Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
А Вы смотрели?

Героические мальчики против Гитлера

За такой военный фильм не стыдно
Учительская газета, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

В последнее время у зрителей, особенно у представителей старшего поколения, есть претензии к современным фильмам о Великой Отечественной войне. И это справедливо. Такие фильмы, как «Т‑34» или «На Париж», действительно не лучшие произведения. Фарс или аркадный танковый симулятор вряд ли подходящие формы для рассказа о страшной войне.

Cергей БЕЗРУКОВ показал себя в новом качестве

Когда объявляют о премьере военного фильма, это вызывает гибрид надежды, опасения и любопытства. Новый фильм Вадима Шмелева «Подольские курсанты» оправдал надежды и развеял опасения.

В конце сентября 1941 года началась операция «Тайфун». Гитлер планировал поставить точку в блицкриге, разбив советские войска на московском направлении. Диктатор хотел триумфально войти в Москву, но героические русские мальчики ему не дали, заплатив за это страшную цену (из 3500 курсантов выжили 1000 человек). И ведь это были вчерашние школьники, многие из которых толком и стрелять еще не научились. Не познав еще ни любви, ни труда, они встали на защиту своей Родины.

Об этом много писали в советское время – выходили статьи и книги, но фильма так и не сняли. Пунктирно подвиг подольских курсантов был показан в киноэпопее Юрия Озерова «Битва за Москву» 1985 года.

Игорь Угольников, продюсер картины, и Вячеслав Фетисов, хоккеист, политик, один из авторов идеи, решили исправить досадное недора­зумение. Для Игоря Станиславовича это стало делом чести. Его дед погиб во время строительства Ильинского рубежа обороны, и только недавно артист нашел его могилу. А заинтересовался этой историей он после того, как его коллега Вадим Задорожный рассказал ему об этом и показал соответствующие архивы Министерства обороны. Так началась работа над сценарием – с полным осознанием ответственности, был задан верный тон, который сильно повлиял и на работу на съемочной площадке. Возможно, это и есть формула создания честного фильма о войне.

Специально для фильма был реконструирован Ильинский рубеж: полностью воссоздали реку Изверь, отстроили деревню, сделали насыпь фрагмента Варшавского шоссе. Подход у создателей был почти научный: кропотливо изучались документы, в том числе и сохранившиеся данные аэрофотосъемки.

Актерам пришлось несладко: чтобы войти в роль, они жили в соответствии с уставом, казарменным бытом. В обязательном порядке строевая и огневая подготовка. Игорь Угольников отмечал, что зритель не дурак и сразу заметит, если боец в кадре неправильно держит оружие и не имеет представления о субординации.

Заслуженные артисты вроде Романа Мадянова и Сергея Безрукова предстали в новом качестве. Первый давно и прочно ассоциируется с пьяным солдафоном, а второй – если не с Сашей Белым и Есениным, так с Иешуа Га-Ноцри (или с неправдоподобным и пафосным лейтенантом Буровым из «В июне 41‑го»). Ни поклепа на военное командование, как это принято (пьющие и матерящиеся генералы, отправляющие бойцов как пушечное мясо на линию фронта), ни нарциссизма мы не заметили. Создатели вообще старательно избегали штампов, и им это удалось.

Удивительно, но все актеры – и новички, и матерые – показали отличную игру. Можно говорить о настоящем актерском ансамбле, играющем по партитуре сценариста под дирижерскую палочку режиссера. Перед нами результат ответственного подхода со стороны продюсера, сценариста и режиссера. На съемочной площадке, как и на фронте, рыба гниет с головы. А здесь мы видим отсутствие какой-либо халтуры, а значит, уважение к зрителю, что в последнее время так редко и так дорого сердцу.

Работа оператора Андрея Гуркина схожа по манере с почерком Роджера Дикинса в военном фильме Сэма Мендеса «1917».

Отдельно хочется отметить работу композитора Юрия Потеенко, лауреата четырех премий «Золотой орел». Благодаря его музыке фильм живет и дышит. Сердце сжимается, когда смотришь на этих необстрелянных мальчиков, выступивших против гитлеровской военной машины, но одновременно ты чувствуешь надежду и знаешь, что наши обязательно победят. И победили. Подольские курсанты сумели задержать войска вермахта, пока шло подкрепление. И благодаря работе режиссера Вадима Шмелева и его команды можно с уверенностью сказать, что никто не забыт и ничто не забыто. Рекомендуем фильм к просмотру всем, особенно молодым людям, у которых может быть довольно расплывчатое представление о Великой Отечественной войне. Конечно, эту картину никак нельзя назвать развлекательной, под нее так просто не похрустишь попкорном, но ведь и жизнь наша состоит не только из развлечений. Пора вспомнить, что и просмотр добротного фильма, и прочтение качественной книги – серьезный труд.


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt