search
main
0

Главная заповедь учителя. Когда учиться и учить – наслаждение

Есть в Люблино школа под номером 2011 – «тезка» уходящего года. Ей всего восемь лет, но у нее десятки традиций, какими порой не могут похвалиться школы более почтенного возраста. Сюда родители привозят своих детей из других микрорайонов. Чем так притягательна 2011-я? Во-первых, вполне домашней атмосферой. Здесь она ощущается тут же, как только откроешь дверь и войдешь в вестибюль. Вот родители, ожидающие своих малышей после занятий, с удовольствием говорят, как хорошо здесь их мальчикам и девочкам. Вот мальчик, по всему видно, что из начальных классов, оживленно общается то ли с учительницей, то ли с мамой, оба смеются. Оказалось, что это его учительница Олеся Евгеньевна Лебедева. Девочки постарше перед уходом домой рассказывают дежурному охраннику какую-то веселую историю, потом ему же загадывают загадки. Любить ребенка – одна из главных и первых заповедей каждого учителя, которая возникла здесь с самого начала.

М​ногие идеи, многие начинания исходят от директора – Ларисы Кутузовой, но она не довлеет над коллективом, не допускает, чтобы педагоги были простыми исполнителями. Наоборот, умеет сначала зажечь всех, вдохновить, заинтересовать, а дальше дает им полную свободу творчества. И они теперь полностью действуют самостоятельно, развивая, внося что-то свое, а то и значительно изменяя предложенное. Впрочем, если сопоставить инициативы, которые исходили от директора, с теми, авторами которых были учителя, учительских больше, опять же потому, что на них не давят, а, наоборот, приветствуют инициативу «снизу».Педагоги, классные руководители сами продумывают, как подготовить и провести вечер, создать коллективный проект, кого привлечь из родителей. А потом, когда уже все готово, посвящают Ларису Сергеевну и, как правило, получают высокую оценку. Кстати, я наблюдала, как она сама общается с детьми. Как-то была в одной школе, идем с директором по коридору, и ребята, завидев ее, умолкают на полуслове, прижимаются к стенке. А здесь по-другому: маленькие дети бегут к Ларисе Сергеевне навстречу, чтобы лишний раз поздороваться и тем самым выразить свое уважение, а ребята постарше обязательно вступят в разговор или просто пошутят. «Она очень душевный человек» – так отзываются о ней родители. Эту школу Лариса Сергеевна, можно сказать, строила сама и чуть ли не своими руками. Девять лет назад в Люблино начали возводить школу. Естественно, потребовался директор уже тогда, чтобы контролировать, координировать работы по возведению здания. Добровольцев не было, а кому предлагали, отказывались. Особенно опытные, они-то знали, какая головная боль их ожидает, сколько бессонных ночей им придется провести. Однако, когда эту должность предложили Ларисе Сергеевне, тогда молодому завучу другой школы, она согласилась. Ей захотелось начать именно с нуля, чтобы построить школу и в прямом, и в переносном смысле такой, какой она себе представляла, воплотить свои идеи вместе с понимающим ее коллективом.Не знаю, сожалела ли Лариса Сергеевна, когда столкнулась с горой неимоверных трудностей, думаю, что нет. Хотя, конечно, педагогу – даже химику – трудно было вмешиваться в хитросплетения строительного процесса. А она категорически настаивала на использовании самых гигиеничных, самых безопасных для здоровья детей материалов. Следила за сроками и, конечно, за качеством. Здесь, пожалуй, как это бывает, у нее больше всего было претензий. В этом Ларисе Сергеевне помогали консультации со специалистами.И вот здание готово, все претензии строителями учтены. Но Ларису Сергеевну не устраивали дорожки во дворе. Они прочные, добротные, но из бетона. Зимой они неминуемо превратятся в каток, и она настояла, чтобы их покрыли асфальтом.Это несколько длинное предисловие к рассказу о директоре и о школе №2011, думается, вполне оправданно. Оно показывает и ответственность Ларисы Сергеевны как руководителя, и желание все устроить на высшем уровне. И ей это удалось. Недаром Лариса Сергеевна Кутузова вошла в тридцатку лучших директоров России. При заселении здания тоже возникли трудности. Вокруг тогда не было ни одного жилого дома. Первого сентября 2003 года учиться пришли всего 25 учеников. В каждом классе по 2-3 ребенка. В течение года по мере сдачи новых домов число их постоянно увеличивалось. Коллектив учителей тоже пришлось создавать заново: из той школы, где Лариса Сергеевна работала завучем, ей никого не позволили увести с собой. И других трудно было заманить: метро тогда здесь не было, никому не хотелось так далеко ездить. Но постепенно все наладилось. «Все эти трудности, – считает Лариса Сергеевна, – только закалили мой характер».И почти с первого дня главной опорой во всех делах стала Валентина Семлева – первый заместитель, ее Лариса Сергеевна называет суперзавучем. В школе Валентина Александровна появилась случайно. Шла в другую школу по какому-то делу, а попала в эту. Разговорилась с директором, та пригласила Валентину Александровну к себе. С самого начала решено было дать школе гуманитарное направление, и потому хотели открыть гимназические классы. – Быть образованным человеком, – говорит Лариса Сергеевна, – значит владеть основами культуры, потому что на этом зиждится вся духовность. Без нее можно погибнуть. А у нас большинство детей не получают дома должного воспитания. Вот почему на духовность мы с самого начала сделали основной акцент. Старались как можно больше дать часов на гуманитарные дисциплины. Хотели хотя бы элементарно подготовить учеников к восприятию серьезной музыки, живописи. Для этого устраиваются встречи, концерты и просто беседы.Многие проблемы помогают решить наши школьные музеи. Один из них посвящен трижды Герою Советского Союза, генералу авиации Ивану Никитовичу Кожедубу. Как-то в кабинете директора зашел разговор о том, что дети не знают Героев Великой Отечественной войны, в частности Кожедуба и Баграмяна, именами которых названы улицы в Люблино. Одна из учительниц предложила создать такой музей. Были и сомнения. Где взять экспонаты, это ведь основа, а без них ничего не получится. Но все же договорились попробовать. И работа закипела, потому что и детям понравилась эта идея. Естественно, не обошлось без помощи родителей. А они неожиданно для своих детей, а порой и для себя самих обнаружили какие-то способности. Приятно было видеть, как ребенок в паре с папой или мамой трудились над экспонатами и другим оформлением музея. Были и поездки по местам боев в Подмосковье. Побывали в Петрищеве и на месте подвига героев-панфиловцев. Изучили многие документы. Подготовили проект и сделали его презентацию.А потом появился еще один музей, посвященный Краснодарскому краю. Почему? Юго-Восточная часть Москвы, в частности Люблино, побратим с городами этого края. И улицы здесь называются: Тихорецкая, Краснодарская, Белореченская. Работая над созданием этого музея, дети распределились по городам. Кто-то, скажем, получил Ейск, кто-то – Адлер, Сочи, Геленджик, Туапсе. Они побывали в «своих» городах и подготовили макеты самых достопримечательных мест. Надо сказать, что эти экспонаты выполнены с большой любовью и мастерством.Постепенно школа преображалась. Пришли новые, высококвалифицированные учителя, руководители спортивных секций. Лариса Сергеевна особенно тщательно подбирала последних. Ей хотелось, чтобы каждый ребенок смог выбрать любимое спортивное занятие и чтобы занятия эти проводили настоящие мастера, а не любители-самоучки. Секцию по греко-римской борьбе ведет Рустам Кайсипов, спортсмен высшего уровня. Два его воспитанника стали чемпионами Москвы – Хасбулат Дикаев и Овик Геворкян. О нем дети узнают еще до поступления в школу. Он старший друг почти всех мальчишек. Все трудные, хулиганистые подростки у него. И благодаря Рустаму совершается чудо. Они становятся другими. Он говорит им: «Кто будет лениться учиться и плохо вести себя, того отчислю из секции» – для мальчиков нет более сурового наказания.Не менее любим детьми тренер по стрельбе – в прошлом член сборной Советского Союза по биатлону Сергей Завьялов. Его воспитанники всюду на соревнованиях занимают призовые места. Управа подарила школе электронный тир, и теперь туда ходят заниматься ребята из младших классов.Интересно проходят турниры в школе, на них приезжают дети не только из московских школ, но и из других городов. А между собой мальчики соревнуются на кубок директора.Никого не заставляют чем-то обязательно заняться после уроков. Секций и кружков столько, и очень разных, что каждому находится увлечение. И «взрослые» праздники здесь отмечаются по-своему. К примеру, в День согласия и примирения ученики решили рассказать о бывших союзных республиках, а ныне независимых государствах. Каждая группа выбрала свое: Армению, Молдавию, Украину, а потом представили их на вечере. А вот День независимости решили отметить совсем неожиданно. «Независимость может быть и от вредных привычек», – сказали ребята. Девятиклассники подготовили ролик о вреде пьянства. Показывали фотографии алкоголиков. Привели статистические данные, они оказались ужасающими. Зрители были в шоке. Дети и взрослые не просто плакали, они рыдали. А будущие выпускники показали фильм о брошенных детях. Есть надежда, что этот проект принесет пользу. Ведь, кроме того, проводятся доверительные, задушевные беседы и с небольшими группами детей, и индивидуально. В том числе и самой Ларисой Сергеевной. Все это оставляет след в ребячьих душах.Недавно гимназические классы взялись за еще один проект, итогом которого будет открытие музея истории Москвы. Как-то, поехав с детьми в театр, Лариса Сергеевна с сожалением обнаружила, что они по существу не знают столицы. Они привыкли ее видеть из окна машины, когда едут куда-то с родителями (впрочем, и это случается довольно редко). Главным экспонатом будет панорама Москвы.Несколько лет вся школа готовилась к 70-летию битвы под Москвой. Собирали материалы, беседовали с участниками и свидетелями боев. Каждый класс получил свой город. К примеру, Истру, Можайск, Волоколамск, Клин. И отовсюду привозили ценные экспонаты. Готовили проекты, посвященные этим городам. Перед ними была поставлена задача: кто не успеет подготовить проект, тот не защитит «свой» город, не «освободит» его от врага. Ребята восприняли это со всей ответственностью. Старались, работали допоздна. И все города были «освобождены».Дети давно просились в поход, не просто совершить путешествие в лес с ночевкой у костра, а еще лучше на лодках или плотах, нет, их волновали безвестные захоронения солдат Великой Отечественной, памятники, которые нужно восстанавливать, а еще экспонаты. Они очень нужны музею И.Н.Кожедуба. Лариса Сергеевна сама возглавила экспедицию, потому что хорошо знает, с какими опасностями могут встретиться юные поисковики. Детей постоянно опекали. Впереди шли взрослые. Это они обнаружили три снаряда, пролежавших в земле 70 лет. Лариса Сергеевна уверена, что это был первый и последний поисковый поход, потому что воочию увидела, с какими опасностями могли встретиться ребята.Совсем недавно в школе №2011 прошел городской семинар «Военно-патриотическое воспитание школьников». Провести его Ларисе Сергеевне предложили еще год назад. И она сразу согласилась, потому что это поможет снова всколыхнуть всех, заставит думать, предлагать новые идеи. Так и получилось. Музей Ивана Кожедуба решили реконструировать. И снова все получили определенные задания. Когда проходил семинар, участники его очень высоко оценили музейную педагогику в школе №2011, они отметили, что военно-патриотическое воспитание здесь проходит на самом высоком уровне.Летом ребята, опять же вместе с Ларисой Сергеевной, ездили на Украину, на родину Ивана Никитовича Кожедуба. Были в городе Шостка и в селах, где герой родился и жил. Всюду делегацию из Люблино встречали тепло и гостеприимно. Их приветствовали мэр города Шостка и главы сельских администраций, а вечером показали по местному телевидению.В школе работает сплоченный и спаенный коллектив. У каждого свое дело после занятий, своя зона ответственности.- У нас такие замечательные педагоги, – говорит Лариса Сергеевна, – что трудно выделить кого-то конкретно. Прежде всего нам повезло с учителями начальных классов. Учитель технологии Ирина Мансурова – лауреат разных конкурсов. Ее воспитанницы шьют, вышивают, как настоящие мастера. Биолог Любовь Сухова прививает детям потребность, желание исследовать окружающий мир. Очень хорошие знания, далеко выходящие за рамки программы, дает учитель географии Татьяна Цибашова. На ее уроках не бывает равнодушных. Летом она ездит с ребятами в трудовой лагерь Деда Мороза. Любовь Ивановна дает им задание по биологии, Татьяна Алексеевна – по географии. Там, рядом с Великим Устюгом, дети исследует почвы, участвуют во Всероссийском конкурсе по изучению природных особенностей Великого Устюга, а также ведут геологические исследования. Тем же ребятам, которые летом отдыхают на даче или у бабушки в деревне, поручается подготовить проект об истории села, поселка, района, о его растительном мире. Родители бесконечно благодарны Валентине Семлевой, преподавателю русского языка и литературы. Ее ученики любят не только литературу, но и русский, который многим кажется трудным, а потому и не очень привлекательным. У нее семиклассники знают этот предмет на уровне девятого класса. Для многих ребят учиться в этой школе – наслаждение.- Какие бы ни были достижения, успехи, – считает Лариса Сергеевна, – нельзя останавливаться даже на миг, успокаиваться. Эти паузы могут затянуться, и тогда, как правило, начинается застой. Очень важно предвидеть, иметь представление, куда идти дальше. Войти в застой легко, а выйти очень тяжело. Я боюсь любого застоя. Поэтому, едва закончив одно, мы затеваем новое дело. Если остановиться, тогда все, чего ранее добились, может рухнуть. Люди расслабляются, и контролировать процесс очень трудно. И это очень болезненно для коллектива.Лариса Сергеевна сумела собрать коллектив учителей, где все думают о детях. Они главные герои образовательного и воспитательного процесса. Дети откликаются на доброе отношение к ним и сами стараются учителю поднять настроение, если видят, что у него оно снижено.2011 год уходит в прошлое, а школа с таким же названием вступает в новый – 2012-й, и, конечно, он принесет новые успехи, новые повороты в воспитании, но это уже будет другая история.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте