С первого класса Верочка, по мнению ее мамы, была очень самостоятельным ребенком. Домашние задания делала всегда сама, поскольку родители были весь день на работе. Придя из школы, она открывала дверь ключом, самостоятельно разогревала обед на плите, ела и садилась за уроки. Если оставалось время, свободное от уроков, играла во дворе с девочками или смотрела телевизор. Вечером приходила домой мама. Мыла за Верочкой посуду, убирала брошенную на пороге обувь. Спрашивала, как дела в школе, как отметки. Вера была круглой отличницей…
…В начальных классах учиться на «отлично» легко, а попробуйте-ка в средних и старших! Мама гордилась своей Верой каждый школьный год все больше и больше. Учителя хвалили ее дочь на родительских собраниях. Мама на цыпочках ходила дома, когда Вера делала уроки. В субботу и воскресенье Вера отдыхала – смотрела телевизор, читала. Поджимала ноги кверху, когда мама мыла пол под диваном, на котором она сидела с книжкой, досадливо морщилась от шума пылесоса в прихожей. Вере было уже 16 лет, а она почти не помогала матери по дому: гладила лишь иногда несложные вещи вроде полотенец; понятия не имела, сколько стоят продукты в магазине; из еды могла приготовить только яичницу. Мама, не имея стиральной машины, одна вручную стирала на всю семью, тащила по лестнице на четвертый этаж тяжелые сумки с продуктами, готовила, гладила Вере кофточки, в которых та убегала вечером на дискотеку. «Дочке нужно отдохнуть, наработается еще в жизни! – рассуждала мама. – Ведь она, труженица моя, над уроками сидит не разгибаясь, сто раз перепроверит сделанное, чтобы вдруг четверку не получить. Учится на «отлично», у родителей в учебе помощи не спрашивает, репетиторов не нанимаем. Самостоятельная девочка!»
Школьные учителя не очень интересовались домашней жизнью отличницы Веры. Семья у девочки, по их информации, была благополучная, интеллигентная. В школе она вела себя скромно, хлопот не доставляла, улучшала общую картину успеваемости своей учебой. Чего же еще желать от подростка?
Классная руководительница Веры, считая ее девочкой серьезной и ответственной, несколько раз пыталась поручить ей организовать класс – то на сбор макулатуры, то на спортивные соревнования. Но педагог с удивлением обнаружила, что Вера не является для одноклассников авторитетом. Порасспросив ребят, она узнала, что они считают Веру скучным человеком, с которым не о чем поговорить, у нее, кроме учебы, никаких интересов. Вера действительно никогда не посещала ни одного кружка, в традиционных школьных анкетах в графе «увлечения» писала только: чтение книг. Она взрослела внешне, но по сути оставалась ребенком, не имевшим понятия о жизни. Классная руководительница Веры вела в школе экономику. Однажды на уроке, рассказывая о семейном бюджете, она спросила у Веры, сколько квадратных метров занимает ее квартира и сколько ее семья платит в месяц за проживание в ней. Вера, без пяти минут выпускница школы, не знала этого даже приблизительно.
Беседы классной руководительницы с мамой Веры, к сожалению, не привели к изменениям в психологическом климате этой семьи. Мама упорно считала, что ради успехов дочери в учебе она должна ограждать ее от всяких трудностей.
В нынешнем учебном году Вера, окончив школу с золотой медалью, поступила в университет. Ее бывшая классная руководительница встретилась случайно на улице с мамой Веры и узнала новости. Недавно умер отец, и в семье появились материальные трудности. Маме приходится экономить на всем, и прежде всего на себе. А Верочка, по-прежнему не имея понятия о том, что такое бюджет семьи, и не замечая, как мама плачет по ночам в подушку, тратит все деньги своей повышенной стипендии на приглянувшиеся ей безделушки в магазине. Она приходит после занятий домой, открывает дверь ключом и разогревает приготовленный мамой обед…
Великий Новгород
Комментарии