Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Дополнительное образование

Герои тыла

Двенадцать определений сложной работы
Мой профсоюз, №44 от 28 января 2021. Читать номер
Автор:

В номинации «Методист, сотрудник методической службы образовательной организации, реализующей программы дополнительного образования детей» приняли участие 12 человек. Разные по возрасту, темпераменту и стажу работы. Из разных уголков России: Москва, Ярославль, Челябинск, Орел, Самарская, Тульская, Оренбургская области, Республика Коми. Но всех объединяет одно: желание найти и реализовать то направление работы, которое сделает образовательную деятельность наиболее эффективной и интересной.

Что поставим во главу угла?

Каким должен быть методист? Эту тему активно обсуждают довольно давно. И вопросы ставят серьезные. Что понимать под методическим сопровождением? Если помощь, то какую?

Суть методической работы понять не так уж и просто, а увидеть ее еще труднее. Работу методиста нельзя «потрогать», трудно зафиксировать и показать. Но у многих участников получилось это сделать.

В конкурсном задании «Визитная карточка» жюри оценивало умение выявлять, анализировать и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; оригинальность методической системы; логичность и последовательность изложения материала; результаты достижений педагогов и обучающихся; общую культуру и широту кругозора конкурсанта.

«Для меня быть методистом – это значит быть вместе с педагогами. Вместе планировать, анализировать, обобщать, вместе удивляться, радоваться, переживать. Вместе! Но чуть впереди и чуть лучше», – поделилась своими мыслями Алина Романова, методист Дворца пионеров и школьников города Орска Оренбургской области. Алина Игоревна трудится в системе дополнительного образования более 20 лет, методист высшей квалификационной категории, член экспертно-методического совета в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В городском Дворце пионеров и школьников сложилась эффективная система научно-методической деятельности, один из компонентов которой – конкурсы профессионального мастерства. Реализуются программа корпоративного обучения «Успешный педагог» и проект «Лето на 5!». Популярен методический бюллетень «Вестник дворца», благодаря которому профессиональные приемы и творческие находки одного педагога оперативно становятся достоянием коллег. За три года обобщен опыт работы двадцати сотрудников.

Ольга КАВЕРИНА

Презентуя свои «визитки», многие участники конкурса продемонстрировали способности организаторов и лидеров, умение объединить коллектив. Из их числа – Ольга Каверина, методист Центра внешкольной работы Тулы. Она считает, что методист никогда не будет четко разграничивать работу на «мое» и «чужое», он выстраивает стратегию деятельности всего коллектива. А во главе угла стоят компетентность, креативность и контактность.

«На мой взгляд, суть профессии методиста в следующем. Первое – учиться самому и учить других. Главное – понимать, чему и как, – убеждена Ольга Викторовна. – Второе – видеть перспективу, быть готовым к переменам и вести к ним других. Искать и накапливать идеи, чтобы потом самому генерировать их и претворять в жизнь. Помогут в этом креативность и контактность. Третье – выстраивать позитивный настрой в коллективе. Здесь не обойтись без всех трех составляющих».

Под ее руководством в центре выстроена система сопровождения профессионального роста педагогов, в рамках которой функционируют Школа совершенствования педмастерства, Школа наставничества и Лаборатория современного занятия.

Благодаря эффективно действующей программе «Центр успехов и достижений» реализуются 89 дополнительных общеобразовательных программ по пяти направлениям. Занимаются педагоги и исследовательской работой, что позволило учреждению стать базовой площадкой по развитию гуманистических воспитательных систем научной школы Л.И.Новиковой. А главное – Центр внешкольной работы стал настоящим домом для ребят и взрослых. Сегодня в нем занимаются более 3000 детей.

Тяжела ты, шапка методиста

Второе конкурсное испытание – собеседование с членами жюри – оказалось куда сложнее, чем презентация опыта работы. Отвечать надо лаконично, четко и в то же время содержательно. Сначала блицопрос, требующий мгновенной реакции, затем вопросы жюри о миссии методиста, его формуле успеха, наиболее эффективных методах работы. Обсуждали актуальность авторских находок, их инновационность, возможность распространения и внедрения.

Методист (обратимся к словарю Ожегова) – это специалист по методике. А методика, в свою очередь, – это совокупность методов обучения чему-нибудь и практического выполнения чего-нибудь. Очевидно, что в самом понятии уже заложена как бы приподнятость методиста над другими, поскольку он должен обучить практическому выполнению какого-либо процесса.

Приведенная в систему, профессия методиста раскрывается как многоаспектная: «и швец, и жнец». Он аналитик, разработчик, информатор и организатор в одном лице.

«Суть работы методиста – раскрыть возможности дополнительного образования для каждого участника, создать развивающее пространство не только для детей и родителей, но и для молодых специалистов и педагогов-лидеров, – считает Наталья Гусева, методист детского технопарка на базе Ярославского градостроительного колледжа, лауреат премии губернатора Ярославской области «За заслуги в сфере образования».

– Методист задумывается об обучающих стратегиях. Его задача: предложить такой образовательный сценарий, который поможет достичь результата и получить удовольствие от обучения. В каждом есть искра, иногда так глубоко, что человек о ней не подозревает. Сумел ее разглядеть и раздуть: можешь, имеешь право быть методистом! Тогда и отдача будет, будут и инновационные идеи, и желание претворять их в жизнь. Ведь как «один в поле не воин», так же и методист без коллектива мало на что способен».

Елена ИВАНОВСКАЯ


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt