Философия жизни по “Маленькому принцу”
Можно утверждать достаточно определенно, что преподается “иностранный язык” в школах подчас как два разных предмета. Зависит это от содержания и целей обучения. В одном случае это речевая деятельность, а именно: восприятие на слух устной иноязычной речи, реагирование на нее, умение читать (понимать) тексты и излагать письменно в соответствии с коммуникативным замыслом запрос, идеи, размышления и соображения говорящего. В другом предметом изучения выступает система языка: фонетика, лексика и грамматика.
B интенсивном курсе французского языка “В добрый путь!” “Bon voyage!”, который начал выходить в издательстве “Просвещение” с 1996 года, выбор сделан в пользу речевой деятельности.
Это курс современной французской речи для детей 10-15 лет, где обучение идет за счет погружения в общение, быстрота и эффект достигаются тем же путем, что проходит человек при освоении родного языка. Интенсивный курс французского языка “В добрый путь!” – это базовый курс французского языка, обеспечивающий возможность реального овладения всеми видами речевой деятельности за 350 часов обучения в течение 3-4 лет.
Как разработчику нового школьного курса мне всерьез пришлось задуматься, какое содержание предложить детям. Зачем ребенку иностранный язык? Для удовлетворения его познавательного любопытства и утверждения себя как личности (“Я могу освоить эту деятельность”)?. Тогда и пришла идея спросить об этом детей, что их интересует в мире, загадочном и таинственном, узнать поближе, кто они – те, кому я адресую книгу. В соответствии с ответами, которые дали ребята, был отобран разнообразный познавательный и развивающий речевой материал на французском языке. Сюда вошли информация по культуре франкоязычных стран и реалии родной культуры, над всем этим предлагается поразмышлять детям. Это в основном аутентичный материал, представляющий широкую панораму жизни как внешней (то, что есть и происходит в мире и за его пределами), так и внутренней (пища для размышлений, проблемные вопросы, признания, философия жизни по “Маленькому принцу”). Помимо Экзюпери, в учебник включены сказки стран Магриба, истории из жизни людей, обычные события и экстраординарные, шутливые и серьезные, рассказы “Романа о Лисе”, стихотворения известных французских поэтов, новеллы А.Франса и Вольтера, отрывки из романов Виктора Гюго, басни Лафонтена. Особое место занимают тексты-дискуссии раздела “Le pouvoir aux enfants” (“Власть детям!”), посвященные темам современной жизни: война, политика, отношения детей и взрослых, путешествия, деньги в жизни, религия, школа, любовь, счастье. Включены информационные и научно-популярные тексты о франкоязычных странах Африки и Европы, о поэтах и писателях, о планетах и Солнце, о жизни сверстников и их взглядах на мир по материалам социологических опросов, о жизни людей и других обитателей планеты Земля, сообщения о событиях в мире, официальные документы – текст о правах ребенка, о парке Астерикс и других местах отдыха французов, больших и маленьких, об играх и игрушках детей, о телевидении и компьютерах. Задача их – расширить кругозор ребят, их представления о мире, жизни, дать новую информацию. Важно было учесть многие вещи: то, что среди детей есть мальчики и девочки, то, что одни из них живут в городе, другие – в деревне, то, что городские дети тоже разные, одни живут в крупных городах, другие – в небольших. Все они имеют разный жизненный опыт: одним знакомы горы, другим – море, третьим – равнина или пустыня, тайга или тундра. В учебнике надо позаботиться обо всех и предвидеть, что у детей будет своя особая реакция на тот или иной фрагмент мира. Так, например, если городской ребенок будет заботиться о хомячке, то сельский отнесется к нему без всякого трепета. Городские дети скорее втянутся в дискуссию по проблемным материалам, деревенским детям особо спорить, особенно с учителем, ни к чему, они более склонны доверять его авторитету.
Школьный курс французского языка “В добрый путь!” создан в рамках метода Китайгородской как система личностно-ориентированного обучения. Технологии начального обучения, разработанные Г.А. Китайгородской, были адаптированы для начального этапа изучения языка в курсе “В добрый путь!” первого года преподавания. Они очень эффективны для быстрого развития понимания на слух иностранной речи, вовлечения в общение и почти моментального приобщения к чтению. На продвинутом (основном) этапе обучения используются собственные оригинальные технологии: как организовать работу в классе, как управлять обучением, исходя из реального речевого материала, не смоделированного специально по языковым формам. В этих технологиях учитываются закономерности усвоения французского языка русскоязычными обучаемыми, динамика становления коммуникативной компетенции, прозрения детей в отношении собственной культуры и культуры народа, язык которого они изучают. Для этого в сценарных разработках уроков даны модели поведения, свойственные данной культуре.
Ирина ВОРОЖЦОВА
Комментарии