Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Форма выражения свободы . Предоставленные Интернетом возможности следует использовать грамотно

Учительская газета, №31 от 29 июля 2008. Читать номер
Автор:

Несмотря на то что сегодня у всех участников образовательного процесса сложилось вполне четкое представление о принципах, средствах, формах и технологиях дистанционного обучения, требования, предъявляемые к подготовке главного участника процесса – ученика, недостаточно проработаны. Поэтому, учитывая темпы развития дистанционных форм обучения, назрела необходимость в разработке компетенций учеников в этой, во многом новой, сфере учебной деятельности.

Отличительная особенность дистанционных форм обучения – свобода, которая выражается в возможности самостоятельного выбора формы, графика обучения, дисциплин и так далее. Но этой свободой школьники и студенты не всегда могут правильно воспользоваться. Сама система обучения предъявляет высокие требования к личностным качествам человека: настойчивости, целеустремленности, честности и другим. Учащиеся должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивации. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами ИКТ.

Для успешного обучения главный участник дистанционного образовательного процесса должен быть готов к следующим видам деятельности:

сдаче вступительных испытаний;

самостоятельному изучению учебных материалов (лекции, материалы к семинарским занятиям, словари терминов, библиографические источники и так далее), размещенных на CD-ROM или в системе дистанционного обучения в режиме offline;

участию в семинарских и практических занятиях в режиме online;

выполнению лабораторного практикума в режиме online или offline;

прохождению промежуточного и итогового тестирования в режиме online или offline;

выполнению творческих заданий, контрольных и самостоятельных работ;

участию в коллективных проектах;

сдаче зачетов и экзаменов в форме теста, чата, форума или видеоконференции;

общению с преподавателем дистанционного обучения в режиме online- или offline-консультаций.

Следуя логике, разработка компетенций учеников в использовании дистанционных форм обучения также должна строиться исходя из этих требований. Приведем хотя бы приближенный перечень компетенций в дистанционном обучении:

основные понятия, преимущества перед другими формами обучения;

эффективные способы организации свободного времени;

применение компьютерных средств и новых информационных технологий в различных предметных областях для создания творческого образовательного продукта;

использование Интернета для коммуникаций и поиска информации;

сетевой этикет;

защита авторских прав;

культура общения в условиях совместной деятельности.

Что касается методики, а также конкретных достижений в области формирования компетенций школьников, то здесь уместно рассказать об опыте образовательного центра «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, который занимается организацией профильных классов в школах по направлению «Информационные технологии» с 1999 года.

Сегодня в профильных 8-10-х классах Школьного университета обучается около 6000 ребят из 61 города и 40 сельских районов России и Казахстана. Обучение ведется на основе использования УМК, разработанного сотрудниками университета. Сюда входит полный комплект учебных материалов для преподавателя и ученика профильного класса: учебный план, рабочие программы дисциплин, электронные практикумы, учебные пособия, задания для промежуточной и итоговой аттестации. Посредством телекоммуникаций мы оказываем школьникам и преподавателям организационную и методическую поддержку. Программы обучения в профильных классах разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом по информатике и имеют модульную структуру.

В профильных классах изучаются следующие дисциплины:

Информатика (Windows-приложения);

Компьютерные технологии;

Офисные технологии (MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint);

Программирование и основы алгоритмизации;

Компьютерная графика (Adobe Photoshop);

Моделирование. Компьютерный эксперимент;

Новые технологии в программировании (Web-дизайн. Macromedia Flash);

Объектно-ориентированное программирование (Delphi);

Проектная деятельность.

Неотъемлемая составная часть работы профильных классов – научные семинары, конференции, олимпиады школьников, форумы, виртуальные кастинги, конкурсы, шоу-программы и так далее.

Изучение курсов «Информатика (Windows-приложения)», «Компьютерные технологии», «Офисные технологии» позволяет ребятам стать с компьютером на «ты», приобрести навыки использования современных программных средств в различных сферах деятельности. Знания, полученные учениками в процессе обучения, помогают им легко ориентироваться в выборе методов и средств для решения практических задач, использовать в своей работе новейшие виды компьютерной техники, осваивать технологии работы с разными видами информационных носителей.

Опыт работы с профильными классами говорит о том, что наши дети владеют достаточными знаниями в области системного программного обеспечения. Это позволяет им без проблем устанавливать, настраивать и использовать прикладные программы, работать в сети «Интернет», пользоваться электронной почтой, мультимедийными средствами, CD- и DVD-дисками.

Особая тема – обучение школьников работе в сети «Интернет». С технической базой, необходимой для реализации такого обучения, нам, можно сказать, повезло. Несмотря на то, что значительную часть нашей распределенной образовательной сети составляют сельские школы, благодаря реальным положительным сдвигам в области компьютеризации школ Томска, Томской области и других регионов РФ более 90 процентов сотрудничающих с нами школ имеют доступ к Глобальной сети. Это, безусловно, важный положительный момент, так как дает возможность изучать сервисы Сети реально, а не виртуально.

Знакомство с работой в сети «Интернет» для детей начинается в отдельном разделе курса «Компьютерные технологии». Современных школьников не надо спрашивать «Что такое Интернет?» – путешествовать по сайтам Сети, скачивать информацию, общаться со сверстниками в чатах они учатся гораздо раньше, чем правильно оформлять текстовые документы или вести расчеты в электронных таблицах. Задача – обучить их навыкам эффективного поиска информации в Сети, сетевому этикету, умению отличать достоверную информацию от ложной.

Следующий этап обучения, связанный с использованием сети «Интернет» – изучение курса «Новые технологии в программировании (Web-дизайн. Macromedia Flash)». В процессе обучения ребята осваивают азы разработки web-страниц, технологии создания и использования на сайтах анимации, графики, мультимедиаобъектов. Об уровне знаний и умений школьников профильных классов в этой области красноречиво говорят итоги проведенного в апреле нынешнего года конкурса проектов Школьного университета – большая часть проектов ребят была разработана в форме тематических web-сайтов. Одна из работ была посвящена проекту школьного сайта.

Развитию компетенции в условиях обучения в сотрудничестве способствует изучение курсов «Моделирование. Компьютерный эксперимент» и «Проектная деятельность». Работа над индивидуальными или групповыми проектами помогает ребятам в развитии творческих способностей, приобретении навыков выбора способов и методов решения задач, формировании культуры общения в совместной деятельности.

Особо хочется остановиться на главной составляющей УМК – электронном практикуме. Каждый ученик профильного класса получает электронный практикум на CD-ROM и имеет возможность работать с ним как в компьютерном классе школы, так и на домашнем компьютере. По сути, это первый и важный шаг на пути «дистанционной грамотности» наших школьников. Практикум содержит большой объем практических и контрольных заданий по темам дисциплины, имеет дружественный и понятный интерфейс, хорошо иллюстрирован, снабжен удобными средствами навигации.

Методически практикум построен так, что позволяет ученику, используя краткие теоретические сведения из раздела «Справочник», отработать практические приемы по выбранной теме, выполняя упражнения, и проверить полученные знания, решая контрольные задания из раздела «Задачник». Пользуясь материалами компакт-диска дома, школьник имеет возможность повторно пройти изученный в классе и не до конца усвоенный материал. Такой вид самостоятельной работы учит планировать и эффективно использовать рабочее время, помогает вырабатывать навыки самообучения.

Коммуникативные навыки учеников профильных классов приобретают в офф-лайновом общении друг с другом, преподавателями, сотрудниками Школьного университета через форум сайта, по каналам электронной почты. Оживленная переписка, постоянно поступающие в адрес образовательного центра вопросы от ребят говорят о том, что общение это очень востребовано и имеет эффективную обратную связь -таким образом, все вопросы, связанные с учебным процессом и внешкольными мероприятиями, решаются быстро и успешно.

Наталья ИЛЬИНА, методист отдела дистанционного обучения образовательного центра

Игорь ДМИТРИЕВ, директор образовательного центра

Татьяна КОРНЕЕВА, заместитель директора по методической работе

Виктория ТИМОШИНА, заместитель директора по экономическим вопросам


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту