search
main
0

Физическая нагрузка, душевный комфорт Доверяй учителю – береги здоровье

Разговор с одним из судей номинации “Здоровьесберегающие технологии”, учителем химии школы N1259, лауреатом московского конкурса “Учитель года-1997” Владимиром ГОЛОВНЕРОМ состоялся сразу после конкурса. Впечатления были свежи, воспоминания ярки…

– Расскажите об участниках вашей номинации. Кто из них показался вам наиболее интересным?
– В номинации “Здоровьесберегающие технологии” было представлено пять участников. Два преподавателя физкультуры, два химика, одна “англичанка”. Должен сразу сказать, что и у членов жюри, и у конкурсантов совершенно разошлись представления о том, что такое здоровьесбережение. Физкультурники поняли тему как развитие физических возможностей человека, здоровый образ жизни. Химики сочли, что имеется в виду экологическая составляющая курса. А преподаватель английского языка считает, что здоровьесбережение – это создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке, сохранение психического и физического здоровья школьников.
Были любопытные уроки физической культуры. Учитель физкультуры из Магаданской области Александр ИГНАТЬЕВ сам конструирует нестандартные спортивные снаряды. Но самое интересное, что он свои изобретения продемонстрировал в действии – привез на конкурс разработанные им снаряды. Например, необыкновенно эффектны “раздвижные шторы-сетки”. Идея такая: под потолком физкультурного зала проводятся проволочные карнизы, на них подвешивается что-то вроде больших рыболовных сетей, которые в начале урока собраны, их и не видно. По ходу урока класс разбивается на несколько групп, и каждая группа работает в своей части зала. Сеточки нужны, чтобы ребята друг другу не мешали. Они делят пространство зала на четыре одинаковых сектора. Сетки прозрачные, поэтому учитель спокойно может контролировать ход урока. И в то же время они позволяют беспрепятственно метать снаряды (урок был посвящен метанию) – исключена возможность травмы. Главный “плюс” – очень эффективно используется пространство зала. А потом так же быстро зал трансформируется, приводится в прежнее состояние. Александр Иванович также продемонстрировал свою конструкцию волейбольной сетки, которая позволяет сразу четырем командам играть в волейбол в одном спортивном зале. Учитель четко руководил ребятами, полностью владел ситуацией. Ученики ему доверяли. Это очень важно и тоже относится к здоровьесбережению.
Второй физкультурник, Михаил БЕЛОГЛАЗОВ из Республики Мордовия, попытался показать себя как идеал физического здоровья. Он действительно достойный объект для подражания. Хорошо развит физически. Главная идея его урока – мужчина должен быть крепким, здоровым, должен уметь защищать Родину. Ребята стали участниками военизированной эстафеты. Надо было с вещмешком проползти под “колючей проволокой”, перейти воображаемый полуразрушенный мост через речку и так далее. Вывод учителя: вы, будущие защитники Родины, должны готовить себя к армии. В заключение урока Михаил продемонстрировал свою мышечную силу. То есть смысл здоровьесберегающих технологий для мордовского физкультурника – необходимо сберечь свое здоровье, если ты достаточно физически развит.
Самым интересным участником мне показалась учитель английского языка из Тольятти Юлия МИЩЕНКО. У нее было идеальное попадание в цель: игровые формы обучения заявлены в концепции и показаны на уроке. Игра шла весь урок. Звучала только английская речь, несмотря на то, что это маленькие дети, третий класс. Использовалась лексика, доступная для ребенка. Юлия Сергеевна хорошо владеет методикой. Один и тот же лексический материал -глагол “can” – был прокручен десятки раз в различных ситуациях и формах. Сочеталась индивидуальная, групповая, парная, фронтальная деятельность. Урок проходил в нетрадиционной обстановке. Парты были убраны, дети сидели на стульях, составленных полукругом, а часть времени – просто на ковре. По лицам было видно, что им нравится все происходящее. Ощущалось полное единство учеников и учителя. Детям хотелось повторять за ней любое движение, слово. Было видно, как Юлия Сергеевна и ее ученики постепенно сливаются в некий общий организм. Приятно было смотреть урок.
– Какие недостатки вы заметили на конкурсных уроках?
– В предыдущие годы на конкурсе было модно показывать групповые технологии работы. Причем было заметно, что учитель не использует эту форму в повседневной практике. Группы создавались, как правило, по произвольному принципу. Взаимодействие детей внутри групп не было организовано. И так далее… К счастью, в этом году эта мода ушла.
Но были другие недочеты. Хочу заметить, что в 11-м классе урок по химии требует каких-то нестандартных идей, чтобы заинтересовать ребят предметом, который в этом возрасте мало кому интересен в обычной школе. Нужна изюминка.
Другая беда многих конкурсантов – они не укладываются в урок. В тот момент, когда учитель выходит на генеральную идею урока, звенит звонок и в итоге не получается в полной мере раскрыть тему. Больше того – приходится навязывать детям выводы, которые они должны сами делать. Учитель за них проговаривает, спрашивает: “Вы согласны?”. Это очень неприятно.
Еще одно замечание. Одна из наших конкурсантов заявила, что работает с детьми повышенной учебной мотивации в лицейских классах. Что в итоге мы увидели на уроке? Она просто попыталась насытить занятие дополнительной информацией, раздав большое количество печатных материалов собственного производства. Дети должны были исследовать эти материалы, делать выводы, связывать их с темой урока. Пол-урока учитель настраивала ребят на работу, объясняла, что нужно делать. И из-за этого ничего не успела.
– Ваше отношение к новым номинациям.
– Мне кажется, все-таки лучше оставить предметные номинации на первом этапе.
– Почему?
– У нас два человека явно выделились. А если явных лидеров нет, сравнивать людей таких разных предметов, как физкультура и химия, тяжело, к тому же если они еще и по-разному понимают общую идею, которая вынесена в название номинации. Если один считает, что здоровьесбережение это развитие физического здоровья, а другой – что это забота об окружающей среде, как сравнивать эти подходы между собой?
Мне кажется, что и самим участникам проще работать внутри своих предметов. Дело в том, что учителя не руководствуются надпредметными принципами в своей ежедневной деятельности. Это надуманная вещь для них. А предметная стихия – естественная среда. Нужен предметный принцип оценивания, тогда мы увидим повседневный труд учителя.

Ксения МУРАТОВА, специальный корреспондент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте