search
main
0

Где жили братья Карамазовы?

Уникальный музей последнего романа Достоевского

Старая Русса – третий по величине город в Новгородской области с населением 27 тысяч человек – по ментальности местных жителей напоминает мне Петербург. Такое впечатление сложилось сразу, когда лет 15 назад, впервые приехав сюда в качестве корреспондента областной газеты, я в поисках Дома-музея Ф.М.Достоевского обратилась к первым попавшимся прохожим – обыкновенным мальчишкам, бегущим на уроке физкультуры вокруг школы №2.

Новгородский художник Борис Непомнящий создал галерею портретов героев Достоевского

Ребята остановились, и я не только получила от них исчерпывающую информацию, но и была поражена интеллектуальностью речи подростков. Людская молва связывает культуру рушан (так называют жителей Старой Руссы или просто Руссы, как здесь часто говорят) с тем, что «при царях» сюда отправляли политических ссыльных из круга образованной интеллигенции. На местный лечебный курорт минеральных вод с ХIХ века съезжались члены царской семьи, представители высшего света, известные деятели литературы, искусства.

Среди уроженцев города и уезда композитор Сергей Рахманинов, художник Василий Сварог, чьи работы украшают Третьяковскую галерею и Русский музей, скульптор и президент Академии художеств СССР Николай Томский, главный хранитель отдела истории русской культуры Эрмитажа Владислав Глинка. В Руссе провел несколько лет в детстве и очень любил ее Даниил Гранин. И в этом тихом небольшом городке вдали от столичной суеты в мае 1876 года купил единственный в своей жизни собственный дом Федор Михайлович Достоевский. Здесь великий писатель наконец обрел счастье в семейном гнезде, создал романы «Подросток» и «Братья Карамазовы».

После смерти Достоевского его вдова организовала в двухэтажном деревянном доме на небольшой набережной узкой речки Перерытицы музей. Но советская власть в 1917 году его закрыла. В период Великой Отечественной войны пропала бо‘льшая часть бесценных экспонатов.

Рукописи не горят, утверждал другой классик. Так способно ли исчезнуть безвозвратно то, что связано с жизнью гения? Ответом может служить удивительный факт: во время Великой Отечественной, когда в результате бомбежек почти вся Старая Русса превратилась в руины, дом Достоевского уцелел. Но это были во всех смыслах лишь стены. При СССР в доме располагались разные учреждения, о возрождении музея не говорили. Дело в том, что в послереволюционный период творчество Достоевского в течение нескольких десятилетий находилось в опале, хотя он не был официально запрещенным автором. Положение начало несколько меняться в конце 1950‑х, тогда власть разрешила выпустить собрание сочинений Достоевского. А в начале 1960‑х рушанин и школьный учитель истории Георгий Иванович Смирнов решил в одиночку заново создать музей гения.

– Георгий Иванович был энтузиастом, посвятившим свою жизнь Достоевскому, – рассказывает Юлия Юхнович, заведующая филиалом «Музеи Ф.М.Достоевского в Старой Руссе». – Он с томиком «Братьев Карамазовых» ходил по улицам нашего города, искал параллели, сопоставления. Смирнов выдвинул версию и нашел доказательства того, что Старая Русса – прообраз города Скотопригоньевска, в котором происходит действие этого великого последнего романа Достоевского.

Книга Смирнова «Скотопригоньевск и Старая Русса» вышла в Москве в 2001 году, к сожалению, уже после смерти автора. Тогда же, в 1960‑х, учитель загорелся идеей сделать ни много ни мало всю Старую Руссу городом Достоевского! Создать музей под открытым небом, полностью подчинив городское пространство роману «Братья Карамазовы».

Георгий Иванович разработал литературную экскурсию по местам романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе (этот традиционный маршрут до сих пор существует). Он составил карту городских улиц и домов в соответствии с сюжетом и описаниями в романе. И поставил масштабную цель – возродить музей в старорусском доме Достоевского. Но подлинные вещи писателя были утрачены. Где же взять экспонаты? И тут оказалось, что имя Достоевского объединяет огромное количество людей.

Общество «Старорусское землячество» связывало и тогда, и сейчас рушан, переехавших жить в другие города и страны. Благодаря таким связям Смирнов, в частности, обошел более восьмидесяти квартир Ленинграда, где ему иногда даже бесплатно отдавали для будущего музея старинные предметы. Нашлась и подлинная реликвия. Фисгармония, которую вдова Достоевского передала некогда церковно-приходской школе Старой Руссы, пережила Великую Отечественную войну в подвале и вернулась в дом писателя. В 1969 году Георгий Смирнов открыл музей на набережной Перерытицы.

Вначале это были две небольшие комнатки на первом этаже. Но с 1975 года детская музыкальная школа переехала из дома писателя в другое здание, и началось формирование масштабной экспозиции.

– Это был трудный и длительный процесс, – поясняет Юлия Юхнович. – Георгий Иванович налаживал связи с архивами, исследователями творчества Достоевского, собирал книги. Тогда только появлялись такие редкие издания, как, например, переписка Федора Михайловича с супругой, из которой мы можем узнать о быте и занятиях этой семьи. Георгий Смирнов организовал Дом-музей Ф.М.Достоевского, но не был официально его директором, работал в должности старшего научного сотрудника. С помощью того же общества земляков ему удалось провести здесь первую масштабную научную конференцию, посвященную 150‑летию со дня рождения Достоевского.

В наши дни зеленый деревянный двухэтажный дом у речки Перерытицы обладает значительной коллекцией экспонатов и известен почитателям творчества великого писателя во всем мире. Продолжается и традиция научных встреч.

– Ежегодно мы проводим масштабные мероприятия международного уровня, – рассказывает Юлия Юхнович. – Майские конференции «Достоевский и современность» собирают ученых, докторов и кандидатов наук. Международные чтения «Произведения Ф.М.Достоевского в восприятии читателей XXI века», проходящие в апреле, предназначены для более широкой аудитории. В них могут участвовать наиболее интересные доклады студентов и даже школьников. Лучшие работы предлагаются к публикации в журнале «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы Российской академии наук.

Руководителем международных чтений является доктор филологических наук заведующая научно-исследовательским центром «Ф.М.Достоевский и мировая культура» ИМЛИ РАН, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М.Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН Татьяна Касаткина. Татьяна Александровна привлекала к участию в наших мероприятиях итальянских студентов, поскольку она ежегодно читает лекции о Достоевском и русской культуре в университетах и школах Италии. К нам приезжают исследователи из Японии, Великобритании, Франции, Польши, Вьетнама, других стран. В подавляющем большинстве они хорошо знают русский язык и читают классика в подлиннике. Недавно, например, Старую Руссу посетил японский исследователь Наохито Саису, защитивший кандидатскую диссертацию по такой неординарной и глубокой теме, как «Достоевский и Тихон Задонский».

Мечта учителя Георгия Смирнова превратить Старую Руссу в город романа «Братья Карамазовы» частично сбылась. Не весь город, но одно его здание стало уникальным экспозиционным пространством. Недалеко от дома Достоевского в 2018 году появился единственный в России музей, посвященный одному роману писателя.

Экспозиция состоит из шести залов: «В городе «Братьев Карамазовых», «Гостиная Федора Павловича Карамазова», «Гостиная Катерины Ивановны Верховцевой», «Детская», «Трактир», «Келья». В коллекции представлены подлинные предметы: визитные карточки Достоевского, первое отдельное прижизненное издание романа «Братья Карамазовы», журнал «Русский вестник», в котором впервые было опубликовано произведение. Экскурсии дополняет виртуальный контент.

– Музей романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» фантазийный, – поясняет Юлия Юхнович, которая любезно согласилась провести для меня экскурсию по двухэтажному особняку. – Он посвящен не только писателю и его великой книге, но и общественно-исторической ситуации того времени, отраженной в романе. Это пространство, где есть возможность подумать и порассуждать. Посетители, например, с интересом воспринимают идею, согласно которой фигуры героев романа в экспозиции одеты в костюмы одинаковой монохромной гаммы, а их лица не прорисованы – воображение начинает работать над тем, как мог бы выглядеть персонаж. Портретный ряд героев романа представлен в уникальной графике новгородского художника Бориса Непомнящего. Есть у нас квест «Тайны старого особняка» для школьников среднего и старшего звеньев. Посещение музея – хорошая предварительная подготовка, для того чтобы начать читать Достоевского. В этом пространстве можно проводить уроки истории, литературы, здесь заложена масса тем. К слову, как и Дом-музей Ф.М.Достоевского в Старой Руссе, Музей романа «Братья Карамазовы» участвует в программе «Пушкинская карта».

О прототипах персонажей романа «Братья Карамазовы» можно прочитать много доступной справочной информации. Литературоведы считают, что прототип образа Грушеньки Агриппина Ивановна Меньшова жила в Старой Руссе на противоположном берегу речки Перерытицы, недалеко от дома самого Достоевского (здание, которое в свою очередь описано в романе как дом Федора Павловича Карамазова). Конечно, было бы замечательно, чтобы дом Грушеньки действовал как музей одного литературного персонажа, войдя в общий комплекс, но, увы, здание, которое показывают на литературных маршрутах, пусто и не отреставрировано. В 2020 году в Старой Руссе из-за пожара сильно пострадал особняк, ставший прототипом дома Катерины Ивановны Верховцевой в романе «Братья Карамазовы». Потеря тем обиднее, что дом Верховцевой был одним из немногих в городе зданий, устоявших под бомбежками Великой Отечественной. Очевидно, что жизнь таких памятников должна поддерживаться государством.

В единый музейный комплекс мог бы войти и дом соседа Достоевского – литератора Павла Александровича Гайдебурова. Это уже послевоенная постройка, но дом внешним обликом напоминает подлинное здание. Сын Гайдебурова Павел Павлович был основателем первого передвижного народного театра в России. Окружение Достоевского в Старой Руссе помогает понять, в каких условиях жил и творил писатель.

Старорусский период жизни Достоевского до конца не изучен. Юлия Юхнович, в частности, работает сейчас над темой, посвященной Готскому-Даниловичу – исправнику, осуществлявшему в Руссе тайный надзор над Достоевским. Музейные сотрудники продолжают изучать архивные документы. Старорусские музеи открыты к сотрудничеству, в том числе методическому. Так, недавно здесь прошел семинар для учителей Новгородского региона, на котором говорили о Достоевском и обсуждали, как анализировать тексты русской классической литературы.

В ноябре 2022 года мемориальный Дом-музей Ф.М.Достоевского и литературный Музей романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе за популяризацию наследия и творчества великого писателя получили орден «Звезда Достоевского». Эту общественную награду, учрежденную в 2021 году, привез рушанам и лично вручил праправнук гения Алексей Дмитриевич Достоевский. Вместе с нынешними сотрудниками, как считает Юлия Юхнович, высокую награду получили и уже ушедшие, и ныне здравствующие подвижники, пропагандисты творчества великого писателя – первый директор дома-музея Вера Ивановна Богданова, Наталья Дмитриевна Шмелева, проработавшая здесь 35 лет, столь же опытный сотрудник Наталья Анатольевна Костина, до сих пор помогающая коллегам своими знаниями, краевед и писатель Лев Матвеевич Рейнус, чья коллекция из тысячи старинных открыток с видами Старой Руссы стала основой одной из экспозиций, и, конечно, Георгий Смирнов, мечтатель, ходивший по городским улицам с томиком «Братьев Карамазовых» в руках, человек, благодаря которому появился музей Достоевского…

Светлана ПОТАПОВА, Новгородская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте