search
main
0

Гарантия свободы и защиты ценностей. Тема «Судебная система России и США: общее и различие»

Цель: познакомить учащихся с особенностями судебной системы России и США; формировать умение анализировать и сравнивать судебные системы двух стран; развивать у учащихся стремление к использованию положительного опыта судебной системы США с целью совершенствования судебной системы России.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами будем знакомиться с судебной системой России и США, к концу нашего урока вам необходимо заполнить таблицу «Судебная система России и США: общее и различие» и ответить на вопрос: какая из судебных систем является наиболее демократичной и почему?

Учащимся, которые разделены на 3 группы, предлагается проанализировать тексты с высказываниями главного судьи Америки ХIХ века Д. Маршалла, русского профессора юстиции

Н. Коркунова, французского мыслителя Токвиля и ответить на вопросы:

1) Какова позиция автора по отношению к правосудию?

2) Какие аргументы приводит автор в защиту своей точки зрения?

Сообщения учащихся

1) История возникновения судебной системы в США.

2) История возникновения судебной системы в России.

Прослушав эти сообщения, учащиеся должны ответить на вопрос: что общего в возникновении судебной системы в США и России? В чем различие?

Учитель рассказывает о судебной системе России, используя схему.

Для закрепления полученных знаний учащиеся работают с текстом Конституции РФ по группам:

1-я группа изучает статьи 118, 119 и отвечает на вопросы:

Кем осуществляется правосудие в РФ и как оно регламентируется?

Какие требования предъявляются к профессии судьи?

2-я группа изучает статьи 121, 125 и отвечает на вопросы:

Какие требования предъявляются к полномочиям судьи?

В чем заключается деятельность Конституционного суда?

3-я группа изучает статьи 126, 128 и отвечает на вопросы:

В чем заключается деятельность Верховного суда?

Как назначаются судьи Верховного суда?

В ходе работы ученики заполняют левую колонку таблицы «Судебная система России».

Учитель рассказывает о судебной системе США, используя схему.

Для закрепления полученных знаний учащиеся работают с текстом Конституции США по группам:

1-я группа должна ответить на вопросы:

Кем осуществляется правосудие в США и как оно регламентируется?

2-я группа должна ответить на вопросы:

Есть ли в США Конституционный суд?

3-я группа должна ответить на вопросы:

В ходе работы ученики заполняют правую колонку таблицы «Судебная система США».

Учащиеся сравнивают судебную систему двух стран и выделяют общие черты, заполняя при этом нижнюю часть таблицы.

Подведение итогов урока. Учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос:

Какая из судебных систем является наиболее демократичной?

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США

Верховный суд США

Федеральная судебная система: Верховный суд; Апелляционный суд; Окружной Федеральный суд; Уголовные; Гражданские

Судебная система штатов

Верховный суд штата

Суд первой инстанции

Суд общей юрисдикции

Специализированные суды: Военный апелляционный суд; Претензионный суд; Суд по вопросам внешней торговли

Суд ограниченной юрисдикции:

муниципальный суд; городской суд; суд графства; магистрат; мировой судья

– суд по налогам

– по земельным спорам

– по наследству

– по делам несовершеннолетних

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Федеральные суды

(Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ) Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ

Суды общей юрисдикции

(Рассматривают большинство дел с участием граждан)

Высший арбитражный суд

(Дела по экономическим спорам) Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ

Верховный суд РФ

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и автономного округа

(Судьи назначаются Президентом РФ)

Федеральный арбитражный суд округа

Районный суд

Суды субъектов Российской Федерации:

Уставной суд (Суды формируются по закону субъекта Федерации)

Мировые судьи

(Назначаются (избираются) по закону субъекта Федерации)

Арбитражные суды субъектов РФ

Различие

Существуют Конституционный суд и конституционные суды субъектов РФ

Несменяемость судей

Действует принцип подсудности дел суду согласно законодательным актам

Отсутствие конституционных судов

Назначение судей в федеральные суды пожизненное

Судьи могут в суды штатов избираться населением

Гражданин США выбирает себе суд и судью сам

Общие черты

Конституционной основой российского и американского государства является федерализм и принцип разделения властей

Основные принципы правосудия и требования к личности судьи совпадают

Существует институт присяжных заседателей и в России, и в США

Наличие судов общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам

Существование специализированных судов

Высказывания о правосудии

«Великая цель правосудия состоит в замене идеи насилия идеей права, в установлении правовой преграды между правительством и используемой им силой».

Токвиль (французский мыслитель)

«По своей природе судебная власть статична – для того, чтобы она пришла в движение, ее необходимо подтолкнуть. Ей сообщают о преступлении – она называет виновных, ее призывают к восстановлению справедливости, и она ее восстанавливает. Вместе с тем она не начинает ни преследования провинившегося, ни поиска фактов несправедливости, ни изучения этих фактов».

Н. Коркунов (русский профессор-юрист ХIХ в.)

Ирина КЕНЯ, учитель граждановедения школы №18, Брянск

Существуют и конституционные суды субъектов РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте