search
Топ 10

Формализм в работе неуместен

Работа по повышению качества образования в ДОУ в свете понимания новых требований к системе образования в целом должна быть в состоянии непрерывного обновления – гибко и в опережающем режиме реагировать на изменяющиеся запросы. В связи с введением в действие федеральных государственных требований (приказы №№665, 2151) в работе современного детского сада кардинально меняются подходы к организации педагогического процесса.

П​едагогические коллективы руководствуются в своей работе примерными образовательными программами «Истоки», «От рождения до школы», «Детство», а также новыми программами «Успех», «Счастливый ребенок». Несмотря на то что эти программы не прошли экспертизу на министерском уровне, они построены по возрастному признаку и 10 образовательным областям: «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», что соответствует современным требованиям.Перед методической службой стоит актуальная задача – внести изменения в организацию педагогического процесса в ДОУ с учетом тех направлений, которые предлагают авторы; внедрить принципы комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей друг с другом, а также использовать предлагаемые системы мониторинга оценки качества образовательного процесса. На мой взгляд, возможен вариант применения единого мониторинга, так как на выходе из детского сада ребенок должен обладать определенным набором интегративных качеств, сформированным независимо от того, какая именно программа использовалась. 2010-2012 годы мы можем рассматривать как переходный период в содержательной работе дошкольных образовательных учреждений. Именно в этот период необходимо проведение в ДОУ мониторинга по той программе, по которой работает учреждение, совершенно необходима разъяснительная работа с педагогами, что это обязанность каждого специалиста ДОУ. Необходимо отметить также, что направления методической поддержки практических работников московских детских садов должны четко перекликаться с основными мероприятиями, заявленными в государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».Подпрограмма «Дошкольное образование» включает 14 мероприятий.Наиболее важны несколько из них.«Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей» включает поддержку 3 новых образовательных проектов: «Классическая музыка в детском саду», «Дети в музее», «Детский сад и спорт». Каждое ДОУ оценивает свои ресурсы с точки зрения реализации проектов (взаимодействие с родителями-профессионалами, с учреждениями культуры, спорта, составляет перспективный план по реализации проектов, размещает материалы по проведенным мероприятиям в информационном пространстве сайта ДОУ). Итоги реализации проектов, наиболее интересные материалы ДОУ будут размещены на сайте Ассоциации педагогов дошкольного образования Москвы в июне 2012 года.«Развитие кадрового потенциала дошкольного образования» – это подготовка педагогических кадров для дошкольных государственных образовательных учреждений с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Кафедра педагогики и методики дошкольного образования пересмотрела все учебные программы курсов повышения квалификации (на 36, 72, 144 часа), а также реализует в ЦАО, Зеленограде, ВАО модуль для старших воспитателей «Организация методической работы в условиях перехода к ФГТ: современные подходы к планированию и контролю в ДОУ», «Моделирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд». Особо отмечу реализацию программ повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования (включая персонал семейных детских садов): в ДОУ города апробируется и дорабатывается программа «Семь-я», разработаны методические рекомендации для воспитателей семейных детских садов, разработаны и реализуются 10 проектов для семейных детских садов – «Знаем, помним, чтим» (посвящен 65-й годовщине Победы в ВОВ), «Родословная моей семьи», «Я горжусь своей семьей», «Международный день семьи», «Семейный театр», «Круг семейного чтения», «Азбука здоровья», «Конструируем всей семьей», «Кодекс семейной безопасности», «Походы и экскурсии всей семьей». С ноября 2011 года работает городской педагогический абонемент для воспитателей СДС (включены педагогические мастерские, семинары-практикумы, мастер-классы, «круглые столы»), опыт работы Москвы в этом направлении транслируется на веб-семинарах (на 46 территорий России). «Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни». По данным 2011 года, около 45% детей дошкольного возраста имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития. Для реализации задач мероприятия в нынешнем учебном году в план кафедры были внесены следующие актуальные формы работы с методистами ОМЦ.    Эстафета от округа к округу «Роль методической службы в трансляции экспериментальной работы по проблеме «Здоровье и физическая культура» – как итог планируется разработка на основе полученных новых форм работы по оздоровлению детей в каждом ДОУ собственной системы физкультурно-оздоровительной работы с учетом уровня здоровья, условий, кадрового потенциала.    Серия практических консультаций «Организация работы по физической культуре с детьми, имеющими повышенную мотивацию к двигательной деятельности», «Использование инновационных технологий формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни».    Мастер-классы для воспитателей по физической культуре – по заявкам округов они проведены в ЮЗАО, САО, Зеленограде, идет их подготовка в СЗАО. В настоящее время в издательстве «Сфера» готовится к переизданию программно-методическое пособие «Расту здоровым», в содержание которого будут внесены современные рекомендательные материалы и комплексно-тематическое и интегрированное планирование для всех возрастных групп детского сада. В связи с разработкой специалистами Института гигиены детей и подростков методических рекомендаций к мониторингу физического здоровья на базе МИОО в текущем учебном году планируется обучение медицинских работников и воспитателей по физической культуре каждого дошкольного учреждения города этой технологии. Кафедра разработала методические рекомендации к организации гибкого режима в ДОУ, проведению прогулки, утренней гимнастики, занятий в бассейне, к проведению недели зимних игр и забав, летней оздоровительной работы. Ежемесячно (в течение длительного времени) на сайте института мы размещаем материалы из опыта работы ДОУ по заданной проблеме (методические рекомендации по обучению детей ходьбе на лыжах, организации туризма в условиях детского сада, обучение детей владению скакалкой, мячом, элементами художественной гимнастики).«Создание механизмов обеспечения высокого качества дошкольного образования» – на сегодняшний день рабочая группа при Департаменте образования разрабатывает московский стандарт качества для системы дошкольного образования. Для внедрения основных направлений ФГТ  специалисты нашей кафедры совместно с методистами ОМЦ и педагогами ДОУ разработали Методические рекомендации для руководителей и методической службы ДОУ к изменению структуры образовательной программы. В настоящее время во всех ДОУ разработана образовательная программа, содержание которой определяет структуру педагогического процесса в соответствии с принципами ФГТ, однако, как показывает практика, содержание образовательных программ во многих ДОУ требует доработки. И эта задача стоит перед методической службой.Отмечу, что впервые в городской программе развития образования центром стало не развитие самой системы образования, а цель системы образования, которая заключается в социальной и образовательной успешности каждого воспитанника. Если педагогические коллективы ДОУ будут подходить к реализации этой программы не формально, не точечно, не избирательно, а комплексно, методически грамотно и с пониманием ее цели, то можно будет говорить, что дошкольное образование выйдет на новый, еще более качественный уровень.Ольга МЕЛЬНИКОВА, заведующая кафедрой педагогики и методики  дошкольного образования МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте