Славянская мифология – ключ к пониманию души русского народа, его истории и культуры. Образы славянской мифологии отражают мировоззрение древнего народа. Славяне не знали религии, а только Веру. Язычниками же называли людей, имевших иную Веру. Свою же называли Веда (знание), или просто Вера (а тех, кто ее придерживался, верцами). Вера была издревле Православная (Славили Правь, мир Богов и светлых Предков). Явь, Навь и Правь – три части Мира. Позднее государевы люди перекувыркали многие понятия и «поработали» с документами, изменив изначальные смыслы. Ох как трудно современному исследователю разобраться в документах. Что подлинно, что поддельно? Что является наследием, что изменой, что мифами народными, что государственными? Ничто на Земле не проходит бесследно… Укрыто в недрах, сохранено многое, в том числе и знания, записанные в кощунах (деревянные таблички), в сантиях (таблицы из золота, серебра, платины).
Предкам славян Веды стали известны благодаря еще одной удивительной птице, птице Гамаюн. О ее рождении рассказывается в мифах, которые прочно живут словами и образами во многих русских сказках.
Во время сотворчества Сварога и Лады было создано много миров, звезд, земель (все планеты назывались землями), а также Богов. Это – Макошь (богиня судьбы), Рожаницы, Барма, небесная корова Земун (приняла образ коровы, так как покровительствовала им), небесная коза Седунь, звезда Седава (Полярная), Полярную называют и Тара, камень Алатырь, змей Юша (сила гравитации) и еще бесконечное множество сил.
От удара Сварога тяжелым молотом по Алатырю-камню рассыпались искры по небу, и родились из них силы светлые и его небесное воинство. В вихре огненном родился Семаргл-огнебог. Из молока и масла небесной коровы Земун и козы Седунь и сделал Сварог Землю.
Однажды осмотрел Сварог поднебесье и не увидел свою любимую Землю – вместе с другими она ушла в бездну первичного вселенского Океана. Тогда призвал Сварог уточку Рода и велел ей из Океана достать Землю. Первый раз нырнула уточка, целый день ее не было, и когда вернулась, оказалось, что не донырнула до Земли. Второй раз нырнула, на Океане волны разгулялись, не было уточки два дня, а когда вынырнула, то оказалось, что и на этот раз не достала. Добавил ей Сварог своей силы, нырнула уточка, а на Океане уже буря разыгралась, и лишь через три дня вынырнула она, держа в клюве несколько крупинок Земли, в том числе камень Алатырь. Из этих крупиночек возродилась Земля.
После возрождения Земли вырос посреди Океана-Моря остров Буян. На острове Буяне много разных деревьев. Приплывала на тот остров уточка Рода, приплывала да яички свои откладывала, золотые да железные. Вылуплялись из тех яиц птицы. Не простые птицы, птицы волшебные.
Полюбили птицы Яблоню, на которой растут молодильные яблочки. На самой вершине Яблони сидит птица Гамаюн. Гамаюн – Птица вещая. Она вещает, раскрывает будущее. Именно она «пропела» золотую книгу Вед чудесным голосом, способным зачаровывать того, кто его слушает. Она глашатай Богов. Считалось, что Гамаюн пророчит счастье и может предсказывать будущее тем, кто умеет слышать тайное; верили, что она знает все на свете. Изображали ее с женским лицом и грудью. Она выступала и как олицетворение грозы, бури. Ей приписывали способность управлять погодой, вызывать сильный ветер.
«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась, расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхнулась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн-птица вещая, со восточной сторонушки, бурю крылами поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из-под тучи той непогожей. Сине море она перепархивала, сарачинское поле перелетывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у бел-горюч камня Алатыря, во зеленом садочке на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась она – стала песни петь, распускала перья до сырой земли».
«Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке».
«Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?
Ничего не скрою, что ведаю…»
На восточных ветвях Чудо-Яблони сидит другая птица, так же как и Гамаюн, вылупившаяся из золотого яйца. Птица Зари Алконост. Еще ее называют – Прекрасная Дева Зари. Заря – это раннее утро, когда солнце еще не появилось над горизонтом, но небосвод уже светлеет. В это время начинает летать птица Алконост. У нее чудесный голос. Поет она песни радости. Ее пение прекрасно и безвредно. Алконост изображали по-разному. Как птицу с головой женщины и как женщину, но с крыльями за спиной. Такая женщина с прекрасным лицом держит в руках цветок лотоса. Она прилетала к человеку в моменты жизненных затруднений. Предсказывала. Давала ценные советы.
Свои яйца Алконост несет на морском берегу, погружает их в глубину вод, делает море спокойным на семь дней, пока не вылупятся птенцы. И делает она это в середине декабря, за неделю до дня зимнего солнцестояния, после которого славяне праздновали Коляду. Ей приписывается способность, так же как и птице Гамаюн – управлять ветрами и погодою.
В давние времена, когда люди лечились При-Родой, самым целебным считалось (так оно есть и теперь) встретить утреннюю Зарю, искупаться в утренней росе. На Руси существовала Зоревая медицина. Чтобы иметь здоровое тело и здоровую душу, нужно почаще встречать Зарю. Из Зоревой медицины до нас дошли заговоры. Во многих заговорах упоминается и птица Зари Алконост. Про нее говорили, что «она зашивает раны кровавые и расстилает свою розовую фату над всем миром, пробуждая его ото сна».
На западных ветвях сидит сладкоголосая птица Печали Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти. Родилась из железного яйца. Она вестница властелина подземного царства Кащея. Сирин темная птица, олицетворение темной силы. Кто послушает ее песню, забывает обо всем на свете и умирает.
Сирин – воплощение несчастной души. Она поет красивым голосом, но нужно уметь различать это коварное пение, чтобы не потерять себя.
Встреча с птицей Сирин – проверка и испытание. Если человек крепок духом, он и послушает, и дальше пойдет дорогою своею. А слабый – заслушается, себя потеряет и сгинет.
Удивительное мироощущение древних славян спокойно размещает такую, казалось бы, опасную птицу на одном дереве с вещей птицей Гамаюн и птицей Радости Алконост. Признание правомерности ее сосуществования с другими наравне – проявление глубокого уважения ко всем творениям Рода.
Глубинное осознание законов бытия сформировало у древних славян мировоззрение, лишенное агрессии, направленной на внешнюю экспансию. Но позволило создать такое чувство Родной Земли, защищать которую русские могли даже голыми руками.
Воинам сопутствовала не только птица Сва-Слава, но и другие, знакомые из сказочного фольклора птицы.
Самый, пожалуй, известный Финист Ясный Сокол. В Финиста Ясна Сокола обращался Бог Велес. Велес – сын волшебной коровы Земун. Бог мудрости, богатства, покровитель животного мира. Его имя значит Великий Властитель.
В русских былинах и сказках о нем писали под именами Василий Буслаев, Ставр Годинович. Одним из его имен было Гвидон. А женою его была Азовка, Азовушка (Царевна Лебедь). Именно историю знакомства Велеса и его жены Азовки описал Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о Царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной Царевне Лебеди». Сохранились древние сказания с точно таким же сюжетом. Кстати, имя Салтан еще в XVII, XVIII веках встречалось на южных территориях России. А в грамоте царя Всея Руси Ивана Васильевича, дарованной Строгановым, хан Кучум назван «Сибирским Салтаном».
Бог Велес, поскольку был покровителем животного царства, мог превращаться в быка, волка, щуку и сокола.
В сокола превращался и Бог Огня – Семаргл. Только он уже назывался Сокол Рарог. Считалось, что он рожден от удара молнии. Принимая активное участие в битвах, Сокол Рарог являлся защитником и семейного очага.
Сокол – родовой, обрядовый знак (тотем) знаменитого князя Рюрика и его славных потомков Олега и Игоря, а также Великого Святослава. Знаменитый «Рюриковский трезубец» – атакующий сокол. Сокол – смелая птица с острым зрением и молниеносной реакцией. Сокол с древних времен был любимой птицей для охоты. Он бьет добычу и в воздухе, и на земле. От него спастись невозможно. Соколиная охота возрождается в наше время.
Лучших летчиков на Руси называют соколами, зоркий глаз – соколиный. А любимого – Соколом Ясным. Молодого парня – соколиком.
Священная птица до сих пор присутствует не только в народных сказках, но также в вышивках и орнаментах, гербах и эмблемах национальных партий и движений.
Само имя Сокол состоит из двух частей Со и Кол (Коло). Коло – круг, образ Солнца.
Эльвира ТАРАСОВА, педагог-организатор ЦДТ «Логос», Москва
Комментарии