search
main
0

Физика

Разрушьте модель, и═она превратится в═реальностть

Конструирование занятий

Как помочь учителю в ежедневной подготовке к уроку? Как хотя бы частично освободить от трудоемкого подбора материала? Как настроить на конструирование своего урока? На эти и другие вопросы пытаются ответить авторы серии методических пособий для учителей физики под общим названием “Модели уроков”, выпускаемой издательством “Просвещение”. Первая книга “Электродинамика: Модели уроков” (авторы Ю.А.Сауров, Г.А.Бутырский) вышла в 1992 году, вторая – “Квантовая физика: Модели уроков” (авторы Ю.А.Сауров, В.В.Мултановский) – в конце 1996 года, третья – “Молекулярная физика: Модели уроков” недавно подписана в печать.

Что же такое модель урока? Это вид методических рекомендаций по организации урока. По функциям и элементам содержания модель урока близка структурно-логическим схемам. Форма знания в модели урока представлена в виде, требующем его творческого преобразования. Это обеспечивает сознательную деятельность преподавания. Отсюда модель урока не просто обьект повторения, но обьект конструирования. Чтобы “превратить” модель в реальность, надо ее разрушить.

Структура моделей уроков примерно одинакова: основные задачи, план урока, методические рекомендации по этапам урока. Вариативность моделей уроков связана с разнообразием содержания рекомендаций. Их элементами являются описания опытов, системы вопросов для организации беседы, логика изложения материала, формулировки учебных проблем, методологические вопросы, задачи и задания для организации коллективной и индивидуальной работы школьников, обобщающие таблицы, примеры решения задач и др.

Система моделей уроков раздела школьного курса физики задает определенную технологию организации учебного процесса. Для учителя такая система оказывается ориентировкой мыслительной деятельности при конструировании урока. Экономность изложения, простота структуры материала, единообразный подход придают методическим рекомендациям характер справочного материала. Здесь задачи, средства достижения и контроля существуют в единстве. В целом система моделей уроков носит устойчивый характер, в ее рамках может быть совершенствование отдельных уроков, уменьшение их числа и др. Это определенный инвариант методики обучения. Причем стержнем является материал по освоению учебной деятельности.

В книге Ю.А.Саурова, В.В.Мултановского разработана технология изучения квантовой физики (11-й класс) в форме моделей уроков, включающая как общие положения по организации урока, так и конкретный учебный материал в виде задач, рисунков и таблиц.

Ольга ШАВЫРИНА

Климат опасно теплеет

Человек и окружающая среда

Книга А.П.Рыженкова “Физика. Человек. Окружающая среда” (Издательство “Просвещение”) является приложением к учебнику А.В.Перышкина, Н.А.Родиной “Физика-7”. В последние десятилетия в природных процессах наблюдаются опасные изменения, угрожающие устойчивости биосферы и нормальному развитию человеческого общества. Отмечены опасное потепление климата, изменения воздушных течений, строения и состава атмосферы, расширение пустынь, исчезновение отдельных видов животных и растений.

До недавнего времени при изучении природных явлений рассматривались только природные силы, действующие в окружающей среде. Теперь нужно учитывать воздействие деятельности человека на природу (антропогенный фактор), которая сравнялась с природными силами. Первым выдвинул эту идею академик В.И.Вернадский, назвавший человечество новой геологической силой.

Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой для человечества. Поэтому необходимо, чтобы школьники представляли себе, как влияет деятельность человека на природные явления и могли с позиций физики анализировать процессы, происходящие в атмосфере, гидросфере и литосфере. В этом им поможет учебник.

Ольга НИКОЛАЕВА

Москвоведение

Как появились Чистые пруды

Заповедные места столицы

каким упоением, приезжая в чужие города, мы сразу же бежим по мощеным улочкам и площадям, вглядываемся в затейливый ажур украшающей дома лепнины, восхищаемся величием крепостных стен, умиляемся уютом и теплом деревянного зодчества… Торопимся, боясь пропустить даже самую малость, спрашиваем, интересуемся… И что удивительно, чем неприметнее местечко, меньше городок, тем больше гордятся им его жители, знают до тонкостей каждый уголок, его историю, судьбу людей, побывавших здесь. Иногда, возвращаясь в родной город, с горечью замечаю, что его жители проходят мимо его красоты, мало водят своих детей по заповедным местам нашего древнего, красивейшего в мире города. Теперь в школах Москвы введен новый курс – “Москвоведение”. Первоклассники изучают историю столицы России. Вот именно для самых маленьких ребятишек и вышла в издательстве “Просвещение” замечательная книга А.А.Преображенского “Наша древняя Москва”. Это одна из книг новой серии издательства “История для детей”. Она рассказывает о том, с чего начиналась Москва, как она строилась, как отстаивала свою независимость, по какому поводу строились красивейшие храмы и воздвигались памятники, откуда взялись Чистые пруды и всегда ли они были Чистыми. Где учились москвичи, какие газеты читали, как следили за модой, что ели-пили и многое-многое другое, что необходимо знать о родном городе москвичам и о столице россиянам.

В ближайшее время в издательстве выйдет в свет еще одна книга из этой серии, написанная известным историком В.М.Соловьевым специально для детей – “Путешествие в прошлое России”. Прочитав ее, ребята узнают о начале Руси, ее князьях и полководцах, о замечательном русском художнике Андрее Рублеве, первом императоре, российских ученых и людях искусства, культуры, просвещения, о быте и нравах русского народа, о его праздниках и обычаях.

Эти книги интересны и доступны ребятам младшего школьного возраста. Они помогут учителям проводить курсы истории и москвоведения в младших классах, воспитателям – в старших группах детских садиков, родителям – для чтения в кругу семьи.

Ольга ШАВЫРИНА

История

Ландау, Бунин, Солженицын, Пастернак. Что их обьединяет?

Страницы прошлого

стория – один из тех предметов, где учебники и учебные пособия претерпевают самые значительные изменения. Особенно это касается тех книг, по которым изучаются события XX столетия.

Учитывая это, издательство “Просвещение” подготовило и выпустило пособия для учителей и старшеклассников. Это сборники заданий, которые помогут учителю истории обьяснить новый материал, проверить знания учеников, организовать их самостоятельную работу на уроках и дома. Большинство заданий затрагивает малоизвестные и спорные страницы истории XX века.

Задания, предложенные в сборниках, помогут учителю выявить способности ребят оперировать уже имеющимися у них знаниями, научить их извлекать из источников информации самое важное, уметь отстаивать свою позицию.

Включенные в пособия задания соответствуют основным программным рамкам, определенным государственным стандартом исторического образования для полной средней школы.

* Книга заслуженного учителя России Г.М.Плоткина “Материалы и познавательные задания по отечественной истории” состоит из документов, отрывков из художественной литературы и публицистики по наиболее актуальным и дискуссионным проблемам современной истории. Сопровождающие текст задания нацеливают учеников на анализ, сопоставление и поиск неоднозначных, сориентированных на личное восприятие решений, способствуют пробуждению интереса к изучению тех или иных проблем.

Часть заданий ориентирована на наличие у ребят элементарных знаний по соответствующим вопросам на уровне их освещения в школьном учебнике. Однако в большинстве своем они опираются на широко представленные в книге документальные материалы, неизвестные на протяжении многих десятилетий. Некоторые из них будут открытием как для педагогов, так и для школьников.

Материалы книги помогут ребятам 9 и 11-х классов в осмыслении исторического пути России в XX веке.

* Книга известных методистов А.Г.Колоскова и Е.А.Гевурковой “Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX века” – составная часть учебно-методического комплекта. Она может использоваться при изучении курса отечественной истории как в 9-х, так и в 11-х классах.

Книга состоит из заданий по всем темам истории России с начала XX века до наших дней. Эти задания помогут учителю подготовить и провести уроки, повысят эффективность его работы. Книгу можно использовать при обьяснении нового материала и при проверке знаний.

Многие задания содержат отрывки из исторических документов и публикаций ученых. Вместо длительных поисков подобных материалов в различных малодоступных изданиях учитель найдет их в данной книге в методически подобранном и подготовленном виде.

* Еще вчера материалы, включенные в хрестоматию “Новые документы по новейшей истории” (составитель академик Г.Н.Севостьянов), имели гриф “Секретно” и “Совершенно секретно” и хранились за семью замками.

Хрестоматия – важное дополнение к учебнику О.С.Сороко-Цюпы “Мир в XX веке”.

Хрестоматия привлекает внимание учеников к отдельным малоосвещенным проблемам новейшей истории и ныне волнующим общественность: репрессии, политика государства в отношении церкви и религии, история Великой Отечественной войны, кризисные явления во внешней политике советского государства, восточноевропейских стран и др.

Большой интерес представляют документы и для широкого читателя.

Биология

Рисунок эпителиальной ткани

Разрезные карточки-задания

В помощь преподавателям биологии в издательстве “Просвещение” вышла новая книга В.С.Рохлова “Дидактические материалы по биологии. Человек. Книга для учителя”.

Материалы представляют собой разрезные карточки-задания по всем темам раздела биологии “Человек” в 9-м классе. Благодаря раздаточному материалу, который можно по мере необходимости копировать на ксероксе, урок станет более живым и интересным, учитель сможет нагляднее обьяснить новый материал учебника, с наименьшей потерей времени опросить учеников и проверить их знания, провести закрепительные и самостоятельные работы в классе.

Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.

Генри ТОРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте