search
main
0

Форум на миллион: “Новая образовательная среда” покоряет Интернет

Отныне участвовать в принятии управленческий решений может каждый.

Как предоставить всем школьникам равные возможности и обеспечить  свободный  доступ к лучшим отечественным и зарубежным практикам? Как помочь преподавателям сориентироваться в стремительно меняющемся образовательном пространстве, определить новую стратегию работы и  выбрать современные инструменты? Как сделать сам образовательный процесс захватывающим, интересным и конструктивным для обеих сторон?  У нас огромная страна и, если качественное образование будет доступно только определенным центрам притяжения, то остальные территории  будут стремительно деградировать и гирями висеть на дрожащих ногах российской экономики.

И тот,  кто говорит, что Интернет сделал всех равным (как в свое время полковник Кольт), конечно же лукавит: на бескрайних просторах сети лежит огромное количество информации, но для того, чтобы правильно ею воспользоваться,  изначально необходимо хорошее образование, которое позволяет систематизировать подобранные материалы и, что называется, отделять зерна от плевел.

К счастью, сегодня мы наблюдаем, как в бурном море Интернета появляются спасительные острова для школьников, на которые они могут ступать твердой ногой с уверенностью в том, что найдут все необходимое для решения самых разных  образовательных задач.

Но Министерство просвещения страны решило не останавливаться на достигнутом и создать целый архипелаг, на котором в режиме нон-стоп будет кипеть образовательная деятельность, где можно будет не только познакомиться с лучшими практиками и методиками, но и принять участие в обсуждении самых актуальных задач с целью принятия консолидированного мнения по самому  широкому спектру вопросов: от качества обучения до перезагрузки школьных столовых, от проблем дистанционного образования до новых подходов в подготовке преподавателей, а также обозначить самые острые проблемы образования и воспитания и наметить пути их решения.

Для обсуждения всего этого комплекса вопросов и выработки оптимальных решений 4 и 5 декабря на базе Московского государственного института стали и сплавов  прошёл всероссийский форум «Новая образовательная среда». Форум стал продолжением серии еженедельных дискуссионных онлайн-программ, посвященных развитию отечественной образовательной системы, которые транслируются на портале «Российское образование». Онлайн-трансляцию и архивные записи  всех мероприятий  можно смотреть на официальном сайте форума  nos.edu-events.ru или в сообществах Минпросвещения в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». И видно, что потребность в таких платформах огромная.  Только за первый день работы  форум в онлайн-формате посмотрели более шестисот тысяч человек.

Обращаясь к участникам форума, первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко отметил, что в рамках проекта планируется дать возможность всем заинтересованным педагогам, учащимся и их родителям  подключаться к управленческим решениям в сфере образования:   «Это возможность увидеть то, что у нас уже есть: лучшие практики, методики, идеи, поделиться опытом с другими и перенять что-то для себя, а также вместе выбрать то, что поможет в достижении наших амбициозных целей, – сказал Дмитрий Глушко, – Система образования и в нашей стране, и во всём мире сейчас стремительно развивается, обретает новые смыслы, новые подходы. Неизменными же остаются ключевые цели – дать каждому человеку всё необходимое, предоставить все возможности для саморазвития, для построения успешной карьеры и, конечно же, для непрерывных возможностей образования на всём жизненном пути».

Наверное, не случайно интерес у журналистов и участников форума вызвал круглый стол по актуальной теме «Учитель+цифра». Современный мир ставит перед образованием новые задачи. Цифровизация, с одной стороны, помогает их решать, а с другой – создает новые вызовы. Государству, IТ-компаниям и педагогическому сообществу  предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования. До недавнего времени цифровизация образования шла постепенно, шаг за шагом, в рамках реализации программы «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) нацпроекта «Образование». Но пандемия и последующий переход на удаленное обучение привело к форсированию этого процесса, и выяснилось, что к такому развитию событий  оказались готовыми далеко не все.

«Более 600 тысяч человек посмотрело в онлайн-формате форум «Новая образовательная среда»

Надо ускорить эту работу. Это, прежде всего, касается подготовки преподавателей и создания  в рамках программы «Цифровая образовательная среда» современной инфраструктуры и обеспечения необходимым оборудование школ в отдаленных регионах, сельских школ, – отметил заместитель министра просвещения  Виктор Басюк, – Что для нас ЦОС? Это не удаленное обучение, это не только  электронные формы – для учителя, это прежде всего, упрощение процессов планирования и подготовки к урокам. Это наличие интерактивных и разноуровневых заданий на уроке и самое важное – использование современного, верифицированного образовательного контента, который может быть создан как на федеральном ресурсе, так и на собственных образовательных ресурсах  школы или непосредственно педагога».

Виктор Басюк особо подчеркнул для родителей, которые были, возможно, самыми заинтересованными онлайн-участниками круглого стола, что нет никаких планов по замене классической модели образования на цифровую, и «занятия непосредственно в школе, живое общение  ученика и педагога – это основа образовательного процесса, поскольку  только  в  результате такой  работы можно  с уверенностью говорить о реальных результатах личностного развития, которое является приоритетным в педагогике».

Участники круглого стола также говорили о явных плюсах цифовизации образования, это прежде всего: переход на цифровое домашнее задание с полуавтоматической проверкой,  которая существенно снижает загруженность педагога и высвобождает время  для более интенсивного  методического совершенствования.  Также существенно  облегчает  образовательный  процесс выполнение интерактивных домашних заданий,  так как   информационные технологии позволяют  более качественно учитывать индивидуальные психофизические особенности ученика. Интернет обеспечил    открытый доступ  для преподавателей и для  учеников   к качественному,  верифицированному  контенту.  А родители получили возможность  осуществлять  постоянный  мониторинг результатов образовательного процесса.

Все это хорошо, – отмечали  участники форума. Однако надо учитывать, что у России огромная территория, и привести все к единому знаменателю сразу не получится. Предстоит большая и напряженная работа для того, чтобы отрегулировать вопросы цифровизации во всех школах страны.

Министр образования Иркутской области Елена Апанович отметила, что большинство учителей были не готовы к переходу на дистанционную форму обучения, и до сих пор в педагогическом сообществе нет единого мнения, поскольку  нет и  каких-либо централизованных инструкций по поводу того, как проводить онлайн-уроки.

«Многие идут наугад в соответствии со своими представлениями об организации дистанционной формы обучения, – говорит Елена Апанович, – Учителя пытаются смоделировать онлайн-уроки так, как будто все они находятся в школе с непременными атрибутами уроков и перемен.  Кто-то просит учеников сидеть перед компьютером в форме. Есть определенные моменты с соблюдением этикета и субординации – как определять сетевую личность учителя и ученика и какими должны быть нормы поведения в сети? Эти вопросы возникают без конца и множатся как снежный ком. Но в итоге учителя порой не могут заинтересовать учеников, вовлечь их в образовательную деятельность, и это сказывается на качестве образования.  Учителям нужен цифровой инструментарий для работы в новых  условиях».

Этот вопрос поднимали многие участники круглого стола и самое главное, что в России на сегодняшний день накоплен богатый опыт преподавания в интернете посредством проведения вебинаров и образовательных мероприятий в сети. И наиболее яркие представители этой сферы деятельности готовы поделиться своими знаниями и даже помочь в создании специальных пособий и инструкций.

Юлия Ракова, вице-президент по обучению и маркетингу  блога  GetResponse, имеет огромный опыт дистанционного преподавания  и отмечает, что удержать внимание класса и привлечь интернет-аудиторию – это две разные вещи, и преподавателей  надо учить  многим тонкостям, которые давно уже известны блогерам и специалистам по дистанционному обучению. К примеру, тактику дистанционного занятия надо выстраивать с учетом реперных точек. «Очень важно захватить внимание аудитории уже через 2-3 минуты, – говорит Юлия Ракова, – Для этого надо сразу представить ученикам интересную информацию, комментарии к коротким и впечатляющим видео. Следующая реперная точка – 15 минут. И опять здесь должна быть некая домашняя заготовка, которая поможет взбодрить ослабевающее внимание».

По вопросу о сетевой личности учителя Ю.Ракова заявила, что личный бренд преподавателя в дистанционном обучении  играет решающую  роль. И современный педагог обязательно должен стать активным пользователем социальных сетей и продвинутым  блогером, поскольку в ходе дистанционного обучения ученики будут оценивать преподавателя, прежде всего,  исходя  из его поведения в соцсетях, анализируя  фото, видео и комментарии на его личных аккаунтах.

Многие учителя  уже пошли по этому пути. Видео их уроков, лайфхаков собирают в сети нередко сотни тысяч просмотров и естественно, что такой преподаватель будет необычайно популярен среди учеников своей школы. Те доверие и любовь, которые заслужит учитель в сети,  автоматически распространятся и на контент, который он преподносит своим пользователям – а это гарантия эффективного преподавания как в онлайн, так и в офлайн-формате.  Так что, не исключено, что скоро педагогам придется что-то придумывать для увеличения количества своих подписчиков, а также просмотров и лайков. Иначе можно получить отлучение от дистанционного преподавания с формулировкой – «Брендом не вышел».

Будем надеется, что проблемы,  связанные с авральным переходом на дистант, не приведут в школах к серьезным кадровым решениям. Если педагог готов самореализовываться и развиваться, то для этого сегодня  есть все  возможности.   Тем более, что в России появилась  уникальная образовательная площадка в рамках проекта «Новая образовательная среда», где любые  сложные вопросы можно обсудить и приобщиться к передовым практикам, которые в скором времени обретут  форму пособий, учебников и инструкций.

Автор: Валерий Новиков 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте