search
main
0

Где живет сердце

Путь к школе складывается у каждого разный, особенно у педагогов-мужчин. Не секрет, что традиционно в учительских коллективах всех регионов России большинство составляют женщины. Тем ценнее каждая история выбора мужчины в пользу школы. Об одной из них наш рассказ.

Учитель года Тверской области-2020 Сергей Федорович Сивачев некогда начинал свою деятельность… не имея педагогического образования. Одной из сельских школ срочно требовался преподаватель технологии. Чем не мужское дело – учить мальчишек быть настоящими мужчинами, чтобы умели работать по хозяйству, знали, как вбить гвоздь? В условиях дефицита кадров кроме технологии Сивачеву пришлось довольно скоро преподавать также ОБЖ, физику, черчение и даже музыку. «Через пять лет, – рассказывает Сергей Федорович, – уже в другой школе (предыдущая была реорганизована в начальную) я стал вести еще и физическую культуру. Предмет как-то сразу запал мне в душу…»

Появились и результаты деятельности – ученики преподавателя заняли второе место на спартакиаде сельских школ района. Тогда Сивачева пригласили в детский оздоровительный лагерь в качестве наставника юных спортсменов. Работая совместно с тренерами-преподавателями, Сергей Федорович утвердился в выборе физкультурно-педагогического направления. Поэтому вскоре поступил заочно в Торжокский педагогический колледж по направлению «Педагог по физической культуре и спорту».

После окончания колледжа 11 лет назад Сивачев перешел работать учителем физкультуры в школу №3 города Кашина Тверской области, где когда-то учился сам. Коллегой и наставником молодого педагога стал его бывший преподаватель физической культуры Анатолий Михайлович Букин.

Учитель, имеющий опыт работы в сельской и городской школах, может проанализировать, есть ли разница в преподавании в них физической культуры. Где условия лучше? При ответе на этот вопрос Сергей Федорович разбирает подробно плюсы и минусы этих двух вариантов, причем в оценке находится место критике: «Разница есть. В сельских школах в зимний период проводится лыжная подготовка. В городских, как правило, в связи с тем что занятия за территорией школы не приветствуются, такой возможности нет.

В итоге городские дети меньшее количество часов занимаются на свежем воздухе. В сельской местности другая проблема. В крупные сельские школы основная масса учеников подвозится на автобусах. Это в значительной мере ограничивает внеклассную и секционную работу, в том числе деятельность школьных спортивных клубов. В деревне возможность посещать спортзал совершенно отсутствует. В городе же в шаговой и транспортной доступности спортивные залы, секции дополнительного образования. Ну и добавлю: в малокомплектных сельских школах, где на уроке физкультуры могут быть объединены два-три класса, говорить о выполнении программного материала сложно».

В школе №3 Кашина, города, где проживают около 14 тысяч человек, Сергею Сивачеву сразу понравились основные приоритеты – баскетбол и легкая атлетика. Однако на тот момент, когда он пришел сюда в качестве педагога, здесь много лет существовал только баскетбольный кружок. Когда-то и сам Сергей, будучи школьником, приходил в эти стены на баскетбольные тренировки…
Но после обучения в колледже Торжка, города, где, по характеристике Сивачева, на высоком уровне развит данный вид спорта, педагог заразился идеей развивать баскетбол и в Кашине.

– Помогло то, что основа была заложена, – рассказывает Сергей Федорович. – В педагогическом колледже мы проходили практику на базе не только общеобразовательных школ, но и ДЮСШ. Мне удалось ознакомиться с особенностями тренировок по баскетболу, неоднократно консультироваться с тренерами. Я участвовал в региональных семинарах по баскетболу, проходил онлайн-обучение для тренеров по этому виду спорта.

В кашинской школе Сивачев начал с одного часа баскетбола у семиклассников. Скоро ребята впервые приняли участие в чемпионате «КЭС-БАСКЕТ» – одном из крупнейших спортивных соревнований для школьников по баскетболу в СНГ. Уже через год баскетбольная команда восьмиклассников под руководством Сивачева вышла в финал Кубка губернатора Тверской области по игровым видам спорта. В это же время в кашинской школе №3 решили организовать школьный спортивный клуб. Сергея Сивачева назначили заведующим.

На базе клуба была открыта секция по баскетболу с трехгодичной программой подготовки. Таким образом, Сивачев по совместительству стал педагогом дополнительного образования.

В рамках этого школьного спортивного клуба учащиеся взаимодействуют со взрослой командой по баскетболу, в которую входят известные люди города. Ребята также устраивают товарищеские встречи по баскетболу со студентами, бывшими учениками школы.
– Это положительно сказывается как на спортивных результатах, так и на воспитательной работе, – считает Сергей Сивачев. – Тут и социализация, и подражание с корректировкой личного поведения, и положительные жизненные примеры, и мотивационная составляющая.

О мотивах речь заходит не случайно. Сергей Федорович увлекается спортивной психологией. Работая школьным учителем, заведующим спортивным клубом и педагогом допобразования, он обратил внимание на слабость мотивационной составляющей современных детей в отношении физкультуры. Сивачев размышляет: – Невозможно насильно заставить ребенка посещать спортивную секцию или ДЮСШ, подготовиться к олимпиаде по физкультуре или Всероссийским спортивным соревнованиям школьников «Президентские состязания». Вернее, заставить, конечно, можно, но результатов не будет! Что же делать, когда желание посидеть в телефоне (компьютере) выше, чем стремление заняться своим физическим развитием? Тем более мозг ребенка обманут виртуальной двигательной активностью…

Чтобы ответить на эти и другие сложные вопросы, преподаватель принял решение… учиться!

Высшее спортивное образование? По словам Сивачева, ознакомившись с программами подготовки, он не нашел в них ответов на поставленные перед самим собой вопросы. Значит, психология?!

– Только окончив психологический факультет университета, я окончательно выстроил концепцию своей педагогической деятельности, – делится Сергей Федорович. – Она звучит следующим образом: «Развитие двигательной культуры, а через двигательную культуру развитие жизненных компетенций».

Педагог считает, что каждый учитель обязан задать себе вопрос: а зачем ученику тот или иной навык, умение или знание? И только найдя ответ, можно донести свое мнение до ребенка.

Девиз Сивачева: «Физкультура не для спорта, а для человека».

– Передо мной всегда стоял вопрос: в чем цель занятий физической культурой? – вспоминает Сергей Федорович. – Это получение знаний и навыков или все же максимальное развитие физического состояния? Какова вообще цель этого предмета? Думаю, оппоненты, говорящие об отмене занятий физической культуры в школе, задают себе этот же вопрос.

Ответ на него напрямую связан с той концепцией (назовем ее системой Сивачева), которая позволила признать ее автора лучшим учителем года в своем регионе. В чем же эта система состоит? Сергей Сивачев рассказывает:
– Во-первых, все разделы физической культуры я рассматриваю в рамках развития жизненно необходимых двигательных навыков.

Пример: если мы не владеем своим телом, это приведет к травмам. Так, человек, не умеющий сохранять баланс, скорее всего, получит травму на скользкой дороге, а если при этом он еще и не умеет падать, то травма будет значительная. Таким образом, любое двигательное действие должно быть объяснено ученикам с точки зрения применения в жизни. Во-вторых, в этой системе важна актуальность предыдущих двигательных действий. При использовании предыдущего двигательного опыта занятия становятся интереснее, создается ситуация успеха на каждом уроке. Пример: спринт в легкой атлетике и спринт при дриблинге в баскетболе схожи. Перенос двигательных навыков и знаний из одного раздела в другой, трансформация двигательного навыка по старым нейронным связям дают ощутимо больший результат. Кроме этого, постепенно вырабатывается опыт применения имеющегося багажа для решения новой двигательной задачи. Таким образом, здесь мы уже говорим об использовании проблемного метода – умения решить задачу на основе имеющегося опыта.

Физкультура, как давно заметил педагог, тесно связана с психологией. Ему интересна, например, работа по развитию амбидекстрии. Амбидекстры – люди, у которых от рождения или в результате тренировки одинаково результативно функционируют обе руки без выделения ведущей конечности. Для приобретения подобного свойства необходимо выполнять упражнения по совершенствованию двигательного навыка слабой (не ведущей) конечности. Этот метод Сивачевым чаще используется в секционной работе по баскетболу, отрывочно – на уроках. Психологи считают, что такая работа дает важный эффект.

– Ученые открыли, – рассказывает Сергей Федорович, – что подобные действия приводят к развитию нейронных связей между левым и правым полушариями. Это поднимает мышление на более качественный уровень и напрямую влияет на креативность.
Есть ли в концепции Сивачева место ИКТ-технологиям? На уроках физической культуры подобные задания ограниченны, поэтому педагог переносит их на дом. Это может быть, например, описание двигательного действия при просмотре видеофайлов, разбор элементов движения в gif и замедленном видео, обсуждения в чатах. Другой вариант – применение ИКТ во внеклассной работе – включает в себя опыт тематических бесед и групп в социальных сетях.

На региональном этапе конкурса «Учитель года», к слову, урок физкультуры Сивачеву пришлось проводить в режиме зум-конференции. С этой задачей он блестяще справился, сделав темой урока путешествие по миру физкультуры. В рамках показа отдельных элементов из баскетбола, волейбола, иных игровых видов спорта демонстрировалась связь между движениями и развитием отдельных групп мышц.

С момента, когда Сергей Сивачев провел свой самый первый урок, еще не имея педагогического образования, прошло 17 лет.
Сейчас ему 42 года. После педагогического колледжа Сивачев получил высшее образование в Московском гуманитарно-экономическом университете. Педагог имеет почетные грамоты и благодарности Министерства образования Тверской области, администрации Кашинского района, исполнительной дирекции ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ». Он руководитель городского методического объединения преподавателей физкультуры и ОБЖ. На базе школьного клуба, главой которого является Сергей Федорович, работают объединения «Баскетбол», «Футбол», «Легкая атлетика и лыжные гонки», «Борьба», ведут занятия тренеры-преподаватели ДЮСШ, в частности, по самбо.

На хобби, по словам педагога, времени нет, но увлечения – гештальт-психология, спортивная психология, медиатехнологии – тесно вплетаются в повседневную практику. Кроме активной занятости в школе №3 и ДЮСШ Сивачев является медиаспециалистом, а летом обычно работает в оздоровительном загородном лагере. Ближайшие планы? В августе традиционно проходят большие сборы по баскетболу на открытой площадке кашинского колледжа.

– К сожалению, у нас в городе нет ФОКа или спортивного комплекса, то есть отсутствует игровая площадка должных размеров по баскетболу, – сетует преподаватель. – Но будем надеяться, что когда-нибудь условия улучшатся!

Из других пожеланий учителя года Тверской области – чтобы часы, отведенные на занятия физической культурой, не отдавали в школах под иные предметы, чтобы отношение к физкультуре, любительскому взрослому и детскому спорту изменилось на государственном уровне.

То, что преподаватель физкультуры, лучший учитель 2020 года Тверской области работает в городе Кашине, мне кажется символичным. Кашин называют местом, где живет русское сердце. Дело в том, что река Кашинка, делая в пределах города шесть изгибов, образует здесь точный силуэт сердца. А ведь сердце не только символ любви к миру, людям, своей работе. Сердце – вполне материальный орган, от которого зависит жизнь человека. И ему необходимы тренировка, внимание и забота.

Светлана ПОТАПОВА, Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте