search
main
0

Физика в литературе

Пересилить гаджеты сложно, но возможно

Поселок, в котором живет Светлана ЦУКАНОВА, победитель липецкого регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2022, называется Лев Толстой. В 1910 году на местной железнодорожной станции Астапово классик русской литературы провел свои последние дни, а через несколько лет и станцию, и поселок переименовали в честь автора «Анны Карениной» и множества других известных произведений. Логично предположить, что, живя в таком историческом месте, все ученики Лев-Толстовской школы должны знать и хотеть читать произведения классика. Но как бы не так: местные ребята точно так же предпочитают гаджеты литературному наследию, как и остальные их ровесники.

 

Как рассказывает Светлана Александровна, пробуждать в детях интерес к литературе приходится разными неожиданными способами, в том числе и на уроках физики, которую она преподает в школе имени Л.Н.Толстого с 2010 года. В разделение на физиков и лириков она не верит и даже приводит примеры, когда ребята, любящие литературу, с успехом изучают математику и физику.

– У меня на уроках так называемые гуманитарии помогают искать физические явления в литературных произведениях, и у них это очень хорошо получается! Это разноплановые дети, которые любят читать и анализировать. Причем они находят примеры в нашей классической литературе, о которой даже не подумаешь, что они там есть. Это не Жюль Верн, у которого физические явления, можно сказать, на каждом шагу, а Лев Толстой, Пушкин, Лермонтов и так далее, – делится Светлана Александровна.

А ведь это нелегко, считает Цуканова. Чтобы найти физическое явление в литературном тексте, надо прежде всего понимать, что оно собой представляет. Она вспоминает строчки из стихотворения Лермонтова «Кавказский пленник» о том, как молодой человек, попавший в плен, мечтает вернуться к своим и перебраться через реку, «но цепь мешала переплыть». Эту строку на­шли ребята, и она стала хорошей иллюстрацией к теме «Плавание тел» на уроке физики в седьмом классе. Вместе с учителем они ответили на вопрос, почему с физической точки зрения цепь мешает переплыть реку. Другой пример подобрали у Пушкина: «коньками звучно режет лед». Почему коньки режут лед? Правильно, площадь соприкосновения маленькая, давление большое, потому и режут. Зачем нужны подобные объяснения? Светлана Цуканова считает, что главный принцип учителя физики – стараться объяснять сложные понятия на самых простых примерах. Он действует безотказно и помогает за сухими законами и формулами увидеть и красоту мира, и связующие нити между природой и человеком. Педагог рассказывает, как в седьмом классе половина ребят оказались футболистами из детской команды. И они с удовольствием изучали физические законы, обсуждая, с какими силой и скоростью надо ударить по мячу, чтобы он с углового повернул в ворота.

– Увлечения ребенка можно и нужно переложить на урок, – поясняет учитель, – и дети видят, что физика везде – и в литературе, и в истории, когда мы вспоминаем, как ученые-физики помогали в Великой Отечественной войне. Может быть, ребенок не станет инженером, но основные моменты, элементарные процессы, которые происходят в жизни, он будет понимать, и это ему поможет.

Чем именно это может помочь, учитель тоже рассказала. Иногда мало сказать ребенку, что нельзя перебегать дорогу перед машиной, ему надо объяснить, почему нельзя этого делать, почему машина не сможет быстро остановиться. Так же и с вопросом, почему необходимо пристегиваться в машине: в случае аварии вас обязательно выбросит вперед, об этом важно помнить. Они даже делали с ребятами проект, как добыть электричество, если ты в лесу и нужно срочно позвонить, а телефон разрядился.

– Такие элементарные примеры мы изучаем с седьмого класса, а с девятого с теми, кто заинтересовался, осваиваем более глубоко теорию и решаем задачи, – рассказывает Цуканова.

По мнению учителя, в 10‑11‑х классах посложнее, там одними развлекательными моментами не обойдешься, теории много, да и ЕГЭ сдавать. Но эксперимент всегда присутствует, тем более что теперь есть на чем его проводить и на чем посмотреть. После победы в региональном этапе конкурса журналисты обратились к Светлане Цукановой с вопросом, что бы она как победитель попросила у губернатора Липецкой области. Она ответила, что хорошим подарком стало бы новое оборудование для кабинета физики. Вскоре после этого школе дали новый кабинет, в котором есть специальные комплекты для ОГЭ, что очень важно, оборудование для всех лабораторных работ и даже большой интерактивный экран. Тоже необходимая на современном уроке вещь, потому что в старших классах реальные опыты по некоторым темам, например при знакомстве с ядерной физикой, показать невозможно, зато теперь их можно увидеть на большом экране. А еще с его помощью легко изучать компьютерные модели и совершать экскурсии в физические институты и космические лаборатории.

Светлана Александровна говорит, что на конкурс она тоже шла с уроками, обучающими функциональной грамотности и построенными с учетом взаимосвязи физики с жизнью.

– Мы стараемся учить все во взаимосвязи, в том числе с историей и литературой. Также важно, когда ребенок умеет работать с любой информацией, с текстом в разных формах. Надо учить в системе, натаскивание перед экзаменом в физике не работает, здесь не получится подготовиться к ЕГЭ за один год. Когда знания получаются системно в течение нескольких лет, то в последний год можно прорешать задачи и вспомнить изученное, – считает Светлана Цуканова.

По мнению учителя, те, кто выбирает для сдачи ЕГЭ физику, легко поступают на бюджет в вузы. Вот только, к сожалению, выбирают ее немногие, большинство считают предмет сложным и предпочитают обществознание. В крупных городах это соотношение сейчас меняется, и все больше выпускников ориентируются на инженерные специальности и технические вузы, в которых надо сдавать физику, где проходной балл пониже, а возможность поступления на бюджет, соответственно, выше. В небольших поселках все еще действует стереотип превосходства юристов и экономистов над всеми другими профессиями, причем распространен он главным образом среди родителей. Именно они часто уговаривают детей сделать такой выбор, потому так важна профориентация.

Как раз над новой программой профориентации, которую можно использовать в школьной «Точке роста», сейчас работает Светлана Цуканова. После победы в региональном конкурсе директор школы Никита Юрьевич Пахомов назначил ее руководителем «Точки роста», теперь одна из главных забот учителя состоит в том, чтобы определить, какие мероприятия нужно проводить начиная с 6‑7‑го класса, чтобы ориентировать детей на современные инженерно-технические специальности.

Сегодня нам нужны физики, инженеры, которые будут создавать новое, современное оборудование для суверенитета страны. Сложность в том, что в качестве примера технических достижений в сельской местности ребятам можно показать только технику для сельского хозяйства. Они, кстати, ездили и смотрели, между прочим, заметили, что в современных комбайнах установлены компьютеры. Учитель специально обратила внимание учеников на эту деталь, то есть и в сельском хозяйстве сегодня без знаний физики и информатики не обойтись.

Самой Светлане во время ее учебы в школе легче всего давались математика и физика. Но и по другим предметам в аттестате четверок не было, одни пятерки. И хотя сначала мечтала стать врачом, в итоге передумала и поступила в педагогический. Считает, что такому выбору способствовали прекрасные педагоги – учитель математики Елена Николаевна Шуваева и классный руководитель, учитель истории Галина Анатольевна Иванонькив. А так как училась Светлана в той школе, где сейчас и работает, то со многими педагогами они теперь коллеги. И Шуваева обучает математике среднюю дочь своей ученицы Цукановой, говорит, на маму похожа – тоже все на лету схватывает!

У Светланы Александровны трое детей, средняя дочка окончила в этом году седьмой, старшая в сентябре пойдет в одиннадцатый, а младший сын – в первый класс, вот такой насыщенный и интересный ожидается у мамы год. Впрочем, у папы тоже, он работает водителем и очень любит свою большую семью. Вместе построили дом, вместе ездят в отпуске на рыбалку, причем Светлана тоже любит посидеть с удочкой. Спрашиваю, о чем думает учитель физики и мама троих детей, когда следит за поплавком.

– Чтобы рыба клюнула! – отвечает смеясь. – Хотя самую большую рыбку поймала – чуть побольше ладошки. У нас крупной рыбы нет, в основном карась, карп, да и я все на удочку ловлю. Мне сам процесс нравится: сидишь и просто отдыхаешь, вырываешься из суеты. Хотя в последнее время переключаться все труднее, постоянно о чем-то думаешь, а голове надо давать отдых.

Кроме рыбалки Светлана Александровна еще любит отдыхать с книгой в руках или за шахматной доской – в школе ведет еще кружок по шахматам. Любит порешать на досуге математические интегралы или сложные задачи из высшей математики, знакомые студенты подбрасывают учителю что-нибудь позаковыристее. Есть участок земли, который тоже надо облагораживать, но педагог признается:

– Сажаю что-то по необходимости, раз земля есть – поработаем.

Из спорта предпочитает велосипед, плавание и лыжи зимой. В отпуск ездят с детьми на море, однако в этом году останутся дома, планируют побывать в Рязани, в аквапарке, посетить «Кудыкину гору» в соседнем Задонском районе. В общем, есть где отдохнуть недалеко! Главная мечта-путешествие – съездить на Байкал.

В завершение разговора не могла не спросить Светлану Александровну, что сегодня самое трудное для учителя в школе. По ее мнению, труднее всего перебороть внешнее влияние на детей Интернета и телевидения:

– Очень трудно увлечь ребят, объяснить им, что не то главное, что показывают по ТВ или в Интернете. Они ведь сегодня не отмалчиваются, некоторые начинают спорить, доказывая, что то, что они в Сети вычитали, и есть настоящая правда. У меня на конкурсе даже специальный мастер-класс был, посвященный развитию критического мышления у детей. И да, пересилить гаджеты сегодня трудно, но детей надо оттуда перетянуть на свою сторону. Или использовать все эти устройства в своих целях! Я так часто делаю, стараюсь находить в Интернете то, что действительно интересно, полезно и сможет заинтересовать или, наоборот, является обманом, и мы это разоблачаем.

Есть и еще один нелегкий момент, о котором говорит учитель, – это общение с родителями. Школа в поселке хоть и крупная (больше тысячи учеников), но многие приезжают из небольших сел, из семей, в которых родители считают главным для ребенка окончить девять классов. Мол, зачем ему учеба, девятилетку окончит, и хватит. Поэтому, поясняет Светлана Александровна, на профориентационные собрания специально приглашают родителей, чтобы тоже были в курсе, какие специальности окажутся востребованы завтра, где для ребенка будет лучше учиться, а потом и работать.

Татьяна МАСЛИКОВА, Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте