Чтение и изучение пейзажных стихотворений Евгения Баратынского, Аполлона Майкова, Ивана Никитина, Федора Тютчева, Якова Полонского, Афанасия Фета, Алексея Толстого поможет раскрыть перед шестиклассниками богатство отечественной лирики, показать, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Мир природы в стихах русских поэтов несет высокие нравственные ценности. Каждое поэтическое слово – волшебство, к тайнам которого хочется прикоснуться. Чтобы дети оценили своеобразие таланта того или иного поэта, почувствовали его красоту, необходимо проанализировать стихи, сопоставить их с произведениями других поэтов, поработать над выразительным чтением на основе осмысленного восприятия.
На изучение стихов о природе я отвожу 3 урока и внеклассное занятие:
1-й урок. «Родная природа в стихотворениях Якова Полонского и Федора Тютчева».
2-й урок. «Осень в стихотворениях русских поэтов XIX века».
3-й урок. «Пойми живой язык природы, – И скажешь ты: прекрасен мир». (Иван Никитин)
Первый урок. «Родная природа в стихотворениях Якова Полонского и Федора Тютчева»
Для сопоставительного анализа берем стихотворения «По горам две хмурых тучи…» и «Неохотно и несмело…». Они о грозе. Выясняем восприятие лирического пейзажа Полонского. Какую картину рисует он? Здесь изображен летний горный пейзаж. Он динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. Яркий удар молнии разрывает ночную тьму, пейзаж контрастен, резок. Резким, громким звукам противопоставлен могучий, приглушенный ответ: «А скала таким протяжным стоном жалобно сказалась, так вздохнула…»
Две тучи, родившие гром, который напугал скалу, не посмели повторить удара яркой молнии: «И у ног скалы горючей улеглись и обомлели».
Какое художественно-изобразительное средство преобладает в этом стихотворении? Почему автор построил его на олицетворении? В чем особенность видения природы Полонским?
Дети приводят примеры олицетворения и говорят о том, что поэт одушевляет природу, потому что она близка и понятна ему.
Обращаем внимание на слово «обомлели» (о тучах). Этот глагол эмоционально выразителен. «Обомлели» – оцепенели, ослабели, обмерли.
Стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело» тоже о грозе. К нему следует задать такие вопросы: Каково ваше общее впечатление? Найдите слова в переносном значении? Какова их роль? Какие строки вас особенно волнуют? Почему? Как вы понимаете строки: «И в смятенье потонула вся смятенная земля»? Что значит «смятенная»? Подберите к этому слову синонимы. А какое еще стихотворение Тютчева о грозе вы знаете? Что их роднит? Чем они отличаются друг от друга? («Весенняя гроза». В нем – гроза неожиданная, внезапно налетевшая и скоропроходящая. Картина грозы выглядит радостно и светло – это веселая майская потеха, игра природных сил, забава.)
«Неохотно и несмело» – здесь летняя гроза не неожиданная. Потускневшее солнце, принахмурившаяся земля, порывы ветра, дальний гром, предгрозовая мгла, струя молнии, «чаще капли дождевые», пыль летит, грозовые раскаты. Напряжение нагнетается постепенно. Конфликт наметился, но не развернулся. Гроза всколыхнула природу, но не нарушила гармонии природы.
Обращаем внимание на олицетворения, эпитеты, меткое цветовое определение молнии, как дети понимают выражение «зеленеющие нивы зеленее под грозой».
В стихотворении угадывается тревожное, мятущееся состояние души поэта.
Что общего в стихотворениях Полонского и Тютчева и чем они различаются? Поэтов привлекает гроза, грохот грома, блеск молний, они одушевляют природу, восторгаются этим явлением природы. Их отличает умение подмечать почти неуловимое в природе, почти непосредственное слияние с нею… В чем их различие? (Авторы по-разному подходят к изображению природы. У Тютчева жизнь природы – это драма, в стихотворении чувствуется напряжение. У Полонского – наоборот, интонации приглушены, в стихотворении чувствуется мягкость, теплота, задушевность. Здесь нет драмы, природные силы не конфликтуют, а живут в полном согласии).
Второй урок
На этом занятии стараюсь показать, что каждый из поэтов находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. Для анализа берем «Листья» Тютчева, «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета, «Встреча зимы» Никитина, «Осень» Майкова.
Небольшой рассказ о замечательных русских поэтах помогает представить каждого как человека, как личность, показать каждому из поэтов свое видение окружающего мира и природы.
Какие общие образы вы заметили? (Образы деревьев.)
Каковы особенности стихотворения Тютчева? (Оно написано от первого лица, от имени листьев, срываемых с веток безжалостным ветром. Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев. Короткая строка как будто передает трепет и дрожь последних листочков, еще держащихся на ветках. Множество восклицательных предложений передают остроту переживаемого момента, конец осени, близкое дыхание зимы. Картину стремительности, порыва усиливают повторы, многоточия. Все произведение построено на олицетворении, монологе листьев, не желающих «даром висеть и желтеть». Стремление к полету, к обновлению передает настроение автора.)
Обращаем особое внимание на строки «слышится тонко взывающий рог», «зов глашатая медного», «мертвые что мне листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты». Какие чувства возникают у одинокого человека в осеннем лесу? (В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело, я ничего не пойму.) Картина осеннего листопада похожа на тютчевскую: «Ветер. Кругом все гудет и колышется, Листья кружатся у ног». А вот «мертвые листы» противопоставлены живым, чувствующим листьям Тютчева.
Сосны и ели в литературе – это образы, символы безмятежного покоя, отсутствия порыва, движения. Листья у Тютчева символизируют собою порыв к полету, к обновлению, невозможность прозябания. В стихотворении «Листья» образ природы наряду со своим прямым значением приобретает иносказательное – становится символом человеческой жизни: необозримое Время – малое время человека.
В стихотворении Фета возникает совсем другой лирический герой. Голые деревья, опавшие листья, безжизненный лес, но вдруг где-то слышится звук охотничьего рога, и понимаешь, что с наступлением зимы жизнь природы не прекращается. В его поэзии воплощены самые различные чувства и мысли. Лирика по своему воздействию сближается с музыкой.
Далее обращаемся к стихам «Встреча зимы» Ивана Никитина и «Осень» Аполлона Майкова. Какой предстает поздняя осень у Никитина? Мы видим дождь в окна, туман над землей, угрюмые небеса, сумрачный лес.
В его произведении соединились чувства восхищения природой и трепетное, священное отношение к ней. Осень Майкова – это еще и воспоминание о только что прошедшем лете, его красках. К светлому чувству радости бытия примешивается легкая грусть («Нет мне здесь прежних утех!»). В его стихах преобладают золотисто-белые тона, отражающие повышенные эмоциональные состояния. Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете («Рассвет»). Пейзаж у него всегда залит солнцем. Даже осень у поэта изображается в отблесках солнца, золоте листьев. Он поэт русского леса, сумевший передать его прохладу, гомон птиц, он ввел в лирический пейзаж звуки, краску, запахи.
Своеобразна творческая манера каждого из поэтов. Акварельные «зарисовки» А.Майкова не спутаешь с наполненным мыслью «пейзажем» Ф.Тютчева. Полувоздушный («на крыльях ветерка») стих Е. Баратынского, пронизанный философским содержанием, отличен от «лирически» дерзостного стиха Фета. Задушевная, деликатная интонация Я. Полонского не похожа на песенно-напевный, «разговорный стих» И.Никитина или простой, едва подымающийся над прозою стих А.Толстого. Поэтическая индивидуальность определяется и силой таланта, и особенностями темперамента, и тяготением к определенным темам и жанрам, и стилевой манерой.
Но при всех различиях и Полонского, и Тютчева, и Фета, и Баратынского, и Никитина, и Толстого объединяет глубокое чувство Родины, осознание нерасторжимой связи с ней.
Дома дети выразительно читают стихи Е.Баратынского, А.Фета, И.Никитина, А. Майкова, А.Толстого, не проанализированные в классе, учат наизусть понравившееся стихотворение о родной природе. По желанию рисуют иллюстрацию к нему.
Третий урок
Урок начинается со вступительного слова учителя. Единство человека и природы. Всегда ли мы сознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Природа дает нам не только материальные блага (средства труда, продукты питания, здоровье), но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения. Каждый человек учится у природы постигать прекрасное.
Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слушать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.
Демонстрация цветных слайдов с видами природы, бабочек, цветов, птиц.
Чтение стихотворения Николая Рыленкова.
Все в тающей дымке
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Умение видеть и наслаждаться красотой природы зависит от развитости наших ощущений, тонкости слуха. Начало эстетического восприятия природы -удивление. Человек, не умеющий удивляться, не поймет красоты природы. Тот, кто любит природу, наблюдает за ней постоянно. Есть люди, особо чувствительные ко всему, что мы называем природой. Это не только поэты, писатели, но и музыканты, композиторы, художники.
Дети читают стихи о природе. Затем учитель предлагает совершить небольшое путешествие в природу с помощью картин русских художников-пейзажистов. Обращается внимание на то, что больше других авторов – репродукций Левитана. Его творчество – вершина пейзажистов живописи в русской культуре конца XIX века. Левитан любил природу всей душой, и ему хотелось, чтобы чувства эти разделялись… Ему выпала на долю радость: он испытал нежность, любовь и нескрываемое восхищение зрителей.
По мнению Левитана, природа приняла его в свои объятья. Да и природа приняла Левитана. Она откликнулась на его любовь, горячую, преданную, открыла ему свое величие и скромность, нежную трепетность, дивную красоту. Он провел всю свою жизнь в общении с природой, тесном, почти ежедневном, и это общение наградило его славой, известностью, озарило его имя и труд ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ.
Левитан любил слушать и слышать говор трав, понимал трепет цветов, шепот листьев и не уставал повторять ученикам: «Больше любви, больше поклонения природе». Картины Левитана нужно рассматривать медленно. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, но чем дольше вглядываешься в них, тем милее становятся лес, поля, цветы, трава, река, тихая заводь, омут, рощи, пригорки, равнины.
Исаак Левитан был глубоко музыкальной натурой. Когда создавалась картина «Над вечным покоем», он слушал третью «Героическую симфонию» Бетховена, а его поэтический пейзаж «Последние хорошие дни осени» был написан под звуки музыки Чайковского.
Особые мотивы природы отражает музыка. Композитор как бы вслушивается в природу, передает свои эмоции при помощи звуков, мелодий, которые воздействуют на наши чувства, рождая образы. Музыка Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Вагнера, Листа, Грига, Дебюсси глубоко волнует слушателей, показывает красоту и величие природы, заражает людей, сплачивая их для совместных действий – сохранить красоту, мир, самого человека на Земле.
Обобщение учителя
Ощущение красоты родной земли тесно связано с любовью к Родине. Тема Родины в литературе и искусстве сливается с темой красоты природы. Любить природу, беречь ее и защищать – это главное в наше время. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть ее в душе, носить в сердце – высшая культура человека. Будем учиться видеть и беречь красоту родной природы.
Любовь Овсянникова, учитель русского языка и литературы, Исаклинский район, Самарская область
Иллюстрация с сайта http://blog.i.ua/community/1952/781970/
:
Комментарии