search
Топ 10

Главная задача – развивать профессиональную компетентность

В условиях современного общества возникают противоречия между развивающейся системой научных знаний об инновационных процессах и традиционными формами и методами образования и управления. Поэтому время и требует от руководителей и педагогов освоения нового содержания, новых форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения и воспитания в процессе повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Комментарий «УГ»Система повышения квалификации в Северо-Западном округе включает: семинары по различным проблемам; модульные курсы на базе образовательных учреждений и ОМЦ; курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования; профессиональную переподготовку; научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу, научно-практические конференции; педагогические конкурсы, «круглые столы». В результате профессиональной переподготовки в течение 5 лет дипломы по новым специальностям получили 145 педагогов.В последнее время в Северо-Западном округе разработаны и изданы «Основные направления деятельности социальных педагогов и зам. директоров по социальной защите», «Основные направления организации и деятельности школы полного дня», «Направления деятельности классного руководителя», «Активные формы и методы в преподавании экономики», четыре сборника из опыта проведения педсоветов в образовательных учреждениях округа, а также создан электронный учебник «Методические рекомендации по проблеме здоровьесберегающих технологий».Большую работу по формированию мотивации и стимулированию профессионального мастерства проводят руководители образовательных учреждений №№ 1900, 1327, 1747, 1544, 1944, 1564, 827, 833, 1286, 1057, 114, 821, 1551, 1619, 1302, 77, 1874, 1285, 131, 1515, 1517, 1522, 1560, интерната №11.Всего за последние три года ОМЦ провел более девятисот семинаров обучающего и практического характера и более двух тысяч индивидуальных и тематических консультаций для различных категорий преподавателей. Например, для учителей начальных классов проведено более 60 семинаров, мастер-классов, творческих мастерских: «Усиление мотивации через стимулирование познавательной, самостоятельной, творческой деятельности младших школьников», «Преемственность в обучении школы I ступени и основной школы», «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя начальной школы», «Технологии диагностики в учебно-воспитательном процессе», «Развитие интереса в учебной деятельности у младших школьников», «Формирование речевой компетентности младших школьников».

Наш центр постоянно собирает и распространяет информацию о содержании, сроках и формах курсов для всех категорий работников образования на базе учреждений дополнительного профессионального образования; создает условия, побуждающие работников образования к эффективному профессиональному развитию и решению задач развития профессиональной карьеры педагогических и руководящих кадров; проводит модульные курсы по проблемам, интересующим педагогов; составляет программы и готовит необходимую документацию для модульных курсов; планирует и проводит семинары, «круглые столы», научно-практические конференции, мастер-классы, творческие мастерские.

При формировании тематики курсов повышения квалификации мы учитываем прежде всего опыт работы учителя, степень его включенности в инновационные процессы, желание приобретать новые знания, умения и другие индивидуальные особенности. Система подготовки и повышения квалификации постоянно изменяется в связи с обновлением научных знаний и интенсивностью жизни современного человека, ведь меняются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастает объем и качество исследовательской, экспериментальной деятельности в педагогической практике, совершенствуется творческое мастерство педагогов, появляются новые экспериментальные площадки. Поэтому ОМЦ приходится постоянно реагировать на динамично меняющуюся социально-экономическую и образовательную политику, например, не только информировать учителя о новейших технологиях, но и обеспечивать консультационно-методическую поддержку, проводить практические занятия, публиковать материалы, которые становятся достоянием всех образовательных учреждений.

Приоритетным направлением в повышении квалификации педагогов становится и организация курсовой подготовки по актуальным проблемам обучения и воспитания непосредственно на базе школ округа. Особенность этой работы в том, что обучение проходит весь коллектив школы, то есть в ходе курсовых занятий создается единая команда педагогов, деятельность которых направляется на поиск нового решения проблем. В основе обучения лежит формирование умений конструировать и проектировать педагогический процесс, диагностировать, осуществлять самоанализ и самооценку собственной деятельности. Это помогает восполнить пробелы в знаниях по педагогике и психологии учителям школы, актуализировать интерес и необходимость в собственной инновационной деятельности, способствовать саморазвитию учителя, создавать условия для получения дополнительных специальностей по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологий, необходимых для выполнения нового вида деятельности. Обучение на курсах повышения квалификации можно считать завершенным, если полученные знания могут быть применены учителем при проектировании собственной практической деятельности. Методисты ОМЦ ведут работу по формированию системы наставничества в округе. Эта форма взаимодействия учителей способствует более быстрому и качественному профессиональному становлению молодых специалистов, позволяет эффективно повышать их профессиональное мастерство. Методисты проводят консультации, практические семинарские занятия, дают рекомендации по работе наставников с такими группами учителей, как:

– молодые специалисты, то есть учителя, окончившие педагогические вузы и имеющие опыт работы менее 3 лет, студенты педагогических вузов;

– преподаватели, имеющие педагогический стаж, но не имеющие педагогического образования (инженеры, работники культуры);

– учителя, имеющие педагогическое образование, но длительное время не работавшие в школе.

Высокий престиж профессии в немалой степени зависит от самих педагогов. Если учитель получил блестящее образование, широко образован и педагогически одарен, если его пытливый ум всегда находится в движении и поиске новых и интересных идей, если он владеет всеми образовательными технологиями, то это означает, что он состоялся в своей профессии. Вопросы карьерного роста становятся задачей не только самого педагога, но и руководителя, который обязан создать в учреждении систему, обеспечивающую продвижение учителя по карьерной лестнице внутри профессии – от молодого учителя до учителя экстра-класса. Поэтому руководители ОУ округа работают над тем, чтобы определить, каков профессиональный уровень педагогов, которые окончили курсы повышения квалификации; как это повышение квалификации отражается на качестве работы педагога, какова успешность его деятельности; на каком уровне компетентности находится педагог. Руководители ОУ ставят перед педагогами новые цели в связи с принятием программ развития и новыми направлениями методической работы школы с целью развития мотивации педагогов, и мотивация к повышению уровня подготовки будет повышаться, если педагог уверен, что администрация требует применения получаемых знаний на практике. В современных условиях развития инновационного процесса проявляется стремление педагогов на глубинное, сущностное обновление, а не на поиск частных психологических усовершенствований. Педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии, он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою деятельность. При этом ориентир в самоопределении педагога – научные знания. Педагоги-профессионалы на новом уровне начинают осмысливать свой собственный опыт, опыт своих коллег, создавать модели развития своих образовательных учреждений, проводить научные исследования. В своем профессиональном развитии педагог проходит путь от «субъекта функционирующего» (при освоении способов деятельности происходит его профессиональное самоопределение) к «субъекту действующему» ( когда вырабатывается индивидуальный способ деятельности, осуществляется профессиональное самоутверждение), а от него – к «субъекту преобразующему» (когда преобразуется индивидуальный способ деятельности в сотворчестве с обучающимися как этап профессиональной самореализации).

Важным направлением работы Окружного методического центра становится расширение объема консультационной работы для школьных педагогов-психологов, логопедов, заместителей директоров школ по научно-методической работе, учителей, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения, педагогов и руководителей экспериментальных и инновационных школ.

Учителя пополняют свою методическую копилку – портфолио, и, если в работе наблюдается профессиональный рост, они включаются в проведение тематических консультаций, в проведение мероприятий по оказанию методической помощи. Коллеги, посещающие уроки, становятся не только наблюдателями, но и соучастниками творческого процесса, отмечая наиболее интересные приемы обучения и воспитания, применяемые учителем, используют их затем в своей работе, предлагают усовершенствование предложенного опыта. В школах создаются школьные модели повышения квалификации учителей. Повышению квалификации внутри образовательных учреждений способствуют творческие мастерские, семинары, открытые уроки, научно-методические совещания, тематические консультации, мастер-классы. Самообразовательная работа педагога постепенно переходит в научно-исследовательскую.

Развитие конкурсного движения («Школа года», «Учитель года», «Самый классный классный» и другие) внесло существенное изменение в традиционные формы повышения квалификации педагогов, руководителей ОУ и оказало значительное влияние на гуманизацию инноваций в региональной системе образования. Получая информацию о критериях оценки педагогических достижений, учителя и педагогические коллективы стремятся через разные формы системы повышения квалификации и самообразования достичь необходимого уровня мастерства, учатся практической реализации той или иной образовательной программы, созданию собственных авторских методик на основе мотивации собственной деятельности.

Для обеспечения участия учителя в процессе непрерывного образования руководители ОУ и методисты ОМЦ прилагают усилия для того, чтобы выявить его профессиональные потребности (понять, чем они обусловлены, как на их развитие можно влиять и кто это должен делать); создать условия для мотивации образовательной деятельности педагогических и руководящих кадров ОУ как процесса непрерывного обновления компетенций; для того, чтобы педагог в наиболее комфортном режиме мог удовлетворить свой образовательный запрос, а руководитель ОУ понимал необходимость создания условий непрерывного образования кадров для успешной работы учреждения и способствовал этому; оказать помощь в определении собственных образовательных целей педагога и руководителя учреждения, где он работает; выбрать такие формы организации непрерывного повышения квалификации, чтобы этот процесс осуществлялся наиболее эффективно; определить, какие базовые показатели свидетельствуют о качестве результата повышения квалификации конкретным субъектом; организовать индивидуальную и коллективную рефлексию результатов образовательного процесса. В настоящее время Окружной методический центр отдает предпочтение практическим занятиям, направленным на освоение новых технологий обучения и воспитания, ежегодно проводит педагогические чтения, лекции, «круглые столы», семинары, индивидуальные и групповые тематические консультации, специальные занятия по проблемам: «Методика организации различных типов уроков» (с включением информационных технологий), «Технология подготовки и проведения интегрированных уроков», «Умение регулировать учебные нагрузки с целью сохранения психического и физического здоровья детей», «Дистанционные олимпиады по предметам», «Профильная школа: опыт, проблемы, перспективы», «Исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности», «Творческая, поисковая деятельность учителя и умение организовать эту работу среди учащихся». Еще одна форма повышения квалификации – получение профессиональных знаний в «Школе передового опыта». Деятельность Школы направлена на обобщение, а главное – распространение лучшего педагогического опыта через систему семинаров, посещения занятий других учителей, обмен опытом с коллегами, ежегодно проводится более 450 открытых уроков и практических семинаров.

Фаина ЧЕРНОУСОВА, методист Северо-Западного ОМЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту