search
main
0

ФИПИ. Проект КИМ ЕГЭ 2023 года по русскому языку. Экспертная оценка новой демоверсии

К счастью или сожалению, русский язык – обязательный экзамен для всех выпускников. Конечно, каждый мечтает сдать его на высокий балл. На первый взгляд кажется нереально: каждый год эксперты ФИПИ вносят правки и замечания в тестовую часть, усложняют структуру сочинения. Но если начать подготовку к итоговой аттестации загодя – вполне реально получить заветную «сотню». Надо лишь понимать, как устроен экзамен, какие изменения вас ждут на ЕГЭ в 2023 году и какими пособиями пользоваться.

Говоря об обновленных формулировках и приводя примеры заданий, лично я пользуюсь сборниками опытных, грамотных, проверенных авторов. Сегодня на моей книжной полке вновь пособие от издательства «Экзамен» – “ЕГЭ 2023. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ”. Авторы издания, И.П. Васильевых и Ю.Н. Гостева, ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ. Пособие содержит 50 типовых вариантов экзаменационных заданий по русскому языку, которые составлены с учётом особенностей и требований Единого государственного экзамена. Кроме ответов ко всем вариантам заданий, в пособии есть и комментарии к ответам, и образцы бланков для записи ответов.

Итак, что же поменялось? Главное изменение в ЕГЭ 2023 по русскому языку – другая система оценивания. Первичных баллов стало меньше: 54 вместо 58. За все задания дают один балл, за 8 задание – три балла вместо привычных пяти (эх, больше это не самое дорогое задание первой части!), количество максимальных баллов в задании 26 сокращено до 3 баллов.

Кроме того, претерпели изменения формулировки заданий и их последовательность. Так, задание № 1 – стилистический анализ текста – переместили на позицию 3, вытеснив оттуда задание, требующее верно определять лексическое значение слова. Теперь оно второе в тестовой части. На первом же месте оказалось прошлогоднее задание № 2.

Задание №1 ЕГЭ по русскому языку, как и прежде, посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста. Согласно формулировке выпускнику необходимо самостоятельно подобрать слово (союз, местоимение, частицу, наречие и др.), которое должно стоять на месте пропуска в предложении. Например, в задании №1 варианта 35 необходимо подобрать указательное местоимение (Инициировать <…> волны – с высотой, нередко превышающей десятиметровую отметку – могут землетрясения (с эпицентром в океане), извержения вулкана, а также и оползни).

Очень долго задание №2 (бывшее №3) оставалось без изменений. В нём для анализа выпускнику предлагался фрагмент словарной статьи, где были даны значения одного слова  (от 4 до 7). Выбрать необходимо было только одно – то, которое по смыслу должно было находиться в тексте. Теперь же на выбор предлагают 5 слов со значениями, а в задании сказано: «Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте». Важно обратить внимание на формулировку: нужно выбрать несколько вариантов ответов, в которых значению выделенного слова соответствует его значение в тексте.

Так, в задании №2 варианта 18 авторы пособия предлагают поработать со словами:

После внимательного прочтения и анализа текста становится понятным, что верными ответами в данном задании станут 2 и 5.

Заданиям №№3, 21 и 26 части 1 экзаменационной работы с этого учебного года присвоен статус заданий повышенного уровня с учётом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Номера 3, 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточнёнными перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства языка, представленными в Кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по русскому языку.

Любопытнее и интереснее, на мой взгляд, станет в этом году и задание №4 (для качественной подготовки к нему, к слову, обновлен орфоэпический словник). Если выпускник прошлого года в нём искал слово с допущенной ошибкой в постановке ударения, то нынешний 11-классник попытается установить, какие же слова соответствуют орфоэпической норме. Например, задание №4 варианта 45 предлагает следующий перечень слов:

Конечно, правильными будут ответы 1, 3, 5.

В нынешнем учебном году изменениям вновь подверглось задание № 9: оно унифицировалось и звучит так же, как задание №10. Теперь не нужно искать ряды слов, в которых безударные гласные корня относятся к чередующимся, проверяемым или непроверяемым. Необходимо просто вставить буквы и выбрать ряд, в котором пропущена одна и та же буква.

Наконец, о сочинении. И здесь новое – это хорошо забытое старое. Как и в прежних стандартах, задание №27 теперь оценивается 5 баллами: балл за верное определение смысловой связи между примерами-иллюстрациями убрали. Предполагается, что указание на смысловую связь является неотъемлемой частью ее анализа. И это вполне логично: назвал связь – объясни, почему она именно такая. Если же не сделал этого, использовав ни к чему не обязывающее клише: «Примеры дополняют друг друга», – теряй баллы.

Сдавать русский язык, к счастью или сожалению, будет каждый выпускник нашей страны. Важно уже сейчас вдумчиво изучить критерии, формулировки, обновленные пособия. Ведь теперь, чтобы стать высокобалльником, нужно допустить ещё меньше ошибок, чем раньше.

Анастасия МИНГАЧЕВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора Губернаторского лицея №100, Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте