«Медиаграмотность и цифровая гигиена» – такой теме посвятят новое занятие цикла «Разговоры о важном». Его проведут для школьников 23 января.
Занятия «Разговоры о важном» начали проводить в российских школах с начала текущего учебного года. На них ребят знакомят с традициями, культурой, историей нашей страны, а также обсуждают актуальные для них сегодня темы. Так, 23 января с учащимися будут говорить о том, как быть защищенными в цифровом пространстве. Урок нацелен на формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.
Для детей разного возраста тему раскроют по-разному. На сайте проекта представлены все необходимые для занятия материалы: сценарий, постеры, видео и презентации. Ученикам 1–9 классов покажут видеообращения Натальи Касперской, Константина Сидоркова и Егора Крида.
Специалист в сфере информационных технологий, глава группы компаний InfoWatch Наталья Касперская напомнит школьникам о важности знания рисков, которые существуют в цифровом пространстве. Несмотря на то, что современные гаджеты позволяют быстро находить информацию и общаться, необходимо соблюдать определенные правила безопасности.
Эксперт компании VK Константин Сидорков расскажет о правилах поведения в интернете: например, не стоит делать того, что вы не стали бы делать в реальной жизни, а также не следует выкладывать подробные фотографии дома и семьи. Популярный российский певец Егор Крид проинформирует ребят о таком явлении в Сети, как скам – мошенничество, когда вымогают деньги путем обмана сообщениями от известных людей (блогеров, артистов и др.).
Учащиеся 11-х классов увидят обращения Натальи Касперской, Егора Крида и Рустэма Газизова. Рустэм Газизов – директор департамента защиты клиентов VK – расскажет, что более 90% успешных взломов профилей происходит при помощи социальной инженерии. Это попытки получить доступ к личным данным с помощью различных приемов и методов – через фишинговые письма, например. Мошенники действуют, основываясь на знании человеческой психологии.
1–2 классы
С ребятами поговорят о необходимости быть внимательными, находясь в сети. После видеообращения Натальи Касперской с ними обсудят простые правила поведения в интернете и дадут интерактивное задание в формате анимационного фрагмента. Помогать им будет Антон Корюшкин, который живет в городе Нижнефорельске, занимается в кружке цифровой безопасности. Он и расскажет о различных опасностях, поджидающих в интернете. Дети проанализируют ряд ситуаций, связанных с защитой профиля, личной информации, фишинговыми ссылками, социальной инженерией. Школьники просмотрят первую часть ролика, обсудят ситуацию по предложенным вопросам, сформулируют правило-вывод и проверят это правило во время просмотра второй части видео.
Например, ситуация-кейс «Защита личной информации» будет дана ребятам, чтобы рассказать, зачем и как защищать личную информацию. Из первой части видео они узнают, что Арина купила билет на выставку и сфотографировала его, затем выложила фото билета в соцсетях, чтобы друзья за нее порадовались. Вопрос: что в действиях Арины опасно? Дети ответят, что увидеть фото билета, а затем использовать его данные может мошенник.
Во второй части видео запись Арины прочитает мошенник, который покажет фото билета из личного профиля, и по нему пройдет на представление, а Арина уже не сможет воспользоваться купленным билетом. Правило: необходимо быть предельно осторожными, если выкладываете информацию в сети. И чтобы дополнительно себя обезопасить в интернете, нужно использовать фильтр «для близких друзей».
3–4 классы
Ребятам постарше учитель также предложит проанализировать несколько ситуаций-кейсов, в которых представлены угрозы со стороны мошенников, и сформулировать основные правила цифровой безопасности в сети Интернет.
Например, ситуация-кейс «Защита профиля» позволит школьникам понять, как защитить свой профиль в социальных сетях от взлома. В первой части видео представлена Жанна – блогер. Однажды она не смогла войти в свой аккаунт, а ее подписчики получили информацию о том, что Жанне надо прислать деньги на лечение ее любимого животного. Вопрос: почему Жанна не смогла войти в свой аккаунт? Что сделали подписчики Жанны? Дети ответят, что ее аккаунт «взломали» мошенники. При получении подозрительного письма надо связаться и уточнить информацию у человека, от которого было оно было получено.
Во второй части видео оказывается, что подписчики Жанны знали о ее аллергии на животных, поэтому они сразу поняли, что аккаунт «взломан», и пожаловались модератору социальной сети. Модератор оперативно заблокировал страницу. После просмотра видео школьники выведут правило: на всех сервисах нужно использовать разные пароли и менять их раз в полгода. Пароли должны содержать более 8 символов, включая строчные и заглавные буквы. Также можно подключить дополнительное подтверждение входа, это поможет защитить профиль от мошенников.
5–7 классы
На занятии ребятам напомнят, что возможности, доступные нам благодаря подключению к сети, могут принести много пользы, но там же можно столкнуться и с разными угрозами. Важно использовать доступ в интернет с умом, эффективно и безопасно. Как и в реальной жизни, в интернете стоит придерживаться некоторых правил.
Школьникам предложат комплект интерактивных заданий по данной тематике. Им покажут часть ролика с определенной ситуацией. Ребята вместе с учителем ее обсудят, а затем просмотрят оставшуюся часть видео и сформулируют вывод. Таких ситуаций будет несколько.
Например, благодаря заданию «Фишинговая ссылка» дети узнают, как не попасть на «удочку» кибермошенников. Сначала они увидят, как Ваня познакомился в сети с девочкой, и они стали переписываться. В процессе общения Ваня поделился информацией о кино, а новая подруга предложила сходить посмотреть фильм и скинула Ване ссылку, чтобы он оплатил билеты. Ваня перешел по ссылке и оплатил. Но билеты не пришли, а девочка перестала выходить на связь.
Вопрос: какую ошибку допустил Ваня при общении с девочкой в сети? Дети ответят, что Ваня поверил, что он общается с реальной девочкой, он ввел данные и не проверил ссылку. Из второй части ролика школьники узнают, что Ваня стал жертвой фишинга, а мошенникам удалось заполучить реквизиты личной карты Вани. Поэтому ее пришлось заблокировать и выпустить новую.
Правило: прежде чем знакомиться в социальных сетях, нужно просмотреть страничку пользователя – похожа ли она на настоящий профиль, есть ли посты о каких-то событиях или от друзей. Лучше не переходить по незнакомым ссылкам, так как любая из них может быть опасной. Прежде чем ввести свои данные, проверьте адресную строку, любимая уловка мошенников – использовать схожие буквы. А покупать билеты необходимо только на проверенных официальных сайтах.
8–9 классы
Школьникам также расскажут о безопасном поведении в интернете. Их ждет обсуждение различных ситуаций в сети с просмотром анимационных фрагментов, разбор предлагаемых ситуаций и вывод правил безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов. Работа может вестись по группам.
Так, ситуация-кейс «Социальная инженерия» научит ребят распознавать обман в интернете. В ролике покажут девочку Киру, которая любит одну музыкальную группу. Однажды ей в личном сообщении написал продюсер и сообщил, что Кире предлагают принять участие в просмотре-кастинге. Но для этого необходима фотосессия, за которую надо заплатить. Продюсер попросил перевести деньги как можно быстрее. Кира перевела деньги и стала собираться на просмотр-кастинг, но продюсер почему-то пропал.
Вопрос: какую ошибку допустила Кира? Школьники скажут: Кира поверила, что ей написал настоящий продюсер и ввела свои данные, оплатив фотосессию. Вторая часть видео продемонстрирует, что на самом деле Кира переписывалась с мошенником.
Правило: если вам пришло сообщение от незнакомца, необходимо постараться собрать о нем дополнительную информацию. Предложить представиться, проверить сведения и попросить прислать больше информации о том, что вам предлагают. Важно понимать, что мошенники всегда будут вас торопить. Им нужно лишить вас возможности и времени разобраться в ситуации, чтобы уточнить и проверить полученную информацию.
Социальной инженерией называют разные виды манипуляций и обмана, цель которых – заставить человека раскрыть личные данные, получить доступ к его личной и финансовой информации.
10–11 классы
Старшеклассникам предложили два варианта сценария занятия. Первый адресован педагогам и обучающимся, обладающим повышенным уровнем компетенций в области ИТ. Так, школьникам предстоит принять участие в игре «Кибербезопасность».
Класс разделят на две команды – «Кибермошенники» и «Специалисты по информационной безопасности». Каждая команда получит набор карточек с возможными действиями. Педагог выбирает одну из карточек-угроз и озвучивает ее. Задача команды «Кибермошенники» — подобрать из набора карточек с действиями те, что злоумышленники типично используют в такой ситуации. Задача команды «Специалисты по информационной безопасности» – составить план защиты из своего набора карточек-действий и описать модель поведения пользователя.
На обсуждение отводится 3–5 минут. По истечении этого времени «Кибермошенники» презентуют свой вариант плана «нападения», а «специалисты по информационной безопасности» – план защиты.
Педагог оценивает, отражена ли атака (при необходимости используя ключи к ситуациям, в которых представлены примерные планы атаки и защиты), если да, то присваивает балл команде «специалистов по ИБ». В игре встречаются такие тематики заданий из сферы кибербезопасности, как фишинговые ссылки, социальная инженерия, защита личной информации, защита профиля.
Во втором варианте занятия старших школьников ждет разбор видеороликов, в которых люди сталкиваются с мошенниками. Ребятам предстоит обсудить увиденные фрагменты, а затем – вывести правила поведения в похожих ситуациях.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о проведении занятий «Разговоры о важном», посвященных празднику Рождества, прорыву блокады Ленинграда, важности семейных праздников и традиций.
Комментарии