Цель: познакомить учащихся с особенностями судебной системы России и США; формировать умение анализировать и сравнивать судебные системы двух стран; развивать у учащихся стремление к использованию положительного опыта судебной системы США с целью совершенствования судебной системы России.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами будем знакомиться с судебной системой России и США, к концу нашего урока вам необходимо заполнить таблицу «Судебная система России и США: общее и различие» и ответить на вопрос: какая из судебных систем является наиболее демократичной и почему?
Учащимся, которые разделены на 3 группы, предлагается проанализировать тексты с высказываниями главного судьи Америки ХIХ века Д. Маршалла, русского профессора юстиции
Н. Коркунова, французского мыслителя Токвиля и ответить на вопросы:
1) Какова позиция автора по отношению к правосудию?
2) Какие аргументы приводит автор в защиту своей точки зрения?
Сообщения учащихся
1) История возникновения судебной системы в США.
2) История возникновения судебной системы в России.
Прослушав эти сообщения, учащиеся должны ответить на вопрос: что общего в возникновении судебной системы в США и России? В чем различие?
Учитель рассказывает о судебной системе России, используя схему.
Для закрепления полученных знаний учащиеся работают с текстом Конституции РФ по группам:
1-я группа изучает статьи 118, 119 и отвечает на вопросы:
Кем осуществляется правосудие в РФ и как оно регламентируется?
Какие требования предъявляются к профессии судьи?
2-я группа изучает статьи 121, 125 и отвечает на вопросы:
Какие требования предъявляются к полномочиям судьи?
В чем заключается деятельность Конституционного суда?
3-я группа изучает статьи 126, 128 и отвечает на вопросы:
В чем заключается деятельность Верховного суда?
Как назначаются судьи Верховного суда?
В ходе работы ученики заполняют левую колонку таблицы «Судебная система России».
Учитель рассказывает о судебной системе США, используя схему.
Для закрепления полученных знаний учащиеся работают с текстом Конституции США по группам:
1-я группа должна ответить на вопросы:
Кем осуществляется правосудие в США и как оно регламентируется?
2-я группа должна ответить на вопросы:
Есть ли в США Конституционный суд?
3-я группа должна ответить на вопросы:
В ходе работы ученики заполняют правую колонку таблицы «Судебная система США».
Учащиеся сравнивают судебную систему двух стран и выделяют общие черты, заполняя при этом нижнюю часть таблицы.
Подведение итогов урока. Учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос:
Какая из судебных систем является наиболее демократичной?
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА США
Верховный суд США
Федеральная судебная система: Верховный суд; Апелляционный суд; Окружной Федеральный суд; Уголовные; Гражданские
Судебная система штатов
Верховный суд штата
Суд первой инстанции
Суд общей юрисдикции
Специализированные суды: Военный апелляционный суд; Претензионный суд; Суд по вопросам внешней торговли
Суд ограниченной юрисдикции:
муниципальный суд; городской суд; суд графства; магистрат; мировой судья
– суд по налогам
– по земельным спорам
– по наследству
– по делам несовершеннолетних
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Федеральные суды
(Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ) Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ
Суды общей юрисдикции
(Рассматривают большинство дел с участием граждан)
Высший арбитражный суд
(Дела по экономическим спорам) Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ
Верховный суд РФ
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и автономного округа
(Судьи назначаются Президентом РФ)
Федеральный арбитражный суд округа
Районный суд
Суды субъектов Российской Федерации:
Уставной суд (Суды формируются по закону субъекта Федерации)
Мировые судьи
(Назначаются (избираются) по закону субъекта Федерации)
Арбитражные суды субъектов РФ
Различие
Существуют Конституционный суд и конституционные суды субъектов РФ
Несменяемость судей
Действует принцип подсудности дел суду согласно законодательным актам
Отсутствие конституционных судов
Назначение судей в федеральные суды пожизненное
Судьи могут в суды штатов избираться населением
Гражданин США выбирает себе суд и судью сам
Общие черты
Конституционной основой российского и американского государства является федерализм и принцип разделения властей
Основные принципы правосудия и требования к личности судьи совпадают
Существует институт присяжных заседателей и в России, и в США
Наличие судов общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам
Существование специализированных судов
Высказывания о правосудии
«Великая цель правосудия состоит в замене идеи насилия идеей права, в установлении правовой преграды между правительством и используемой им силой».
Токвиль (французский мыслитель)
«По своей природе судебная власть статична – для того, чтобы она пришла в движение, ее необходимо подтолкнуть. Ей сообщают о преступлении – она называет виновных, ее призывают к восстановлению справедливости, и она ее восстанавливает. Вместе с тем она не начинает ни преследования провинившегося, ни поиска фактов несправедливости, ни изучения этих фактов».
Н. Коркунов (русский профессор-юрист ХIХ в.)
Ирина КЕНЯ, учитель граждановедения школы №18, Брянск
Существуют и конституционные суды субъектов РФ
Комментарии