Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Где сделаем студию? Какой должна быть новая архитектура образовательных учреждений

Учительская газета, №19 от 12 мая 2009. Читать номер
Автор:

Сложно ли сегодня построить школу? Какой должна быть современная школьная инфраструктура? В каком направлении должна развиваться образовательная архитектура и развивается ли она вообще? На эти и другие актуальные вопросы отвечает Павел КАРПОВ, заместитель начальника отдела ключевых направлений образовательной политики и перспективного развития системы образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России.

– Принимая актуальный для системы образования тезис «Российская школа не должна быть ветхой», нам предстоит решить несколько задач в области образовательной инфраструктуры и архитектуры школьных зданий. С одной стороны, необходимо пересмотреть строительные нормы и правила (СНиП), с другой – саму идеологию, подходы к тому, какие школы необходимо строить в России. И, конечно, как в этих новых школах организовать качественное образование.

В отношении строительных норм оказывается проще. Строительство школьных зданий и сооружений определяется в ряду прочих СНиП «Общественные здания и сооружения». Отдельных нормативов, как строить именно школы (а не клубы, скажем), на федеральном уровне нет, как, впрочем, и типовых проектов. Позиция Минрегиона России, с которым Министерство образования и науки РФ эффективно взаимодействует по этому вопросу, состоит в том, что в современных условиях создать полный комплект типовых проектов школ невозможно, на это требуются огромные неоправданные инвестиции.

СНиП 31-06-2008 «Общественные здания и сооружения» в начале этого года был обновлен (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89). Он размещен на сайте Минрегиона России и содержит все необходимые требования, определяющие строительство современной школы. На основе требований к «функциональным единицам» – спортивным и актовым залам, помещениям классов и столовой – любой проектировщик может создать добротный, качественный индивидуальный проект современного школьного здания.

Другим важным документом, который необходимо учитывать при строительстве, являются СанПиНы. Они достаточно детализированы, и многие руководители образовательных учреждений даже считают, что излишне.

Конечно, это не полный перечень документов, которыми руководствуются проектировщики школьных зданий, но мне кажется очевидным тот факт, что нормативная правовая база есть – действующие нормативные документы позволяют строить то, что захочет заказчик. Иначе говоря, действующие нормы не ограничивают творчество архитекторов и заказчиков, позволяют строить хорошие школы. И вот здесь начинается самое интересное.

Управление российской системой образования четко разграничено, определены полномочия федеральных, региональных органов власти, муниципальных районов и городских округов. При этом в большинстве случаев заказчиками строительства школ выступают муниципальные органы управления, и масса важных вопросов должна решаться именно на местах.

Рассмотрим ситуацию: например, есть заказчик в лице муниципального образования, у него есть деньги, он готов построить школу. Он обращается в проектную организацию. Проектировщики зачастую делают нечто среднее между офисом, учреждением и коммунальным объектом. С обязательными «мраморными» полами, подвесными потолками во всех помещениях. Получается зачастую дорогая, сложная в эксплуатации конструкция. Такие новые проекты имеют возможность обеспечить не все регионы.

В начале этого года министерство провело анализ информации о лучших реализованных архитектурных проектах общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации.

Как правило, при строительстве новых общеобразовательных учреждений используются типовые проекты, разработанные еще научно-исследовательскими и проектными институтами СССР. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации (Москва, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ и другие) в последнее время реализованы современные индивидуальные проекты общеобразовательных школ, в соответствии с требованиями действующих СНиП. В некоторых регионах в последние годы в связи с реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений вновь введенных в эксплуатацию зданий общеобразовательных учреждений не имеется, при этом реализуются программы капитального ремонта зданий и строительства пристроек к функционирующим общеобразовательным учреждениям.

Анализ полученной информации позволяет сделать вывод: оригинальные авторские проекты большинства построенных и планируемых к сдаче объектов – зданий и сооружений общеобразовательных учреждений – в настоящее время не могут рассматриваться как варианты универсальных решений и быть рекомендованы к использованию органам муниципальных образований и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выступающим в качестве заказчиков строительства общеобразовательных школ. Индивидуальные проекты, там где они есть, зачастую никуда не могут быть «перенесены». Например, за счет того, что они рассчитаны на крупное панельное домостроение. А в регионах крупные бетонные конструкции негде делать. Везти их, например, из Москвы нерентабельно. И в регионах нужно, исходя из материальных и других возможностей, самостоятельно продумывать, какой должна быть новая школьная архитектура, находить свои эффективные, недорогие решения, обеспечивающие принципы энерго- и ресурсосбережения.

Поэтому, с одной стороны, получается, что действующая нормативно-правовая база позволяет строить хорошие школы, а с другой – образцов новой образовательной архитектуры и достаточного количества организаций, которые могли бы строить недорогие, красивые, эффективные по всем параметрам школы, очень мало.

Эта проблема также актуальна для тех регионов, где требуются особые подходы, например регионов Сибири и Дальнего Востока. Нужны решения, которые соединяли бы и школу, и дошкольное учреждение, и досуговый центр в единый социокультурный центр. Нужна особая архитектура для школ ступеней – начальной, подростковой, старшей.

Поиск таких идей идет, есть, например, интересная инициатива Пермского края о разработке проектов образовательных учреждений на основе быстровозводимых конструкций, с учетом одновременного проживания в такой маленькой (начальной) школе и учителя с семьей.

Мы понимаем, что если есть сильный педагогический коллектив, с идеями, с представлением, какие образовательные программы они хотят обеспечивать, то в любом здании они могут работать эффективно. И в типовой «советской» школе можно построить зимний сад, остеклить внутренний дворик, сделать пристройки и так далее, найти на это деньги и поддержку со стороны муниципалитета.

Но, с другой стороны, существует ряд требований, которые практически не могут быть реализованы в существующих зданиях классно-коридорного типа. С нашей точки зрения, сейчас нужен другой подход: требуются студии, помещения для проектной работы, залы для защиты проектов в небольших группах. По-другому нужно размещать школьную библиотеку или медиатеку, она необязательно должна быть отдельным кабинетом, а может быть встроена в какие-то общешкольные помещения. Нужны другие решения для общешкольных помещений, атриумов или больших холлов, где возможно организовать коммуникацию детей разных возрастов.

Нужно адаптировать школьную архитектуру к детям с ограниченными возможностями, причем не ограничиваться частичными решениями, когда, к примеру, пандус сделан где-то на первом этаже и все. Или когда лифт есть, но он не работает: директор перестраховался и повесил табличку, что он сломан. Здесь возникает вопрос эксплуатации новой школьной инфраструктуры, а он требует другой готовности учителя и управленца. Требования к новой школьной инфраструктуре – это одновременно и требования к умению ее эксплуатировать, фактически новой компетентности учителя.

По вопросам новой школьной архитектуры Департамент госполитики в образовании приглашает заинтересованных педагогов и управленцев, родителей к обсуждению в интернет-сообществе «Открытый класс»: http://www.openclass.ru/projects/ministry/new_school и в экспертном сообществе комплексной информационно-аналитической системы экспертизы образовательных проектов на сайте http://www.edu-expert.ru.

Задача формирования в России новой школьной архитектуры не только актуальна и сложна, она, убежден, решаема. И решаема на основе взаимодействия и творческой работы всех участников сферы образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту