентов проектной деятельности.Личная заинтересованность, мотивация обучающихся – важный момент включения в проектную деятельность. Организация исследовательской и проектной деятельности в школе должна поддерживать и развивать познавательный интерес детей, а не становиться еще одним скучным заданием, обязательного выполнения которого требует учитель. Хорошо, когда выполнение индивидуальных проектов не заканчивается только оценкой учителя, а превращается в общешкольное событие, но для этого проектная деятельность должна быть встроена в уклад образовательной общности школы.В школе №661 этот принцип реализуют при подготовке к тематическому циклу «Неделя изобретений», который стал частью годового празднично-событийного цикла. В рамках этого цикла проводят конкурсы, конференции, выставки, киноклубы, демонстрации образцов деятельности ученых; в процесс активно вовлекают родителей. Такие формы работы, без сомнения, используют во многих школах, но достижение нужного образовательного эффекта зависит от того, какая педагогическая задача поставлена внутри каждой формы, как ее решают. Для формирования ценности науки и изобретательства, развития интереса и мотивации к исследовательской и проектной деятельности в школе №661 есть киноклуб, где в увлекательной форме происходит знакомство с современной научной проблематикой, обозначают границы знаний, дети сопереживают чудо научных открытий, после чего проходит обсуждение, цель которого поддержание интереса к решению проблем и преодолению затруднений.На следующем этапе происходит знакомство с образцами деятельности ученых. Для младших школьников в качестве ученых выступают учителя (физики, химии) старшей школы, которые демонстрируют, как теоретические предположения можно проверить на практике. Ученики старшей школы проводят для обучающихся начальных классов конкурсы по решению нестандартных задач и парадоксальных ситуаций. Цель этих конкурсов – развитие способности воображения, необходимой для выдвижения новых креативных идей, для решения проблемных ситуаций. Один из критериев оценки найденного решения – реалистичность, возможность его реализации (этим воображение отличается от фантазирования). Итог этого тематического цикла – конкурс изобретений, где учащиеся школы пробуют себя в роли изобретателей.Ученик 3-го класса (совместно с папой) представил очень интересную действующую модель антигравитационного модуля, где эффект невесомости достигается за счет электромагнитных полей. Ученик 1-го класса придумал несложную конструкцию под названием «человечек на турнике», которая позволяет в игровой форме развивать мелкую моторику при подготовке к школе. Все изделия участников представляют на выставке изобретений, обязательно проводят церемонию награждения победителей и участников конкурса. Для средней и старшей школы финальным событием становится конференция с приглашением экспертов, где учащиеся представляют свои исследовательские и проектные работы.Такая работа становится возможной, когда администрация и педагогический коллектив образовательной организации осознают важность неформального подхода к введению проектной деятельности в образовательную практику. В противном случае зачастую индивидуальные проекты сводятся к реферату, а групповые превращаются в традиционную форму заданий, когда учитель дает поручения, а ученики выполняют.Елена КЛЕПИКОВА, научный сотрудник МИРО;Екатерина КОНОВАЛОВА, старший воспитатель школы №661

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте