Вот уже более десяти лет не утихают споры относительно необходимости введения школьной формы. Введение единообразия во внешнем виде учеников со стороны одних рассматривается как необходимая дисциплинирующая мера, со стороны других – как покушение на право ребенка выражать свою индивидуальность. Попробуем взглянуть на эту проблему иначе.
Я сама, как и все люди моего поколения, детство которых пришлось на советские годы, десять лет проходила в коричневом платье с еженедельным подшиванием воротничков и манжет. Периодически проявляла определенное неповиновение, надевая украшения или отпуская челку ниже уровня бровей.
Все это никак не помешало и не помогло мне быть лучшей ученицей в классе и окончить школу с золотой медалью. Да и моим менее успешным в постижении учебных дисциплин одноклассникам форма не помогала получать пятерки и не мешала хулиганить или сбегать с уроков.
Так для чего же нужна форма в школе? Может, единообразие в одежде создает атмосферу социального и материального равенства учеников? Вряд ли. Ведь кроме формы существуют автомобили, на которых родители подвозят детей к школе, смартфоны и иные гаджеты, места, где дети проводят каникулы… Нет, не получается показного равенства.
Обратимся к истории. Петр Первый получил в наследство страну, полную нерешенных политических и экономических проблем. Однако одним из первых указов велел постричь бороды боярам и переодеть их по европейской моде. Зачем? Ведь отношения между ним и боярством итак были, мягко говоря, натянутыми. Говорят, это было связано с попыткой показать европейским партнерам, что Россия может стать частью Европы. Но одними камзолами в сообщество не впишешься. Здесь была другая задача. Не зря Петр Первый вошел в историю как Великий. Он, никогда не изучавший психологию и теорию управления (тогда и наук-то таких не было), понимал, что изменение сознания и восприятия жизни тесно связано с внешними изменениями. А ему нужны были новые люди для новых дел.
Когда речь заходит о форме, в первую очередь думаешь о спортсменах и военных.
Спорт. Зачем нужна единая форма футболистам одной команды? Для удобства зрителей, чтобы различать своих и чужих? Возможно. Но не это главное. Командная форма – не просто единообразие и отличительный признак. Она формирует единство, стремление к единой цели. На Олимпиаде в Токио, где сборная нашей страны вынуждена была выступать без российского флага и гимна, принадлежность к российской команде подчеркивала форма спортсменов. Хвала дизайнерам! Они таки внесли элементы российской государственной символики в одежду спортсменов.
То же касается армии. Единая форма со знаками отличия – единство цели, эффективность координации и, да, дисциплина.
Но вернемся в школу. В современной московской школе уделяется особое внимание профориентационной работе. Предпрофильные и профильные классы, профессиональное обучение без границ, посещение колледжей и вузов по различным программам. Огромное количество городских проектов направлено на то, чтобы помочь ученику выбрать для себя подходящее и желаемое будущее.
«При чем тут форма?» – спросите вы. Не думаю, что вы станете доверять свое здоровье врачу, который ведет прием в тапках и пляжных шортах без медицинского халата. Я не стала бы голосовать за политика с пирсингом в носу и татуировкой в виде китайских иероглифов на шее. И в банковском служащем мы хотели бы видеть серьезного, аккуратного человека. Возможно, допущенная им путаница в счетах не связана напрямую с путаницей в прическе, но все же… Человек в смокинге на пляже выглядит по меньшей мере смешно, человек в пляжном наряде, с обнаженным торсом в столичном автобусе – противно, мастер тату без единой татуировки – странно. Каждое место, время и профессия накладывают определенные обязательства во внешнем виде.
Мы учим и воспитываем детей. Школьная форма предполагает не формализацию, а воспитание формата будущей жизни ученика.
Добиться абсолютного единообразия в современной, большой московской школе невозможно, да и не нужно. А вот попытаться донести до ученика старую как мир истину, что встречают по одежке, наверное, все же стоит.
Право родителей решать, во что они одевают своего ребенка. Право ребенка – выбирать свое будущее. Обязанность наша – помочь им разобраться.
Гаянэ АБРАМЯН, директор школы №2042 имени Лазаревых
P.S. Готова к дискуссии.
Комментарии