search
main
0

Главная заповедь – «не навреди». Неформальная обстановка раскрепощает и объединяет

«Нам повезло – наши ученики приходят в школу с интересом к математике и желанием учить ее. И главная наша задача этот интерес не отбить. Необыкновенно приятно видеть, как дети приходят к тебе на урок с удовольствием, со стремлением узнать что-то новое», – уверены молодые учителя Хайдар Нурлигареев и Шоди Салиев.

Хайдар и Шоди преподают математический анализ в старших классах в школе №57 Москвы. Хайдар провел свой первый урок 7 лет назад, будучи второкурсником мехмата МГУ. Шоди, который учится на втором курсе мехмата МГУ сейчас, был одним из его учеников и по примеру учителя сам решил начать преподавательскую карьеру. Что и осуществил в этом учебном году.Большая редкость сейчас встретить молодого человека, всей душой стремящегося стать школьным учителем. Зайдите в среднестатистический класс и спросите: «Ребята, кто хочет учить детей математике или литературе?» – едва ли найдется хотя бы пара желающих… Тем интереснее общаться с молодыми учителями, расспрашивать о том, как они нашли себя в этой профессии, что считают главным в своем деле. – Что побудило вас прийти в школу учить детей математике? Хайдар Нурлигареев: Наша школа – одна из немногих, где сохранились традиции, она действительно становится для ребят вторым домом. Сюда хочется приходить снова и снова. Поэтому и возникла такая преемственность поколений: вчерашние выпускники нередко возвращаются в школу в новом качестве и сами берутся за непростое учительское дело. У нас были великолепные педагоги. В первую очередь хотелось бы отметить моего классного руководителя Льва Давыдовича Альтшулера и завуча Бориса Михайловича Давидовича – оба они преподают математику. Когда учишься у таких людей, хочется брать с них пример и тоже стать учителем.Шоди Салиев: Наверное, меня привело в школу желание поделиться с ребятами тем, что знаю сам, и возможность самому получить новый жизненный опыт. Работа учителя очень непростая – я понял это с первых же дней. Испытываю чувство огромной ответственности – мне доверили детей, и от меня зависит, захотят ли они прийти на следующий урок, откроют ли учебник дома… И с каждым из них нужно найти общий язык – я помню, как нелегко приходилось тем из моих одноклассников, у кого не складывались отношения с учителями. Нам в этом отношении проще – дети занимаются математическим анализом в группах по три человека. Достичь взаимопонимания с тремя учениками, конечно, легче, чем с классом из тридцати человек. – Что, на ваш взгляд, лучше всего помогает найти общий язык с подопечными?Х.Н.: Мы очень много общаемся вне классных стен. Доброй традицией школы стали совместные с учителями футбольные матчи, чаепития, поездки по городам России. Мы с учениками ездили в Суздаль, Ярославль, на Байкал, в Карелию… Неформальная обстановка раскрепощает и объединяет. Ш.С.: Еще недавно, когда я сам учился в школе, почувствовал на себе, как помогает такое общение. Поняв, что твой учитель – интересная личность, ты захочешь посещать его уроки, интерес к предмету возникнет сам собой. А как приятно приходить в школу после ее окончания и знать, что тебе здесь рады! На мой взгляд, именно школа предоставляет прекрасную возможность стать для ученика другом. Воспользовавшись ею, ты получаешь доступ к самому ценному и хрупкому – душе ребенка, становишься уже не просто преподавателем, а наставником, и тогда ты сможешь дать ребенку не только знания, но и жизненные ориентиры – рассказать, что такое хорошо и что такое плохо, вложить какие-то человеческие ценности…- Как вам кажется, становясь другом для ученика, не рискуете ли вы потерять его уважение, перейти ту грань, за которой начинается панибратство?Х.Н.: Со мной таких случаев не происходило. Да, чем больше ты общаешься с учениками, тем меньше дистанция между вами, но мне кажется, что, если учитель достоин уважения, он никогда его не утратит в глазах детей.Ш.С.: И Хайдар – яркий тому пример. Я несколько лет учился у него, мы много общались, теперь стали коллегами, но он всегда останется для меня авторитетом. Думаю, что, если учитель хочет уважения к себе, он в первую очередь должен уважать личность каждого ученика. Надеюсь, мне удастся построить с подопечными именно такие отношения – дружеские, доверительные, но основанные на взаимном уважении.- Шоди, не трудно ли вам совмещать работу в школе и учебу в университете?Ш.С.: Если есть желание все успеть, тебе это обязательно удастся. Главное – грамотно, правильно организовать свой день. Я благодарен преподавателям мехмата МГУ, которые с пониманием отнеслись к моему решению начать работать и разрешили немного скорректировать расписание. Даже остается время на отдых – люблю почитать хорошую литературу, причем в каждом произведении нахожу что-то для себя. Но есть, конечно, особенно любимые авторы – например, Ремарк и Кундера. – Математика для вас стала неотъемлемой частью жизни. Не приходится убеждать учеников в том, что математический анализ – вещь совсем не скучная?Х.Н.: Мы преподаем в спецклассах, и, как я уже говорил, подавляющее большинство детей в них занимаются математикой с увлечением. Но бывает, что математика становится скучной для ученика. Прежде всего нужно выяснить причины произошедшего. Быть может, это временный спад интереса, вызванный усталостью. А может, школьник осознал, что его призвание – это вовсе не математика, а, скажем, биология или литература. В таком случае, я думаю, лучше не заниматься математическим анализом вообще. Уроков алгебры и геометрии в рамках стандартной школьной программы вполне хватит. Иначе занятия превратятся в мучение как для ребенка, так и для преподавателя.- Есть ли какие-то качества, которых вам не хватает, чтобы стать идеальным учителем?Х.Н.: Разумеется! Любая профессия требует постоянной работы над собой, если хочешь достичь в ней успеха. А к учителям это относится вдвойне: нужно совершенствовать не только профессиональные навыки, но и человеческие качества, ведь ты должен быть примером для учеников. Главная заповедь учителя – «не навреди», любой шаг нужно хорошо обдумать, прежде чем его совершить. И конечно, терпение и еще раз терпение: приходится быть готовым к тому, что плоды своей работы ты увидишь не скоро. Но зато если ты вложил в работу душу, твои усилия окупятся с лихвой!- Поддерживаете ли вы дух конкуренции между учениками? Х.Н.: Нет, я не стимулирую его специально. Он возникает сам собой – всякому же хочется быть в чем-то лучшим. Для кого-то это более важно, для кого-то менее, но мои ученики всегда старались не отставать друг от друга, знать и уметь если не лучше, то хотя бы не хуже товарищей. Ш.С.: Думаю, в духе конкуренции нет ничего плохого. Это относится и к участию в олимпиадах, к выступлению на разных конкурсах… Конкуренция может быть отличным стимулом. В пределах разумного, разумеется. – Начиная преподавательскую карьеру, с какими трудностями вам пришлось столкнуться в первую очередь?Х.Н.: До прихода в школу у меня были весьма четкие представления о том, как надо учить детей. Получены они были в основном через наблюдения за моими преподавателями, общение с ними. Но спустя несколько месяцев все эти представления перевернулись с ног на голову – я понял, что в жизни все гораздо сложнее, чем в теории. Тогда я начал глубже интересоваться педагогикой и психологией, прочел много литературы, почерпнул для себя массу полезного, что впоследствии применил на практике… За несколько лет работы я накопил кое-какой опыт и сейчас пишу кандидатскую диссертацию, которая будет посвящена дискретной математике и ее преподаванию в школе. Надеюсь, мне удастся доступно и четко изложить свой взгляд на процесс преподавания, и, возможно, моя работа даже окажется полезной для кого-то из коллег. Ш.С.: Я начал работать совсем недавно и пока не могу выделить самое сложное. Но думаю, если трудности возникнут, старшие коллеги обязательно помогут мне с ними справиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте