search
main
0

Галина АЛЕКСЕЕВА, директор Института развития образования и повышения квалификации им. С.И.Донского: Развитие человеческого ресурса – главный фактор нового качества образования

Сегодня институты развития образования и повышения квалификации учителей играют ключевую роль в повышении качества образования. Без современного высококвалифицированного учителя невозможна настоящая модернизация школы и вообще всей системы образования. О том, какую работу проводит Институт развития образования и повышения квалификации им. Донского, наш разговор с его директором Галиной Ивановной Алексеевой.

2012 год – год десятилетия реформ: в 2002 году была начата реализация Концепции модернизации российского образования. За это время появилось уже новое поколение выпускников. Выпускник 2012 и 2013 года – поколение нашей новой идеологии изменений в системе российского образования. Эти ребята в корне отличаются от тех, которые оканчивали школу в начале XXI века.Если в конце 80-х в школе не было ни одного компьютера, теперь в каждой школе есть компьютерные классы, интерактивное оборудование. Проблема заключается и в скорости происходящих изменений. Сейчас мы даже не можем предположить, какая профессия будет популярна через какое-то время, какие еще виды деятельности будут приносить пользу людям и служить местом социализации выпускников наших школ. И сегодня, говоря о качестве образования, которое закреплено в новом законе об образовании, мне хотелось бы вынести на обсуждение следующие взаимосвязанные проблемы. Ресурсы образования – качество образования – эффективность образования.Реализация комплексного проекта модернизации образования позволила обеспечить школы материально-техническими ресурсами, компьютерным оборудованием, выходом в Интернет. У нас в республике за последние 10 лет построены 134 современные школы, все школы имеют доступ в Интернет. Сегодня дети действительно массово сидят в Интернете, но это не изменило школу. Интерактивной доской продолжаем пользоваться как обычной. Вокруг школы не вырос сектор востребованного сетевого дополнительного образования.- Согласитесь, немаловажный фактор в стимулировании учителя – повышение заработной платы. – В 2012 году правительством республики приняты реальные меры по увеличению средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования. В целях стимулирования деятельности лучших педагогических работников образовательных учреждений по указу президента РС (Я) от 13.12.2007 г. №756 ежегодно проводится конкурс на денежное поощрение в размере 50 тыс. рублей. Но есть учителя, которые мало задумываются о том, чтобы соответствовать новым требованиям. Приведу пример. Сегодня дети в Интернете, но учителей там намного меньше, мы с ними живем в разных пространствах, решаем не те проблемы, которые детям важны, отвечаем не на те вопросы, которые детьми поставлены. В этом смысле образовательного ответа на запрос со стороны детей и молодежи, к сожалению, не можем в полной мере обеспечить. То есть, несмотря на то что проделаны реальные шаги по ресурсному обеспечению системы образования, практически мало что изменилось.- Что же сегодня необходимо делать, чтобы соответствовать требованиям и вызовам времени? – Видимо, сегодня для воспитания конкурентоспособной личности надо задуматься о пересмотре и обновлении нематериальных ресурсов, а именно: идей (причем не столько самих идей, сколько принципов их генерации); основ своего видения (миссии) как основ позиционирования себя на рынке.Введение и поддержка только стандартных процедур, к сожалению, может свести деятельность к правилам, делающим ее предсказуемой и стандартной, то есть малоприбыльной. А изобретение новых идей, принятие творческих и нестандартных решений, связанных с непредсказуемостью и риском предстоящей деятельности, при удачном раскладе дает возможность высокой прибыли. Следовательно, мы должны организовать образовательную деятельность, разумно сочетая стандартные процедуры и нестандартное творчество. В определенном смысле образование (как и вся наша жизнь в целом) – это всегда череда творческих проектов. Ответ на вопрос о развитии человеческих ресурсов лежит в зоне творческих решений. Творческое решение – процесс порождения и распространения идей. Это всегда связано с серьезной перестройкой имеющихся схем работы или открытием нового направления.При этом необходимо помнить, что процесс творческих решений отличается от внешних инновационных процессов качественным, а не количественным ростом отношений и видения перспектив.И именно развитие человеческих ресурсов может стать фактором (основой) нового качества образования. А пока мы часто слышим, что качество образования не отвечает вызовам современного общества. Мы до сих пор живем в той системе дидактики и обучения, которая была разработана для других условий, для другой экономики, для другого общества. Сейчас ситуация кардинально изменилась.Образование стало открытым. Информационно-образовательная среда становится источником содержания образования, а возможности социальных сетей могут полностью изменить систему образования: становится возможным взаимодействие не только между учителем и учеником, но и между учениками, причем на разном расстоянии. Здесь возможно и индивидуальное обучение. То есть сегодня надо подумать о том, как вообще должны меняться технология, методы и методики обучения.- Какие основные требования, на ваш взгляд, выдвигают новые стандарты перед учителем?- В новых стандартах достаточно четко раскрыто, что новые результаты образования требуют новых способов обучения на всех ступенях общего образования. Введение стандартов неразрывно связано с деятельностными технологиями. Если в начальной школе часть учителей владеет технологиями развивающего обучения, то приходится констатировать, что учителя основной школы сегодня недостаточно владеют деятельностными педагогическими технологиями. – Что делается в этом направлении вашим институтом?- Наш институт меняет инструментарии, технологии повышения квалификации педагогов. Созданная на базе института федеральная стажировочная площадка действует как площадка практико-ориентированного содержания постдипломного образования. Не секрет, что сегодня учителя занимаются натаскиванием детей к сдаче ГИА и ЕГЭ. Результаты оставляют желать лучшего. А к 2019 году у нынешних третьеклассников, обучающихся по новым стандартам, будут оцениваться не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. То есть система оценки станет другой: она будет определять индивидуальный прогресс ребенка, формировать способность к самооценке. Уже сейчас разрабатывается новая концепция оценки качества основного общего образования, учитывающая метапредметные и личностные результаты. Наш институт разработал деятельностную модель итоговой аттестации, которая получила высокую оценку на V Всероссийском байкальском образовательном форуме «Учитель и культура – вызовы XXI века». Новые результаты образования требуют интеграции дополнительного, общего и профессионального образования, расширения практической деятельности во внеурочное время. Поэтому сегодня базовая задача образовательной политики связана с укреплением современных институтов образовательной деятельности. Только развивая образовательную деятельность (а именно цели, задачи, смыслы, способы, результаты), можно объективно развивать образовательные институты.В определенном смысле ключевым механизмом образовательной политики является электронный мониторинг состояния системы образования как мониторинг состояния институтов образовательной деятельности. Это необходимо для регулирования деятельности. Иначе говоря, дальнейшие шаги модернизации образования необходимо связывать с формированием понятия «норма деятельности» в общественном сознании.Что же показывает мониторинг?А мониторинг свидетельствует о том, что векторы образовательной политики в период с 2013 по 2015 год – это: индивидуализация образования: индивидуальные образовательные траектории, индивидуальные результаты, индивидуальный успех учащихся, индивидуальный прирост (прибавление) достижений; деятельностный подход в образовании; компетентностный подход.Это связано с переходом основной школы в 2015-2016 учебном году на новый ФГОС. Следовательно, определяющими качественные характеристики образовательной деятельности становятся следующие принципы: конкурентная среда в образовании; деньги в обмен на эффективность; открытость школы; комплексность в модернизации; индивидуальные результаты – коллективное качество.Не случайно на первом месте стоит принцип организации конкурентной среды в образовании. И именно опираясь на эти принципы, можно получить качественные результаты образования, сделать образование эффективным. – В чем же должна заключаться эффективность образования? Какую образовательную систему мы можем назвать эффективной? – Можно много рассуждать о том, что подразумевается под эффективностью образования, но, думаю, можно дать один ответ: система, которая взращивает конкурентоспособных выпускников, выпускников, знающих, кем они хотят быть, и имеющих возможность реализовать свои жизненные планы. В словаре Ожегова дается следующее определение слова «конкурентоспособный» – «способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам». Можно это объяснить по-другому: человек, уверенный в своих способностях, возможностях, уверенный в самом себе. И такую личность мы можем взрастить, обеспечив ей качественное образование, создав современные условия обучения.

Светлана РУДЕНКО

Якутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте