search
main
0

Форма. Формат

Вот уже более десяти лет не утихают споры относительно необходимости введения школьной формы. Введение единообразия во внешнем виде учеников со стороны одних рассматривается как необходимая дисциплинирующая мера, со стороны других – как покушение на право ребенка выражать свою индивидуальность. Попробуем взглянуть на эту проблему иначе.

Я сама, как и все люди моего поколения, детство которых пришлось на советские годы, десять лет проходила в коричневом платье с еженедельным подшиванием воротничков и манжет. Периодически проявляла определенное неповиновение, надевая украшения или отпуская челку ниже уровня бровей.

Все это никак не помешало и не помогло мне быть лучшей ученицей в классе и окончить школу с золотой медалью. Да и моим менее успешным в постижении учебных дисциплин одноклассникам форма не помогала получать пятерки и не мешала хулиганить или сбегать с уроков.

Так для чего же нужна форма в школе? Может, едино­образие в одежде создает атмосферу социального и материального равенства учеников? Вряд ли. Ведь кроме формы существуют автомобили, на которых родители подво­зят детей к школе, смартфоны и иные гаджеты, места, где дети проводят каникулы… Нет, не получается показного равенства.

Обратимся к истории. Петр Первый получил в наследство страну, полную нерешенных политических и экономических проблем. Однако одним из первых указов велел постричь бороды боярам и переодеть их по европейской моде. Зачем? Ведь отношения между ним и боярством итак были, мягко говоря, натянутыми. Говорят, это было связано с попыткой показать европейским партнерам, что Россия может стать частью Европы. Но одними камзолами в сообщество не впишешься. Здесь была другая задача. Не зря Петр Первый вошел в историю как Великий. Он, никогда не изучавший психологию и теорию управления (тогда и наук-то таких не было), понимал, что изменение сознания и восприятия жизни тесно связано с внешними изменениями. А ему нужны были новые люди для новых дел.

Когда речь заходит о форме, в первую очередь думаешь о спортсменах и военных.

Спорт. Зачем нужна единая форма футболистам одной команды? Для удобства зрителей, чтобы различать своих и чужих? Возможно. Но не это главное. Командная форма – не просто единообразие и отличительный признак. Она формирует единство, стремление к единой цели. На Олимпиаде в Токио, где сборная нашей страны вынуждена была выступать без российского флага и гимна, принадлежность к российской команде подчеркивала форма спортсменов. Хвала дизайнерам! Они таки внесли элементы российской государственной символики в одежду спортсменов.

То же касается армии. Единая форма со знаками отличия – единство цели, эффективность координации и, да, дисциплина.

Но вернемся в школу. В современной московской школе уделяется особое внимание профориентационной работе. Предпрофильные и профильные классы, профессиональное обучение без границ, посещение колледжей и вузов по различным программам. Огромное количество городских проектов направлено на то, чтобы помочь ученику выбрать для себя подходящее и желаемое будущее.

«При чем тут форма?» – спросите вы. Не думаю, что вы станете доверять свое здоровье врачу, который ведет прием в тапках и пляжных шортах без медицинского халата. Я не стала бы голосовать за политика с пирсингом в носу и татуировкой в виде китайских иероглифов на шее. И в банковском служащем мы хотели бы видеть серьезного, аккуратного человека. Возможно, допущенная им путаница в счетах не связана напрямую с путаницей в прическе, но все же… Человек в смокинге на пляже выглядит по меньшей мере смешно, человек в пляжном наряде, с обнаженным торсом в столичном автобусе – противно, мастер тату без единой татуировки – странно. Каждое место, время и профессия накладывают определенные обязательства во внешнем виде.

Мы учим и воспитываем детей. Школьная форма предполагает не формализацию, а воспитание формата будущей жизни ученика.

Добиться абсолютного единообразия в современной, большой московской школе невозможно, да и не нужно. А вот попытаться донести до ученика старую как мир истину, что встречают по одежке, наверное, все же стоит.

Право родителей решать, во что они одевают своего ребенка. Право ребенка – выбирать свое будущее. Обязанность наша – помочь им разобраться.

Гаянэ АБРАМЯН, директор школы №2042 имени Лазаревых

P.S. Готова к дискуссии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте