В настоящее время в системе общего образования происходят изменения. С 2022 года в школах страны вводится обновленный федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены принципиально иные цели и задачи уровня начального общего образования.
ФГОС НОО определяет требования к трем группам результатов образования: предметным, метапредметным и личностным. Проанализируем некоторые результаты, заявленные в стандарте.
В требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования выделяются такие результаты, как:
– первоначальное представление о правилах межличностных отношений;
– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Среди метапредметных результатов выделяются такие:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
– проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
– признавать возможность существования разных точек зрения;
– корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– готовить небольшие публичные выступления;
– создавать устные и письменные тексты.
Рассмотрим требования к некоторым предметным результатам освоения ООП НОО. Например, в требованиях к результатам освоения учебного предмета «Русский язык» находим такие результаты:
– понимание роли языка как основного средства общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
– осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
– овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка.
Безусловно, все перечисленные требования относятся к одной важной стороне жизни младшего школьника – общению. Важность общения для ученика начальной школы понимают все: и родители, и учителя. Подтверждение тому, что научить ребенка взаимодействию с окружающими его людьми – одна из первостепенных задач начального общего образования, находим в книге Александра Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия»: «Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С.Выготский, М.И.Лисина). Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками».
Единство обязательных требований к результатам освоения программ начального общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни. Очевидно, что одним из результатов начального общего образования является самостоятельное успешное освоение обучающимися компетенций.
Обратимся к планируемым результатам начального общего образования, предъявляемым в стандарте и обозначенным в начале статьи. Все перечисленные требования, как мы уже сказали, основаны на желании и умении младшего школьника вступать во взаимодействие с участниками образовательного процесса при решении учебных и коммуникативных задач. В планируемых результатах представлены и знания о видах коммуникации (устная и письменная), о возможности непосредственного и опосредованного общения на родном и иностранном языках, которыми овладеет ребенок на уровне начального общего образования. Эти знания в большей степени младший школьник получит на уроках русского языка, литературного чтения, иностранного языка, окружающего мира.
Достаточно широко в требованиях стандарта представлены коммуникативные универсальные учебные действия, которыми младший школьник овладеет за четыре года обучения (метапредметный результат). Одним из наиболее значимых планируемых результатов начального общего образования, без которого невозможна любая деятельность (учебная, трудовая, творческая, коммуникативная), является понимание и принятие цели этой деятельности и ценностное отношение к ней.
Очевидно, что наличие всей совокупности названных составляющих: знания, понимание цели и ценностное отношение к деятельности общения, универсальные учебные действия и позитивный опыт коммуникативной деятельности – предоставляет возможность обобщенного рассмотрения комплексного результата начального общего образования, который может быть обозначен как коммуникативная компетенция – глобальная компетенция (особый компонент в структуре функциональной грамотности).
Достижение всех перечисленных планируемых результатов будет возможным только в том случае, если учитель начальных классов научится видеть не разрозненный набор отвлеченных, пусть даже и очень важных, требований, а обобщенный комплексный результат.
Если цели образования, а значит, и планируемые результаты ясны учителю, он сможет правильно организовать учебный процесс и, как следствие, обеспечить необходимые условия для достижения младшими школьниками планируемых результатов, обозначенных в стандарте.
Организация образовательного процесса дело непростое. Модель коммуникативной компетенции младшего школьника может стать ориентиром для профессионального развития учителя.
Чтобы правильно организовать образовательный процесс, учителю необходимо ответить себе на такие вопросы:
– Какова цель и задачи его деятельности?
– На каком содержании он будет решать поставленные задачи по достижению цели?
– Какие формы организации образовательного процесса, урочные или внеурочные, будут оптимальными для достижения поставленной цели?
– Как выбрать методы формирования знаний, ценностного отношения, универсальных учебных действий?
– Какие использовать средства, для того чтобы мотивировать ребенка на общение, для того чтобы это общение состоялось, для того чтобы содержательно обеспечить это общение?
Попробуем, ориентируясь на предложенную модель, ответить хотя бы на часть поставленных вопросов. Итак, в нашем случае целью организации образовательного процесса является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника. Задачи – формирование составляющих коммуникативной компетенции: гностической, аксиологической, интерактивной и эмпирической.
На каком содержании учитель может решать поставленные задачи по достижению заявленной цели? Практически все содержание начального общего образования, которое носит интегрированный характер, способствует достижению поставленной цели. Так, например, на уроках русского языка, литературного чтения, английского языка младший школьник узнает о роли родного и иностранного языка и предоставляемых их носителям возможностях. У него будут сформированы не только соответствующие знания, но и мотивы, и ценностные отношения в общении. На уроках физической культуры ребенок получит возможность научиться разрешать конфликты, организовывать совместную деятельность, договариваться о распределении ролей, что не только обеспечит владение соответствующими коммуникативными универсальными действиями, но и позволит накопить позитивный опыт целенаправленного общения учащихся.
При выборе методов формирования составляющих коммуникативной компетенции важно помнить не только те, которые учитель привык использовать в своей деятельности (беседа, рассказ, иллюстрация), но и специфические методы, обеспечивающие активное участие и субъектную позицию младшего школьника в общении. Для формирования ценностного отношения к деятельности общения эффективны такие методы, как побуждение, убеждение, личный пример, метод педагогического коучинга.
Какие использовать средства для формирования коммуникативной компетенции в начальной школе? Средствами мотивации коммуникативной деятельности, то есть поводом для взаимодействия, могут стать произведения искусства, средства наглядности, результаты наблюдений и впечатления учащихся. Средствами – посредниками в коммуникативной деятельности являются телефон, микрофон, персональный компьютер, если он используется как посредник в общении, например, при написании электронного письма. Иногда для того, чтобы вступить в коммуникацию, ребенку не хватает необходимой информации, тогда средствами, содержательно обеспечивающими коммуникацию, могут стать учебник, книга, энциклопедия, СМИ.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников требует компетентного учителя. А поскольку компетенция как результат образования непосредственно связан с компетентностью как уникальным свойством личности, как мы указали ранее, то становится ясно, что образовательный процесс по ее формированию не подлежит жесткой регламентации, алгоритмизации, не может быть рецептурирован. Это особенно важно учитывать при формировании коммуникативной компетенции, которая проявляется главным образом в деятельности общения. А оно в свою очередь всегда определяется индивидуальными особенностями участников. Поэтому образовательный процесс по формированию коммуникативной компетенции младших школьников в значительной степени будет результатом творческой деятельности учителя. Однако необходимо, чтобы педагогическое творчество носило обоснованный характер и было построено на принципах, отражающих сущностные особенности современного начального общего образования. Имея в виду подготовку учителя к формированию коммуникативной компетенции младших школьников, эти принципы могут быть представлены следующим образом: 1) субъектность позиции ученика в коммуникативной деятельности как основа его речемыслительной активности в образовательном процессе; 2) равноправность отношений между субъектами коммуникации, отказ педагога от авторитарного стиля коммуникативной деятельности; 3) индивидуальный подход в организации коммуникативной деятельности на основе учета психовозрастных и индивидуальных особенностей общения младшего школьника; 4) уровневая дифференциация в организации коммуникативной деятельности, позволяющая каждому младшему школьнику независимо от его индивидуальных особенностей и способностей овладеть коммуникативной компетенцией на уровне не ниже базового; 5) позитивизм как эмоционально-смысловое акцентирование образовательного процесса на положительном опыте коммуникативной деятельности младших школьников.
Надеемся, что представленные идеи и подходы послужат ориентиром для учителей начальных классов в профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС НОО в условиях формального, неформального и информального образования.
Светлана БАТЫРЕВА, учитель начальных классов школы №1356
Комментарии