Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Форсайт! И этим все сказано

УГ - Москва, №16 от 21 апреля 2015. Читать номер
Автор:

​Двадцать первый век, 2015 год – это время инноваций, новых технологий, новых ресурсов и способов информатизации общества.

Время не стоит на месте, оно постоянно движется, растут и запросы самого неисчерпаемого ресурса мира – человека. Но, несмотря на наш медиакоммуникационный век, главным для каждого остается развитие собственной личности, создание гражданского общества России. Мало кто понимает, что это может произойти, только когда человек владеет информацией, знаниями в той или иной сфере. Залог успешного и стабильного будущего – создание высокоэффективной школы, ведь именно через нее проходит вся нация. Успешность – жизненный путь, а не пункт назначения, к нему нельзя прийти, ее ты обретаешь на протяжении всей своей жизни. Важное отличие человека от обезьяны – умение трудиться, усваивать определенные навыки и реагировать на те или иные факторы жизни.Школа – огромный храм науки и знаний, школа – это место, где каждый становится state-holder (участником образовательного процесса), тем, кто обладает куском чего-то важного, частью одного целого. В данном случае это целое – знания, каждый находит правильные ключи для дверей этого храма, и важно то, что только при желании учиться можно овладеть частью этого храма. Форсайт и настоящая школаКаким должен быть этот храм в будущем? Что в нем должно измениться? Какими будут ученик и учитель в 2050 году? Все это философские вопросы, касающиеся будущего наших детей и внуков. На сегодняшний день мы не имеем четкого представления об этом, поэтому мы пришли к выводу, что Форсайт – это необходимость нашего мира, залог не только прогнозирования, но и создания реальных условий, для создания стабильного будущего для следующих поколений. Форсайт – инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. («Форсайт – это предвидение или активный прогноз, который включает элементы активного влияния на будущее. Это организованная как систематический процесс попытка заглянуть в будущее науки, технологии, экономики и общества для оценки научных и технологических достижений и определения важнейших направлений стратегических исследований и сфер, где могут появиться технологии, способные принести наибольшие выгоды обществу. Это согласованное ведущими группами интересов представление о будущем на базе научных прогнозов и признанных приоритетных нужд».) Вторая существенная черта этой технологии – самоактивизация участников зарождающегося будущего в деле его претворения по собственной инициативе.Кроме того, результат Форсайта – предлагаемая размытая картина будущего, формируемая взглядами на него различных слоев общества, которые порой поступаются частью своих интересов в расчете на долгосрочные выгоды. Это также отличительная черта Форсайта.Следует обратить внимание, что Форсайт – это процесс постоянно уточняющегося видения будущего с учетом активности заинтересованных участников, вовлеченных в область его формирования. Форсайт может успешно формироваться лишь там, где есть элементы развитого гражданского общества, поскольку предвидение есть продукт не только деятельности ученых, но и результат активного участия различных социальных слоев общества, активных граждан, включая бизнесменов, политиков, потребителей.При рассмотрении вопроса о месте Форсайта в структуре технологий предвидения особо обращу внимание на то, что Форсайт –  такая технология, которая имеет свое отличительное лицо, она еще займет достойное место в рассматриваемой структуре технологий предвидения, когда каждая из них будет пользоваться вполне определенным набором инструментов и приемов. Суть технологии Форсайт – долгосрочное видение рассматриваемой ситуации или объекта на период смены трех поколений на базе зарождающихся гражданских инициатив, которые будут доминировать в будущем. Эта технология способствует развитию гражданского общества и нацеливает граждан на активизацию как личного участия в формировании будущего, так и на гражданский контроль над процессом движения к будущему.Сроки реализации Форсайта зависят от структуры проекта, его целей, вовлеченных отраслей и степени участия в нем субъектов. Обычно эти сроки колеблются от 6 месяцев до 3 лет. В гимназии №1595 мы хотим применить технологию Форсайт для прогнозирования и вовлечения в изменение будущего учеников гимназии, команды ученического самоуправления «Гимназическая Республика», а также членов университетско-школьного кластера Высшей школы экономики!Форсайт в области образования: взгляд командыПредмет проектного исследования «Форсайт в области образования» – тема новая для отечественного образования и науки, в силу того что участники Форсайта как представители гражданского общества имеют в настоящее время недостаточное влияние в области государственного строительства и развития. Изучение вопроса о возможностях использования Форсайта в образовании – реальные шаги по формированию гражданских инициатив, выработки обоснованных решений и прогнозов, которые могут повлиять на будущее российского образования.Современный этап исторического развития – время инноваций, новых технологий, новых ресурсов и способов информатизации общества. В наш XXI век главным для каждого остается получение качественного образования, ведь это залог успешного и стабильного будущего, в проектировании которого и может помочь Форсайт. Форсайт выступает инструментом формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. На основе оценки ситуации различных возрастных групп респондентов, анализа полученных оценок нам удалось проследить представления учеников, педагогов и родителей гимназистов о качестве образования, возможностях и рисках его будущего развития, способах обучения и технологий, которые в будущем получат общественное признание и государственную поддержку.Согласно технологии Форсайт основной метод исследования – опросные листы, систематизация представлений дала нам возможность заглянуть в будущее, так как будущее, на наш взгляд, главным образом и определяется нашими мыслями, планами, идеями и творческим воображением, которые, преодолевая время, неизменно бегут вперед, предопределяя нашу историческую судьбу.Роман ВАЛИЕВ, президент команды ученического самоуправления «Гимназическая Республика» гимназии №1595


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту