В Брянской области в нынешнем учебном году всего 168 тысяч 434 школьника. Из них 117 тысяч 527 ребят учатся в городских школах и 50 тысяч 907 – в сельских. Всего на Брянщине 793 школы. К сети «Интернет» подключено 30% средних школ. Компьютерным и телекоммуникационным оборудованием оснащены 26 детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 21 учреждение начального профессионального образования Брянской области. В настоящее время заключено дополнительное соглашение с Министерством образования о компьютеризации еще трех профессиональных училищ. Получили подготовку в области информационных технологий всего более 4 тысяч педагогов, это 23%. Брянским региональным центром Федерации Интернет Образования подготовлено 2 тысячи 679 педагогов.
ИКТ №3 (от 3 февраля 2004 года)
Первые компьютеры в брянских школах появились еще в прошлом веке. Двенадцать лет назад утынской средней школе, как одной из самых крупных в Выгоническом районе, по рекомендации местного отдела образования выделили «умную машину» марки УКНЦ. Тогда о компьютеризации и информатизации учебного процесса только догадывались. На заре третьего тысячелетия мечты стали обретать реальные формы. Была разработана федеральная Программа по компьютеризации общеобразовательных учреждений, а областная Дума приняла Программу развития единой образовательной информационной среды Брянской области на 2002-2006 годы. Чтобы реализовать задуманное, нужны были деньги. «С миру по нитке – голому рубашка», – решили чиновники и взялись за создание материально-технической базы «продвинутого завтра». Теперь все зависело от долевого участия бюджетов всех уровней. Причем чем выше доля местного бюджета, тем выше и доля федерального. В каждом районе вопрос решали исходя из собственных возможностей. К примеру, довольно успешный Брянский район вложил тогда миллион рублей и получил сразу компьютерный класс. Кстати, на сегодняшний момент 7 школ Брянского района имеют по два подобных класса. Всего же в области в образовательном процессе используется более трех тысяч современных компьютеров, работает 220 компьютерных классов. Однако картина компьютеризации на селе и в городе отличается.
Во-первых, в большинстве сельских школ Брянщины уменьшается количество учеников. Поэтому расчет был таков: на сто учащихся – одна машина. В итоге в сельской школе, как правило, один-два компьютера. Понятно, что такой учебный процесс компьютеризованным назвать можно с натяжкой. Однако к хорошему быстро привыкаешь. Директора сельских школ и главы сельсоветов решили не останавливаться на приобретенном: изыскивали средства, искали спонсоров, помогали даже родители. К примеру, в Утынской школе Выгонического района 147 учеников. Однако сейчас там уже шесть компьютеров плюс так называемое учительское место. Недавно также совместными усилиями приобрели экранное средство – «плоский» телевизор. Его цена – 18 тысяч рублей. Для сравнения цена проектора – 60 тыс. рублей. Теперь утынские школьники имеют возможность пользоваться электронными учебниками. Их, кстати, в области немало. Создание медиатеки – часть областной программы. Сегодня в наличии 30 электронных дисков: учебники, пособия, энциклопедии. Свой вклад в медиатеку области (три диска с фильмами «Человек и окружающая среда») внесла и региональная общественная организация «Эрика», которая тогда активно занималась экопросвещением. Изданы и мультимедийные учебники по архитектуре, истории, промышленности, экономической и социальной географии региона, музыкальной культуре и другие. Подобными разработками занимаются ведущие вузы Брянщины. Они же стали своеобразной кузницей кадров.
Как же реально действует система подготовки и переподготовки кадров? С таким вопросом я обратилась к директору Утынской школы Валентине Анисимовой.
– Педколлектив работе с компьютером обучил наш учитель информатики, – говорит Валентина Тимофеевна. – Недавно отправили нашего педагога на двухнедельные курсы в областной интернет-центр.
– За полтора года работы центра – только один ваш учитель?!
– Так ведь там проходят обучение и управленцы, и специалисты муниципалитетов, предприятий, а не только учителя. Их, между прочим, у нас тоже немало. К тому же это интернет-центр. А нас нужно было учить азам. Мы с этим великолепно справились и дома.
– А выход в интернет в школе уже есть?
– Выход в интернет состоится только весной. Мы ведь сельская школа, а какая телефонная связь на селе?! Нас модем не спасет. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы недавно приобрели спутниковую антенну. Осталось только купить мобильный телефон. Весь этот прогресс за счет местного бюджета и помощи спонсоров.
Решением этой проблемы стали спутниковые антенны. В 2001 году одними из первых выходцев в глобальную Сеть стали унечские школьники. Там впервые появилась спутниковая антенна, и ребята тогда уже общались со своими французскими «коллегами». В Унече был создан автономный класс, куда по расписанию приходили на занятия старшеклассники обеих районных школ. Сделать сказку былью помогли местные власти и учитель информатики средней школы №2 Сергей Филичев. Кстати, он автор занимательного учебника для детей и их родителей «Мой друг компьютер», а теперь заведует отделом областного управления образования.
Сейчас на Брянщине установлено 125 спутниковых антенн, а еще 155 устанавливаются. Таким образом, покрывается почти вся область. В скором времени через спутниковую связь будут транслироваться образовательные программы, передаваться материалы наиболее популярных сайтов. Там, где технические возможности не позволяют работать в глобальной Сети в реальном времени, на помощь приходит школьный портал. Однако все это, по мнению бывшего начальника управления образования (ныне директора института повышения квалификации) Брянской области Ивана Геращенкова, середина пути.
– Наша задача сегодня – дать как можно больше возможностей сельским школам, – говорит Иван Алексеевич. – Я помню, как сам много лет назад топал 10 километров до школы. Перечитал все книги сельской библиотеки, а хотелось знать все больше и больше. Но перспективы доставались городу. Сегодня сельский ученик также тянется к знаниям. Но по-прежнему перспективы в городе. Информатизация и компьютеризация сельских школ уравнивают шансы ученика городского и сельского. Появляются возможности дистанционного обучения. А досуг! У нас уже сегодня проводятся интернет-фестивали, конкурсы, игры. В них принимают участие и сельские ребята. Кстати, на текущий учебный год мы определили одну из важнейших задач: повышение сетевой грамотности. Сейчас проводятся районные и городские туры сетевого многоборья среди школ. Школа-победитель по итогам областных состязаний получит губернаторский приз – компьютерный класс.
– Каждая школа по призыву областного управления образования создала свой сайт. Но его нужно обновлять. Кроме того, эти компьютерные классы нужно обслуживать, кто-то должен отвечать за них и материально. Не будет ли вводиться в школах еще одна административная единица?
– Начальников и администраторов у нас хватает. Классов и компьютеров пока все-таки немного. Достаточно толкового учителя информатики, который будет и отвечать за свой кабинет, и творить в нем с ребятами.
Комментарии