search
main
0

Физик в третьем поколении

Педагогические династии – явление уникальное. А если в династии почти все члены семьи являются учителями физики, то это явление уникальное вдвойне.

Начало педагогической семьи своими корнями уходит в 30‑е годы, когда основатель династии Петр Павлович Пеньков возглавил школу в Прохоровском районе Белгородской области. Потом была война. Контузия и частичная потеря слуха… Служба в политотделе штаба дивизии. А после войны восстановление народного образования. Он был директором школы в Ближней Игуменке, а затем занимался строительством и организацией работы школы в Пушкарном.

Профессию отца продолжили дети: Евгений Петрович преподавал в техникуме, затем в университете, его сестра Антонина Петровна была заслуженным учителем России и почетным гражданином Белгородского района.

Жена Евгения Петровича – Нина Тихоновна – в юности собиралась стать врачом, но в медицинский институт баллов не набрала. А на следующий год поступила на физико-математическое отделение педагогического института. А затем 44 года работала в школе. Преподавала физику в школе №29, была завучем в школе №41 Белгорода.

Нина Тихоновна вспоминала: «Мои дети учились в школе, где я преподавала, у Владимира я была классным руководителем. И для них, и для меня это было непросто. Я как-то спросила сына: «Ты можешь получить по физике «четыре»?» Он отвечает: «Да». А я говорю: «Нет, тогда про меня скажут, что я даже своего сына не смогла научить. И еще: я только в классе рот открываю, ты уже должен руку поднять. Кто идет мести улицу? Ты! Дежурить? Ты! На олимпиаду – тоже ты».

Нина Тихоновна своим подходом к воспитанию создала для своих сыновей прекрасные условия для самореализации, Виктор и Владимир стали учителями.

Виктор Евгеньевич Пеньков – кандидат педагогических наук, доктор философских наук, награжден орденом Александра Великого Российской академии естествознания, преподает в БелГУ. Про свой профессиональный девиз он говорит так: «Настоящий учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Студентам, школьникам я расскажу предмет так, что тот, кто захочет, поймет, а кто не захочет, тому уже никто не поможет. Обучение – процесс взаимный. Мое кредо – работать на сильного. А сильным может стать каждый. Задача педагога – создать условия, чтобы ученик мог реализовать свои способности».

Я свой педагогический путь начал в 18 лет, на первом курсе физмата уже преподавал в школе, где успешно занимался апробацией методики преподавания физики, разработанной белгородским ученым Станиславом Хорошавиным. Стать учителем не мечтал, серьезно занимался гандболом. То, что буду преподавать, понял на педагогической практике после первого курса в летнем лагере. Мой отряд – 40 младших школьников – никак не мог справиться с моими именем и отчеством. Дети называли меня «дядя Вова», мне с ними очень нравилось общаться. Сейчас преподаю физику в предпрофессиональных классах.

У Евгения и Нины Пеньковых не только сыновья, но невестки и внуки старшего сына – учителя. Сегодня династия насчитывает четыре поколения. Общий стаж которых составляет почти 140 лет.

Владимир ПЕНЬКОВ, учитель физики школы №2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте