Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Гениальность «подмешана» в гены?

Учительская газета, №7 от 24 февраля 2004. Читать номер
Автор:

Мозг человека не раз преподносил сюрпризы как своему владельцу, так и всей науке в целом. Несмотря на жизненно важную роль в деятельности организма и жизни хомо сапиенс, мозг не изучен даже наполовину, а загадок его работы хватит еще на многие поколения ученых.

Задавшись проблемой гениальности, наука не раз обращалась к изучению мозга человека и его генов, однако ответов на волнующий вопрос – гениями становятся или все-таки рождаются? – пока не найдено.

Тем не менее, согласно одной из теорий, именно генетика человека определяет, быть новорожденному гением или нет. Так, в США проводились исследования зависимости умственных способностей человека от генетической составляющей. Был создан информационный банк данных обо всех родившихся здесь однояйцевых близнецах. Из числа генетически идентичных пар ученые выбрали тех, кто воспитывался при различных условиях в разных семьях, получил разное образование. Затем у каждой такой пары исследователи определили коэффициент интеллекта, и в результате выяснилось, что разница этих показателей у однояйцевых близнецов, воспитывавшихся по отдельности, оказалась очень маленькой даже по сравнению с обычными, разнояйцевыми близнецами.

По мнению ученых, умственные способности человека также связаны с его внешними данными или недугами, которыми он страдает. Так, еще с древних времен было замечено, что выдающиеся мужи тех времен – знаменитые особы королевской крови, полководцы, философы, ученые – часто страдали заболеванием суставов, или подагрой.

Этой теорией вплотную занимался выдающийся отечественный генетик В.П.Эфроимсон, который проанализировал биографии сотен выдающихся людей и вывел ряд интересных статистических данных. Взяв за базис уровень заболевания подагрой у мужского населения США, составляющий 0,3-0,6 процента, ученый выяснил, что среди талантливых людей этот показатель составляет уже 5-10 процентов, а у общепринятых гениев – 30-50 процентов. То есть практически каждый второй гений в истории человечества был подагриком.

Помимо подагры существует также ряд других генетически определяемых особенностей, которые могут определять незаурядные умственные способности. Так, дефекты некоторых генов, влияющих на строение мозга и его работу, приводят к непропорциональному гигантизму. Эта болезнь носит название синдрома Марфана и считается полулетальной, так как связана с пороком сердца. Тем не менее в силу ряда особенностей люди, страдающие этим недугом, становятся невероятными трудоголиками. В число таких знаменитых представителей рода человеческого входят Авраам Линкольн, Ганс Христиан Андерсен, Шарль де Голль и Корней Чуковский.

Стоит упомянуть и психические отклонения – связь между психическими отклонениями и яркими умственными способностями была замечена уже довольно давно. Так, маниакально-депрессивными психозами страдали Джонатан Свифт, Н.В.Гоголь, Р. Шуман, Э. Хемингуэй, Ван Гог, Зигмунд Фрейд и другие знаменитости.

Однако одной генетики, как утверждают ученые, в становлении гения мало. Для проявления таланта важно также полноценное в эмоциональном и информационном плане детство будущего гения, ведь, по словам психологов, до половины будущего интеллекта человека формируется у ребенка к 4 годам и до 80 процентов – к восьми.

Применительно к истории человечества очень интересен феномен появления многочисленных гениев в одни периоды и отсутствие таковых в другие. Так, Древняя Греция изобилует великими мыслителями, русская литература первой половины ХIХ века или рубежа ХIХ-ХХ веков – великими писателями и поэтами, в то время как, например, с 30-х по 60-е годы позапрошлого столетия выдающихся литераторов не наблюдалось. Тот феномен, казалось бы, противоречит самой теории генетического происхождения гениальности. Ученые объясняют его возможностью найти и реализовать свои способности и таланты, спросом на них со стороны общества.

Советские, а вслед за ними и российские ученые еще с начала прошлого века без устали исследуют проблему гениальности, но никаких ощутимых результатов не получили. Такая же ситуация сложилась и в западной науке. Видимо, уровень технологий еще не достиг той планки, когда можно будет расколоть этот крепкий орешек.

Тем не менее позволим себе дать совет родителям: развивайте умственные способности ребенка уже в первый год его жизни. А что касается самих будущих гениев, то можно лишь пожелать им появиться на свет в нужном месте и в нужное время.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту