search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Гардемарины, вперед! Во Владивостоке создан первый в России морской университет

Еще 18 июня прошлого года Министерство образования присвоило Дальневосточной государственной морской академии имени адмирала Невельского статус университета. Только после этого начали обсуждать имя. Спорили долго. Не зря ведь моряки говорят – “как корабль назовете, так он и поплывет”! Тогда-то шутки ради и возникла аббревиатура – МГУ, Морской государственный университет. Среди прочих вариантов названий – “Дальневосточный”, “Тихоокеанский”, “Российский” – в Москве утвердили именно “Морской”! А что, звучит гордо, да и повод есть: как-никак первый в России!..
Об истории, насущных проблемах и перспективах развития морского образования и состоялся наш разговор с ректором вуза, доктором технических наук, профессором
Вячеславом СЕДЫХ.

– Вячеслав Иванович, известно, что ваш вуз “бросил якорь” во Владивостоке 5 марта 1944 года. В этот день Сталин подписал приказ об учреждении в ключевых морских городах Советского Союза высших инженерных морских училищ – ВИМУ.
– Если уж начинать “от печки”, история морского образования в крае берет начало с 90-х годов ХIХ века. Стараниями адмирала Невельского, чье имя сейчас носит наш вуз, а также генерал-губернатора Муравьева-Амурского в 1890 году во Владивостоке открылись первые Александровские мореходные классы. Это и было начало начал. Но все-таки именно Великая Отечественная война стала настоящим импульсом для организации в стране высшего инженерно-морского образования. Причина понятна – ведь в эти годы наш транспортный флот сражался рука об руку с военными кораблями. И для руководства страны стала очевидной задача готовить высокопрофессиональные кадры моряков, готовых в самых экстремальных условиях брать на себя ответственность за людей, корабли, сохранность грузов. Я бы сказал так – море не терпит “двоечников” и даже “троечники” там не нужны. То есть морское образование просто обязано было готовить кадры экстра-класса. Во времена Советского Союза именно так и было…
– Что же так кардинально изменилось за прошедшее время?
– Мир стал другим!.. Казалось бы, от ДВГМА до МГУ прошел всего десяток лет, исторически отрезок времени незначительный, но учить наших курсантов так, как мы это делали прежде, сейчас невозможно. Мы вступили в новую эпоху, я бы назвал ее веком глобализации интересов. Теперь даже самые локальные конфликты, и мы в этом уже убедились воочию, способны влиять на “погоду” в общем мировом доме. И я совершенно убежден, что любой молодой человек, пришедший в наши стены получать знания, просто обязан научиться разбираться в хитросплетениях этой глобальной политики. Учиться общению. Познавать не только теоретически, но и практически ситуацию в мире, в частности в нашем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ведь сфера деятельности наших выпускников не ограничивается пределами бухты Золотой Рог. Суда, на которых ходят ребята, бороздят просторы всего мира. А это значит, что мы обязаны готовить специалистов международного класса, без всяких скидок на особенности российского образования, таких, к примеру, как заведомый недостаток финансирования.
– Про ваш вуз просто легенды ходят: мол, по части компьютеров и прочих “прибамбасов” в Приморье равных ему нет. Это действительно так?
– Не только в Приморье. К примеру, у нас есть действующая автоматизированная система “Управление судном и маневрирование” – это тренажер самого высокого уровня, таких в мире всего несколько штук. Этот тренажер позволяет не только “проходить” любую точку мира, но также имитировать уровень качки и состояние моря. Своего рода виртуальный капитанский мостик, где курсанты в учебной среде осваивают практические навыки. И обучение, и приобретение профессиональных навыков на этом тренажере сертифицированы. Конечно, подобная техника дорогого стоит, мы вынуждены закупать ее за рубежом. И тут наша страна ставит своим вузам подножку: на каждые 100 единиц стоимости импортного оборудования мы обязаны заплатить 100 единиц налогов! А ведь у нас 600 новейших компьютеров, масса другой техники. Подсчитайте, во сколько нам это обошлось! Нужно срочно менять эту порочную практику обдирания и без того небогатых вузов до нитки. Ведь не для себя же в конце концов стараемся… Да, существует гуманитарный канал в Москве, но там тоже приходится обивать множество порогов. К примеру, наш тренажер мы получили после покупки только через полгода! Месяцы ушли на то, чтобы доказать важность его покупки, по сути дела, неспециалисту. Сидела там одна очень милая девушка, которая, к примеру, узнав, что в комплект входит телефон, сочла долгом поинтересоваться: “А вы его потом домой не унесете?”. Пришлось ей долго объяснять, что для того, чтобы вытащить даже одну трубку из системы, нужно подгонять целый грузовик. И смех и грех!..
– Где же вы взяли столько денег, чтобы все это приобрести? Ведь тот самый тренажер, я слышала, стоит порядка 500 тысяч долларов!..
– С тренажером помогли спонсоры. Ведь мы готовим кадры для судоходных компаний, это не бедные организации. А их руководители – по большей части наши выпускники, которые в свою очередь заинтересованы в качественном пополнении. Ведь в нашей отрасли сегодня самый настоящий кадровый голод! Ежегодно работу в море только в связи с уходом на пенсию оставляют около 800 командиров флота, а взамен приходят лишь 600. Если раньше средний возраст капитана был не больше 43 лет, то сейчас – 52 года. То есть происходит старение кадров. Поэтому не случайно на совместной коллегии Министерства транспорта и Министерства образования был поставлен вопрос об увеличении набора в морские учебные заведения. Хотя это благое намерение, к сожалению, так и не было никоим образом подкреплено материально…
На сегодняшний день бюджет обеспечивает наш вуз на 30-35 процентов от реальной потребности. В этой ситуации единственный выход из положения – максимально реализовать право на внебюджетную деятельность, что мы и делаем. Чтобы обеспечить дополнительный источник финансирования вуза и бесплатное обучение курсантов, у нас было создано целое направление, связанное с развитием флота. Да-да, при МГУ работает собственный флот! Это два производственных судна, на которых мы и зарабатываем деньги. Кроме того, это позволяет обеспечивать наших курсантов практикой, а также “держать в форме” и повышать квалификацию преподавателей.
– И все-таки, Вячеслав Иванович, зачем Дальневосточной морской академии было становиться университетом? Ведь наверняка дело не только в смене одной вывески на другую, более престижную…
– Мы готовились стать университетом семь лет, с тех пор как начали выдавать дипломы международного образца. Это было совсем непросто – предстояло перепрофилировать специальности, открыть дисциплины гуманитарного, естественно-научного профиля, пересмотреть порядок организации аспирантуры, создать свои учебники в конце концов! На сегодняшний день мы обучаем по 28 специальностям и специализациям. Для сравнения – раньше было 6 специальностей и 2 специализации. Чтобы стать университетом, пришлось доказывать право на этот статус, и нам это удалось. Однако успокаиваться рано – количество специальностей в будущем обязательно расширится. Однако не за счет “новомодных профессий” типа юристов, которым обучают повально все вузы.
Перед коллективом педагогов стоит единая задача – повышать качество морского образования. Классическое естественно-научное и техническое образование у нас будет с “уклоном” к морю! То есть если готовить инженеров, то по судовым механизмам, если регионоведов, то знающих требования всех мировых портов. Таким образом, наш морской университет способен обучать специалистов всех профилей, необходимых морской транспортной системе.
Теперь что касается вывески. Она ведь тоже имеет немалое значение. Как бы то ни было, университет – высшая организационная форма образовательного учреждения. Если уж мы взяли курс на международные стандарты в образовании, надо соответствовать!
– Наверное, после обретения иного статуса хлопот вам, как ректору, значительно добавилось. Ведь раньше морская академия была “мужским” учебным заведением, а сегодня в ее стенах немало девушек.
– С девушками атмосфера в вузе стала значительно мягче. Сегодня у нас “прекрасной половины” под 30 процентов. Думаю, дальше будет больше. Ведь морская профессия примечательна тем, что в ней много династий. А если “наследники” женского пола, но мечтают стать капитанами, как им быть? К примеру, меня за последний год просто одолели три девушки, все из морских семей, которые видят себя в будущем не иначе как за штурвалом капитанского мостика! Раньше шансов на воплощение этой мечты в жизнь практически не было, а теперь дорога открыта в наш морской университет. Мы создали два колледжа – морской и гуманитарный. Там учатся школьники после восьмого-девятого класса. Есть у нас и совершенно уникальный плавучий Институт защиты моря, который расположен на борту нашего парусного учебного судна “Надежда”. Этому кораблю мы планируем дать флаг ЮНЕСКО.

Лада ГЛЫБИНА
Владивосток

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте