search
main
0

Фундамент, надежда и опора. Продолжаем публикацию глав из нового учебника. Тема «Может ли Конституция РФ обеспечить успешное развитие страны?». 4 часа

В результате изучения данной темы учащиеся смогут: осмыслить роль и место Конституции РФ в жизни российского общества; привести примеры различных видов современных конституций, объяснить, насколько российская Конституция обеспечивает политическую и экономическую стабильность в стране и возможность гражданам пользоваться своими правами; участвовать в дискуссии, «круглом столе», анализировать документы, научно-популярную литературу, материалы СМИ, исполнять заданные роли; осознать (понять) ценность Конституции РФ как Основного Закона государства.

В конституции закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы . Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).Право складывается из трех вещных прав: право владения имуществом (фактическое обладание), право пользования (извлечение из имущества полезных свойств), право распоряжения имуществом (определение его судьбы). В ст.9 осуществляется конкретизация права принадлежности земли и природных ресурсов. Земля и природные ресурсы могут находиться в любой форме (в том числе и частной).

Продолжение. Начало в № 43

Основные понятия

Конституция, защищенные права, незащищенные права.

Ход занятия

1. Ситуация

Занятие начинается с обсуждения ситуации.

Из лекции В.Никонова «Конституционный дизайн».

«В Вашингтоне, на Пенсильвания-авеню, стоит здание Национального архива, и на нем огромными буквами начертаны слова: «Здание построено, чтобы символизировать вечность американских государственных институтов». Более 200 лет Соединенные Штаты живут с одной и той же конституцией, к которой было принято меньше 30 поправок. И 200 лет страна жила как единое целое, уверенная в своей миссии вести за собой все остальное человечество. Вот как важно написать правильную конституцию».

Вопросы для учащихся:

Как вы понимаете выражение «правильная конституция»?

Можно ли отнести определение «правильная» к Конституции РФ 1993 года?

2. Задания для учащихся:

1) Познакомьтесь с учебными материалами, а также с теми, которые вы подберете из научно-популярной литературы, СМИ из интернета.

2) Обсудите проблемы:

Может ли Конституция РФ обеспечить успешное развитие России?

Нужна ли России новая конституция?

3) Определите круг необходимых вопросов, которые помогут вам найти ответы на поставленные проблемы.

4) Проведите исследование поставленных проблем по группам в соответствии с заданными ролями: политологов, политиков, предпринимателей, граждан.

5) Подготовьте сообщение для выступления на «круглом столе».

3. Работа в группах

Класс делится на 4 группы.

I группа – ученые-политологи: исследуют различные виды современных конституций, анализируют, сравнивают их и отвечают на вопросы:

Какие виды конституций из существующих ныне наиболее приемлемы для современного государства?

К каким видам относится Конституция РФ?

Какие достоинства и недостатки действующей российской Конституции вы можете выделить? Чем они объясняются?

II группа – политики: знакомятся с соответствующими статьями Конституции РФ и отвечают на вопросы:

Обеспечивает ли Конституция РФ легитимность власти, возможность ограничить стремление власти к расширению ее прав и полномочий, разделение властей по горизонтали и вертикали?

Насколько Конституция РФ обеспечивает политическую стабильность в стране?

III группа – предприниматели, представители бизнеса: исследуют соответствующие статьи Конституции РФ, а также статьи и выступления известных российских юристов и предпринимателей и отвечают на вопросы:

В какой степени Конституция РФ обеспечивает условия для развития предпринимательства, рыночных отношений, свободной конкуренции, защиту экономических прав граждан?

Насколько Конституция РФ обеспечивает экономическую стабильность в стране?

IV группа – граждане: знакомятся с соответствующими статьями Конституции РФ, данными социологического опроса и точкой зрения российских ученых на реализацию прав российских граждан и отвечают на вопросы:

Какие права граждан РФ относятся к защищенным правам, а какие – к незащищенным? Почему они так называются?

В каких случаях права граждан РФ могут быть временно приостановлены? Согласны ли вы с данными положениями Конституции РФ?

Насколько Конституция РФ обеспечивает возможность гражданам пользоваться своими правами?

Памятка для учащихся

1. Политологи

Вам предстоит исследовать с научной точки зрения различные виды современных конституций, проанализировать статьи №№ 17, 80-93, 134-137 Конституции РФ и ответить на поставленные вопросы. Помните: чтобы обеспечить научность ваших выводов, необходимо в первую очередь опираться на первоисточники, основополагающие законы, а также сопоставлять, сравнивать различные точки зрения на данную проблему.

Политолог как профессиональный ученый принадлежит к миру науки. Его деятельность направлена на получение нового знания и использование этого знания в политике.

2. Политики

Вам предстоит ознакомиться со статьями №№ 3, 10, 11, 15, 16, 80, 94, 110, 118 Конституции РФ и выяснить, насколько российская Конституция создает условия для участия граждан в политической жизни и обеспечивает демократические процедуры формирования власти и ее деятельности. Помните, что профессиональный политик – это практик, он принадлежит к миру политики, его профессиональной деятельностью движет практический интерес, направленный на преобразование политической реальности.

Политик осуществляет свою деятельность в соответствии с ее целями и той политической ситуацией, которая сложилась в стране.

3. Предприниматели, представители бизнеса

Вам предстоит ознакомиться со статьями №№ 8, 9, 34, 35, 36, 37, 40 Конституции РФ, высказываниями известных российских юристов, предпринимателей и выяснить, в какой степени российская Конституция создает условия для развития бизнеса и предпринимательства. Помните, что предпринимательство – это самостоятельная деятельность граждан и коллективов, направленная на получение прибыли, основанная на использовании всех форм собственности.

Стремление к прибыли – основной мотив для занятия предпринимательством.

4. Граждане

Вам предстоит ознакомиться со статьями №№ 17-64 Конституции РФ, а также высказываниями известных российских политологов и выяснить, в какой степени российская Конституция создает условия для того, чтобы граждане могли пользоваться своими правами. Помните, что гражданин – лицо, наделенное всем спектром прав и свобод. Он является участником политической и правовой жизни общества. Через уважение прав человека утверждается ценность личности. Права человека отражают весь комплекс отношений, характеризующих положение личности, вносят в эти отношения гуманные начала.

Реализация прав граждан зависит от деятельности государства, особенностей законодательства, традиций, верований, обычаев и правового сознания людей.

4. Учебные материалы

Учащимся предлагается пакет материалов для исследовательской работы. Он состоит из 2 частей. Первая часть – материалы, предназначенные для всех учащихся, вторая часть – материалы, предназначенные для групп в соответствии с заданными ролями.

Олег КОЛОБОВ, академик: элите нужна самодисциплина: Соединенные Штаты Америки раз и навсегда создали основной закон и приняли в него всего 26 поправок. Они удачно определили назначение своего государства: укрепление своего союза – знакомое нам слово (укреплять и делать более совершенным наш союз – союз территорий). Конституция американского государства насыщена терминами, которые имеют отношение к американскому народу как источнику власти. У нас ухитрились ни разу не упомянуть русский народ, и это не очень хорошо, потому что речь идет о 80 процентах населения страны.

В Японии основной документ ясно обозначает миссию служения миру. В Германии получился документ, который вывел страну из разрухи и создал предпосылки для экономического и политического (объединение Германии) чуда. Некоторые государства живут без конституции (Англия и Израиль), полагаясь на традиции и прецеденты, и живут неплохо.

Что касается России, то мы уже достаточно долго живем по нынешней Конституции. Полномочий у главы государства достаточно, прописаны слои населения, что позволяет последним лучшим образом организоваться для отстаивания своих законных интересов. Чего нет – неукоснительного соблюдения закона власть предержащими. Им в первую очередь необходимо изучить сам текст Конституции и сделать соответствующие выводы, иначе эффективного управления страной не получится. Произвол чиновников обескураживает многих. И он является не следствием злых помыслов, а просто проявлением неграмотности, безответственности, нежелания работать с учетом современных требований.

Во Франции власть трепетно относилась к основному закону даже в периоды перемен, когда происходила замена одной конституции другой. А у нас что ни акт, то антиконституционный, что ни рассуждение, то желание подправить, подкорректировать Основной Закон.

В Америке и во Франции, когда разрабатывались основные законы этих стран, ситуация была не менее сложной. Но группы людей, которые разрабатывали конституции, концептуально подошли к стоящим перед ними задачам, а элита этих стран, лица, принимающие решения, проявили самодисциплину. У нас же политики, подобные Слиске и Миронову, проявляют вопиющую бесцеремонность по отношению к Основному Закону.

На мой взгляд, важно не обсуждать плюсы и минусы внесения изменений в действующую Конституцию, а научиться исполнять закон.

Из выступления члена Государственной Думы Виктора Шейниса «Конституция 1993 года и Конституционное собрание» 28 сентября 1998 года.

Пока не откорректированы отношения между президентом и парламентом, сохраняется еще большая опасность, что истосковавшееся по «порядку» общество в обход любого легитимного процесса отдаст колоссальную неконтролируемую власть в руки безответственного авантюриста, верующего в свою миссию и в отличие от нынешнего президента даже генетически не связанного с демократическими преобразованиями последнего десятилетия.

Нынешнее государственное устройство России принято считать «сверхпрезидентским» – это стало общим местом политической публицистики. Отсюда – намерение подрезать права и полномочия президента или даже перейти к парламентской республике, правительству, назначаемому и смещаемому парламентом. Мне представляется, что делать этого нельзя и не надо.

В полномочиях российского президента очень мало такого, чего нет у президента американского или французского. Мощь и своеволие наших президентских структур не в избытке полномочий, а в слабости парламента и судов как уравновешивающих институтов; в этом смысле мы – не «сверхпрезидентская», а «недопарламентская», «недосудебная» республика. Известное уточнение и расширение полномочий парламента, укрепление независимости судов не требуют уменьшения власти президента – это не игра с нулевой суммой. Но, возвышая роль парламента, восстанавливая его контрольные функции, расширяя его возможности влиять на состав и политику правительства, не следует переходить грань, за которой – возвращение к Верховному Совету и Съезду народных депутатов начала 90-х годов.

Права парламента можно расширить, корректируя Конституцию, и без КС. Но слишком далеко идти по этому пути не следует, зная, каков наш парламент и каким он только и может быть, когда одни за другими выборы проходят в ситуации глубокого экономического кризиса, психологического надлома, связанного с трудностями адаптации миллионов людей к новым условиям резкого раскола общества, дробности и неустойчивости политических элит и т.д. Надо настойчиво добиваться согласия хотя бы по ограниченному кругу вопросов и избегать резких движений, если мы не хотим получить неожиданные и нежеланные сюрпризы.

Из выступления Владимира ПУТИНА, Президента Российской Федерации: Конституция не исчерпала свой потенциал

…именно эта Конституция открыла для России возможность войти в круг развитых мировых демократий. Предъявила ее как надежного, готового к сотрудничеству партнера. И в то же время позволила уважать и считаться как с равноправным членом международного сообщества наций.

…за всем этим твердо стоят дух и буква Конституции Российской Федерации. Стоят ясная политическая воля и гарантия правовых инструментов. Стабильность Конституции определяет стабильную работу институтов государственной власти. Обеспечивает систематические выборы в федеральные органы и выборы в региональные органы управления на местах.

…сейчас мы уже можем ставить и решать принципиально иные, чем раньше, задачи. Задачи другого уровня, другого масштаба. Задачи качественного роста экономики и улучшения, повышения благосостояния граждан нашей страны. Наш долг – бережно относиться к Конституции. Уважать ее, как уважаем свою страну, свою историю, свои достижения.

Из лекции Вячеслава НИКОНОВА «Конституционный дизайн»:

Наш Основной Закон, пожалуй, единственный в мире, который легче отменить полностью, чем внести в него поправку.

Как бы ни плоха была наша Конституция, у нее есть неоспоримое преимущество – она уже действует, определенные ей правила игры существуют, им следуют все политические субъекты и все государственные институты. Менять эти правила, к которым люди только-только привыкли, нужно с очень большой осторожностью, действуя по принципу «не навреди».

Потому что испортить Конституцию ничуть не сложнее, чем ее улучшить.

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук:

Новая Конституция РФ заложила фундамент общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими. Признаются идеологическое многообразие, многопартийность. Основной Закон гарантирует каждому россиянину неприкосновенность собственности. Четко разделены функции президента, Федерального Собрания, правительства. Закреплен принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Удалось найти неплохую форму сочетания местных и федеральных интересов, составившую основу российского федерализма. Все субъекты Федерации равны. Устранено определение республик как суверенных государств. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Очевидны и недостатки этого документа. К ним, в частности, относят чрезмерно большой объем властных полномочий, закрепленных за президентом, в ущерб полномочиям и прерогативам Федерального Собрания, Государственной Думы в особенности. Конституция устанавливает смешанную (президентско-парламентскую) модель организации республики, относительно эффективности которой ученые и политики высказывают определенные сомнения. Слишком широк перечень причин, по которым права и свободы могут быть отменены. Сегодня ясно, что Конституция РФ выполнила свою основную задачу – способствовала стабилизации положения в российском обществе, остановила сползание России к гражданской войне. Время покажет, какие поправки необходимо внести в ее текст. Совершенствование Конституции – сложный и длительный процесс, не терпящий спешки и непродуманных решений.

Владимир ПАСТУХОВ, доктор политических наук, консультант Центра конституционных исследований МОНФ:

Если рассматривать ситуацию, оставаясь в рамках традиционного понимания конституционализма, то совершенно очевидно, что нынешняя постановка вопроса неверна. Нельзя изменить то, чего пока не существует. В России не было и нет ни реального конституционного движения, ни полноценной конституционной системы. Поэтому речь может идти в настоящий момент не об изменении, а только о создании российской Конституции. Это значит, что внимание должно быть приковано совсем к другим вопросам, чем внесение в конституционный текст поправок, перераспределяющих полномочия между ветвями власти. В центр дискуссии следовало бы поместить организацию конституционного волеизъявления. Механизм принятия Конституции сегодня важнее, чем ее текст.

Основания классификации конституций различны. В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимается принятый в особом порядке единый кодифицированный основной закон, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам. Подавляющее большинство современных государств, в том числе Российская Федерация, имеют такие кодифицированные основные законы. Как отмечает доктор юридических наук О.Кутафин, в этих государствах «название «конституция» не могут иметь никакие иные политические и правовые документы». В некоторых странах (например, Великобритании, Новой Зеландии, Израиле) единого кодифицированного основного закона не существует – его заменяет совокупность различных нормативных актов, регулирующих основополагающие принципы государственной и общественной жизни, основные права и свободы человека и гражданина, систему органов государственной власти и т.д., а также обычаев, судебных прецедентов, доктринальных источников. В этом случае можно вести речь о неписаной конституции.

По времени действия конституции подразделяют на постоянные и временные. Постоянные конституции принимаются на неограниченный срок, а срок действия временных конституций ограничен какой-либо календарной датой либо наступлением определенного события. Примеров временных конституций немного – в частности, конституция Таиланда 1959 года действовала до принятия постоянной конституции учредительным собранием.

По способу изменения основного закона и внесения в него поправок конституции классифицируются на жесткие и гибкие. Гибкой считается конституция, изменяемая и дополняемая, как и обычные законы данного государства. Однако для того, чтобы обеспечить стабильность конституционного строя, защитить основной закон от непродуманных поправок, подавляющее большинство современных конституций изменяются в особом, более сложном, чем законодательный, порядке. Такие конституции обычно именуются жесткими: как правило, для их изменения или внесения поправок требуется классифицированное большинство голосов депутатов высшего законодательного органа государства. Более того, многие государства выдвигают и другие гарантии стабильности основного закона, например требование одобрения поправки большинством законодательных органов субъектов соответствующего федеративного государства. В результате в старейшую в мире конституцию США за двести с лишним лет ее существования внесено всего 27 поправок, хотя и весьма серьезных. Для сравнения: в Конституцию РСФСР 1978 года в период с 1989 по 1993 г. внесено более трехсот поправок. В науке выделяются и другие основания классификации конституций: по форме правления – на монархические и республиканские; по форме государственного устройства, закрепленного конституцией, – на федеративные и унитарные (при этом в федеративных государствах помимо федеральной конституции могут существовать и конституции субъектов Федерации); по закрепленному политическому режиму – демократические, авторитарные и тоталитарные.

Любая конституция имеет определенные форму и структуру. При этом под формой конституции обычно понимается способ организации и выражения конституционных норм. Как уже указывалось, по своей форме конституции подразделяются на писаные и неписаные. С этой точки зрения Основной Закон России, являясь единым кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим наиболее важные общественные отношения, безусловно, относится к числу писаных конституций. Таким образом, можно сформулировать следующее ее определение.

Жанна ОВСЕПЯН, профессор, доктор юридических наук, из статьи «Основные признаки конституции»:

По этому поводу специалисты говорят, что «реальное значение имеет различение формальных конституций по другому основанию: на кодифицированные и некодифицированные. Первые представляют собой единый нормативный акт (таких подавляющее большинство), вторые – совокупность нормативных актов, в равной мере обладающих высшей юридической силой. Наиболее яркими примерами некодифицированных основных законов являются конституции Швеции, Финляндии, Канады, Австрии. Так, конституция Швеции состоит из трех законов (форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.); конституция Финляндии – из двух (форма правления Финляндии 1919 г. и Сеймовый устав 1928 г.)… из конституций, принятых на рубеже 80-90-х годов, некодифицированной является конституция Чехии 1992 г.».

Из книги французского политолога и правоведа Жан-Люка Шабо «Введение в политику». Гибкая и жесткая конституция. Из двух вышеприведенных дефиниций вытекает, что любую конституцию всегда можно определить в фактическом смысле, но отнюдь не обязательно – в формальном. Действительно, для этого последнего достаточно, чтобы принятие конституции в процедурном плане не отличалось бы от обычного законотворчества. В подобном случае мы имеем дело с гибкой конституцией, а данная гибкость обусловлена формальной легкостью ее пересмотра: конституционный закон подвержен изменениям подобно любому обыкновенному (ординарному) закону. Такова британская конституция, равно как и Хартии 1814 г. и 1830 г. во Франции. Конституцию, напротив, называют жесткой, если ее нельзя легко модифицировать с помощью ординарных законов. Для внесения изменений предусматривается более трудная и усложненная процедура, которая, как правило, излагается в специальных статьях действующей конституции, составляющих раздел «О пересмотре конституции». Эта процедура и выражает иерархическое верховенство конституционного закона над обычными нормативными актами; подобная система шире всего распространена в современном мире.

Обычная или писаная конституция. Данный свод нормативных положений называют обычным, или неписаным, если большинство из них не закреплены в письменном виде, а являются результатом консенсуса, проистекающего из подразумеваемого принятия опыта, практики повторения одних и тех же актов, не вызывающих возражений со стороны заинтересованных действующих лиц (пример такой конституции на протяжении веков дает Великобритания). Конституция называется писаной, если, напротив, подавляющая часть ее положений представлена в форме письменного документа, который в принципе стремится исчерпывающим образом сформулировать конституционные рамки соответствующей политической системы. Вместе с тем ни обычная, ни писаная конституция никогда не бывает всецело той или другой по своей форме. Редко когда неписаный основной закон обходится без нескольких письменных документов – такова британская конституция с ее Великой хартией вольностей 1215 г., которую дополнили, в числе прочих документов, «Хабеас корпус акт» 1679 г., Билль о правах 1689 г., а также Парламентские акты 1911, 1949 и 1958 гг. Точно так же редко встречаются случаи, когда полностью писаную конституцию не дополняла бы практика обычного права – supra (надзаконная) или даже contra legem (противозаконная). В частности, некоторые положения французских конституционных законов 1875 г. еще в пору их действия вышли из употребления, например право роспуска [палаты депутатов]. В равной мере, подобно обычаю неприменения закона, существует и обычай непредусмотренного его применения. Если вернуться к вышеприведенному примеру, то институт председателя Совета министров – порождение практики, ибо конституционные законы 1875 г. предусматривали, что президент республики является не только главой государства, но и руководит исполнительной властью. Сама реальность функционирования режима III Республики привела к образованию непредусмотренного законодательными текстами поста председателя совета министров, который фактически и встал во главе исполнительной власти: Пуанкаре гораздо больше известен как премьер-министр, чем как президент республики.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям. По способу изменения и внесения поправок конституции можно подразделить на жесткие и гибкие. Жесткие конституции принимаются на референдумах или специальных конституционных собраниях, в них поправки либо не вносятся, либо вносятся в особом, регламентированном порядке. Такой является Конституция РФ. Гибкие конституции принимаются, как правило, парламентами, и соответственно поправки в них вносятся законодательными органами в порядке принятия обычных законов.

По способу выражения государственной воли конституции бывают писаные и неписаные. Писаные представляют собой единый нормативно-правовой акт (Конституция РФ). Неписаные – составляют ряд несистематизированных актов конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев (Великобритания).

Сравнительно новым для российской юриспруденции является понятие конституционализма. Конституционализм – это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как об основном инструменте политической власти. По мнению американского правоведа А.Ховарда, конституционализм основан на нескольких элементах конституционного развития. Некоторые из них являются историческими событиями, например, принципы, утвержденные английской Великой хартией вольностей, или появившиеся в эпоху Просвещения представления о естественном праве. Другие элементы конституционализма имеют характер общепризнанных ценностей: согласие народа; ограниченное (во властных проявлениях) правительство; контроль над государством со стороны общества; неприкосновенность личности; открытое общество; преемственность правовых принципов и норм; реализация норм конституции; разделение властей; федерализм и другие. Для упрочения конституционализма необходимо последовательное гражданское образование населения.

Народовластие реализуется в России через совокупность организаций и институтов, через политическую систему. Политическая система определяется по-разному: в питерском универе определяется как система социально-политических субъектов (классов, социальных групп, народа в целом). Такое определение дано исходя из того, что термин «политическая» отождествляется с термином «классовая».

Политическая система – это система власти, поэтому нельзя причислять туда классы управленцев, государства и общественных организаций. С.С. Алексеев в политическую систему включает государство в целом, политические партии и иные общественные объединения, посредством которых осуществляется управление обществом.

Политическая система через системный подход и анализ понимается как целостная социальная система, предназначенная для управления обществом. Это связано с интегративной совокупностью государства, политических партий и иных общественных объединений, служащих для управления обществом, возникающими между ними отношениями и регулирующими эти отношения нормами.

Главные и второстепенные элементы политической системы. Ядром политической системы при советской власти считали правящую политическую партию. Это неправильно, т.к. правящие партии уходят и приходят, и при смене правящей партии может рухнуть вся политическая система (что видно на примере нашей страны). Ядро – это такая часть явления, которая в наиболее концентрированной форме объединяет присущие явлению качества. Политическая система создана для управления, и поэтому ее ядром надо считать государство. Роль правящей политической партии заключается в том, что она является направляющей силой в политической системе и обществе в целом. Правящая политическая партия – это руководящая сила политической системы. Формы взаимодействия партии и государства: правящая политическая партия или блок партий проводят свои решения только через государство. Правящие партии не имеют права иметь свои первичные организации в органах государственной власти и местного самоуправления. Партии не имеют права получать деньги от государства, за исключением случаев финансирования государством проведения избирательной кампании. При приходе к власти ключевые должности занимают либо члены правящей партии, либо их сторонники, но согласование кандидатур с партией запрещено.

Политическая партия – это общественная организация, которая создается специально для борьбы за власть (создается с целью прихода к власти). Она имеет не только устав, но и программу, она же формирует правительство. Например, в парламентарной монархии правящей будет та партия, которая будет иметь большинство в парламенте; в президентской республике – которая приводит к власти президента; в смешанной республике возможна ситуация паритета интересов разных партий. Помимо правящей партии есть партия оппозиции. Она занимается отслеживанием всех действий правящей партии, критикует ее действия, создает теневой кабинет власти. Это такой механизм, когда из рядов парламентского меньшинства создаются органы, курирующие конкретные министерства или действительное правительство. Эти органы называются теневыми кабинетами министров, которые при приходе оппозиции к власти занимают соответствующие государственные посты. Какие же общественные объединения входят в политическую систему? Это объединения, которые участвуют в политической жизни, т.е. участвуют в формировании органов государственной власти путем выборов, осуществляют отдельные функции государства, которые делегируются этим организациям, либо оказывают помощь в осуществлении функций государства.

Конституция закрепляет принцип политического многообразия или многопартийности (ч.3 ст.13). Все общественные объединения равны перед законом (ч.4 ст.13). Закреплен также принцип идеологического многообразия (ч.1 ст.13). Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч.2 ст.13). Эта часть ст.13 отрицает право идеологии государства. Ст.13 устанавливает запрет на организацию и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение конституционного строя, на нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства. А также запрещено создание общественных объединений в целях образования вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Запрет религиозной розни видится в ограничении выражения идеологии рядом общественных организаций.

Равноправие форм

В конституции закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).

Государственная собственность – это объекты, находящиеся во владении и пользовании государства и предназначенные для осуществления государственных функций. В это понятие входят государственные предприятия, государственный земельный фонд, собственность государственных учреждений, доля государства в совместных предприятиях и т.п.

Муниципальная собственность – это собственность, находящаяся в ведении органов местного самоуправления и предназначенная для решения местных задач. В круг объектов входят, помимо вышеперечисленных объектов (только с заменой слова «государственный» на «муниципальный»), еще и соответствующие поступления налогов, сборов, займов и других обязательных выплат.

Частная собственность, по Марксу, – это собственность, которая приносит прибавочную стоимость. С современной точки зрения, это собственность, принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей. Общая – значит принадлежащая нескольким собственникам, она в свою очередь делится на совместную или долевую. Совместной собственностью называется такая собственность, где доля каждого собственника не выделяется.

Право собственности складывается из трех вещных прав: право владения имуществом (фактическое обладание), право пользования (извлечение из имущества полезных свойств), право распоряжения имуществом (определение его судьбы). В ст.9 осуществляется конкретизация права принадлежности земли и природных ресурсов. Земля и природные ресурсы могут находиться в любой форме собственности (в том числе и частной).

Татьяна ИВАНОВА, Галина СМИРНОВА, учителя истории и граждановедения

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте