Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Новый подход

Главная соль в нашей жизни

Хочу все знать!
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Метапредметные занятия обеспечивают переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. Метапредметные (компетентностные) результаты применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

На базе нашей школы в рамках участия в Курчатовском проекте была создана конвергентная лаборатория по предметам естественно-научного цикла, где в урочное и во внеурочное время учителями создаются условия для осуществления метапредметного подхода. Конвергентная лаборатория Курчатовского проекта позволяет проводить эксперименты с учащимися не только старших классов, но и вовлекать учеников 5‑7‑х классов в исследование интересных явлений, создание своих научных исследовательских проектов.

Актуальность этих занятий в том, что учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для проведения лабораторных опытов, практических работ и организации исследовательской деятельности. Они повышают свой уровень проектно-исследовательских компетенций. И чем раньше будет организована эта деятельность, тем успешнее будут ее результаты. Развитие личности ребенка, формирование у него информационных и коммуникационных, исследовательских умений и компетенций – именно на решение этих задач и направлена работа кружка. Его программу можно рассматривать как пропедевтический курс к физике и химии, так как изучение физики начинается только с 7‑го класса, а химии – с 8‑го. Такие дополнительные занятия позволяют восстановить непрерывность естественно-научного образования в нашей школе. Дети в возрасте 10‑13 лет отличаются любознательностью и стремлением познавать окружающий мир. Но в настоящее время в обязательной части учебного плана в 5‑6‑х классах лишь одночасовые программы биологии и географии. Поэтому кружок с естественно-научным направлением именно в этом возрасте должен развить знания и умения детей, полученные ими в начальной школе.

В 5‑м классе наш кружок назывался «Я – исследователь». Темы занятий словно пропускаются сквозь призму трех предметов – биологии, физики, химии. Например, занимаясь с 5‑м классом исследовательской работой «Секреты дрожжей», мы, используя микроскопы, рассматривали дрожжи как биологический объект. С другой стороны, изучали химические превращения, в которых участвуют эти микроорганизмы. При этом пятиклассники учились работать с электронными весами, датчиками температуры, лабораторной посудой, термостатом. И, главное – они понимали, что дрожжи живые!

В шестом классе в рамках кружка «Хочу все знать» блок занятий был посвящен поваренной соли. Было создано несколько групп исследователей: филологи, историки, биологи, физики, химики и географы. И каждая группа рассмотрела это вещество со своей точки зрения. Филологи подобрали и расшифровали пословицы, поговорки, сказки про соль. Историки вспомнили про соляные бунты и про то, как соль добывали в давние времена. Физики изучили физические свойства кристалликов соли: форму, отношение к нагреванию, плотность и температуру замерзания растворов с разной концентрацией. Химики работали над доказательством химического состава поваренной соли, проведя несложные качественные химические реакции. Биологи на примере рисунка клетки показали, для чего необходимы ионы натрия и хлора живым организмам, что происходит с клеткой в соленом растворе. Географы нашли на карте России самые соленые озера, а также рассказали про Мертвое море. Этому предшествовала теоретическая подготовка учащихся: учили символы химических элементов, разбирали такие понятия, как «молекулы», «атомы», «ионы», закреплялись навыки приготовления растворов, проводились несложные расчеты; все проделанные эксперименты понимались детьми! В дальнейшем эти материалы легли в основу исследовательской работы «Главная соль в нашей жизни».

В октябре 2019 года члены нашего кружка (шестиклассники) приняли участие во Всероссийском фестивале науки Nauka 0+ в Экспоцентре. Наш мастер-класс проходил на площадке Курчатовского проекта и был посвящен химии, несмотря на то что в школьной программе она начнется только с 8‑го класса.

Приобретенные знания и умения позволяют ребятам успешно участвовать в конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места. Естественно-научная грамотность – базовый навык для подготовки к учебе, жизни и труду.

Оксана ИОНОВА, учитель биологии школы №1542


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt