В расположенном в г. Железнодорожный Красноярского края муниципальном образовательном учреждении лицее №103 «Гармония» программа патриотического воспитания «Я – гражданин России» была разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», муниципальной концепцией и программой воспитания «Гражданское становление детей и подростков в воспитательном пространстве ЗАТО Железногорск», а также концепцией развития лицея на 2006-2010 гг. Программа, основная цель которой – формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, была утверждена на расширенном заседании педагогического совета лицея и принята к реализации.
В составе педагогического коллектива лицея 114 учителей (из них 21 – учителя-мужчины). Среди педагогов 58 учителей высшей и 46 первой категории, в том числе: 3 заслуженных учителя России; 2 заслуженных педагога Красноярского края; 18 отличников просвещения; 8 почетных работников образования; 7 соискателей ученой степени; 2 аспиранта; 1 победитель городского конкурса «Учитель года-2003», 1 финалист (2004), 2 финалиста (2005); 3 лауреата городской молодежной премии. Коллектив учащихся – 955 лицеистов, из них 482 – учащиеся классов раздельного обучения.
Анализ данных показал, что 80% учителей лицея в образовательном процессе выделяют основные понятия, раскрывающие содержание гражданского воспитания, – гражданственность, ответственность, позиция, патриотизм, коллективизм, гражданский долг, готовность служить Родине. По мнению педагогов, целевыми установками проекта гражданского воспитания должны быть обозначены: дисциплина и хорошая успеваемость (30%); ответственность и самостоятельность (20%); толерантность (10%); гражданская позиция и активность (40%).
В лицее был также проведен анализ состояния гражданского воспитания учащихся в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин, представлений ребят об основных ценностных понятиях, раскрывающих сущность гражданственности, а также особенностей проявления гражданских чувств обучаемых.
Учащимся была предложена анкета, требующая раскрытия таких понятий, как долг, честь, патриотизм, ответственность, служение Отечеству, достояние Родины, любовь к Родине, гордость за свой народ, уважение к нации.
Ребята писали мини-сочинения на темы: «Я горжусь своей Родиной потому, что…», «Я люблю свою Родину за то, что…», «Уважаю свой народ за то, что…», «Верю в процветание своей Родины, потому что…», «Я свободный гражданин своего Отечества, потому что…».
В коллективе считают, что необходимо учить лицеиста так, как если бы его голова была устроена по образцу приложения к аттестату зрелости – разделена на отдельные графы и клеточки. Но ум его един, как едино и сердце.
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей лицеистов. При разработке программы учитывались опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация и тенденции развития лицея.
Главное в программе «Я – гражданин России» – системный подход к формированию гражданской позиции лицеиста, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа рассчитана на период до 2010 года. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Так, блок «Я и Я» направлен на формирование гражданского отношения к себе. Его задачи: формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности; воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в лицее, дома, в общественных местах; формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Классному руководителю советуется установить в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношение учащихся к окружающим людям, друг к другу. Среди мероприятий по реализации воспитательной программы предусмотрены игры на развитие произвольности психических процессов, дискуссия «Быть человеком», беседы «Мой режим дня», «Гигиена подростка» и «Кто я? Какой я?», «Человек среди людей» и «Урок милосердия и доброты», различные конкурсы, среди которых конкурсы исследовательских и творческих работ «Меня оценят в ХХI веке» и агитационных плакатов «Внимание! Наркотики!».
Следующий блок «Я и Семья». Он способствует формированию гражданского отношения к своей семье и решает следующие задачи: формирование уважения к членам семьи; воспитание семьянина, любящего своих родителей; формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Особое внимание здесь стоит уделить привлечению ближайших родственников учащихся к жизни в лицее. Среди примерных мероприятий этого блока – беседы «Что значит быть хорошим сыном и дочерью», «Забота о старших – дело совести каждого», конкурсы рисунков, сочинений «Я и моя семья», «Золотые бабушки», «Я люблю свою маму», «Я и моя семья», «Об отце говорю с уважением», праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», совместные выходы на природу, походы.
Блок «Я и Культура» формирует отношение к искусству. Решаемые задачи: воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, художественных способностей; формирование эстетических вкусов, идеалов; формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина. Здесь предусмотрены различные экскурсии, просмотр кинофильмов, посещение различных выставок, просмотр спектаклей городского театра оперетты, выезд в театры края, встречи с представителями творческих профессий, участие в традиционных народных праздниках, проведение бесед на тему «Что такое красота», диспут «О красоте, моде и хорошем вкусе».
Формированию гражданского отношения к лицею направлен блок «Я и Лицей». Здесь решаются такие задачи: формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности лицеистов к сознательному выбору профессии; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; выработка потребности у учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; воспитание сознательной готовности выполнять устав лицея. В числе предусмотренных мероприятий – беседы «Правила поведения в лицее» и «Дом, в котором мы живем», конкурс сочинений «Моя учительница», различные викторины, конкурсы.
Следующий блок «Я и Мое Отечество» формирует гражданское отношение к Родине. Его задачи: развитие общественной активности учащихся; воспитание сознательного отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости; воспитание политической культуры, чувства ответственности и гордости за свою страну. Среди примерных мероприятий – лекции «Мой выбор», «Я и политика», «Преступления и наказания», городской конкурс патриотической песни «Пою мое Отечество», ролевая игра «Я выбираю будущее», различные конкурсы, выставки, встречи.
И последний блок «Я и Планета» формирует гражданское отношение к планете Земля. Решаемые задачи: воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой; формирование эстетического отношения детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. В этом блоке предусмотрены беседы «Я – житель планеты Земля», «Человек свободного общества», конкурс рисунков «Береги природу – наш дом» и другие мероприятия.
У программы патриотического воспитания «Я – гражданин России» ряд критериев достижения предполагаемых результатов. В их числе: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия; формирование представления о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; формирование представления о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; формирование представления о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены духовно-нравственными и количественными параметрами.
Духовно-нравственные параметры: повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; обеспечение заинтересованности лицеистов в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала в области патриотического воспитания.
Количественные параметры: участие в городских и региональных научно-практических конференциях в направлении «Патриотизм»; создание и действие молодежных патриотических объединений, клубов, центров; количество учащихся, регулярно участвующих в работе молодежных патриотических объединений, клубов, центров; количество участников, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях; количество детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания; создание и проведение историко-патриотических выставок; организация и проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике; проведение военно-спортивных игр; количество волонтеров, участников мероприятий социальной, шефской, направленности, благотворительных акций.
В своей деятельности в рамках программы патриотического воспитания «Я – гражданин России» педагогический коллектив ориентируется на желаемый образ выпускника лицея, которому присущи: гуманистическое отношение к окружающему миру; образованность; нравственность; высокий культурный уровень; гражданственность; владение навыками самообразования; креативность; физическое здоровье.
Комментарии